Часть дипломной работы на тему Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности обучения младших школьников математике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2.1. Констатирующий этап. Изучение уровня
обученности математике у младших школьников
2.3. Контрольный этап. Изучение уровня обученности
математике у младших школьников
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
2.1. Констатирующий этап. Изучение уровня
обученности математике у младших школьников
Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: констатирующий,
формирующий, контрольный. В опытно-экспериментальной работе приняли участие
ученики 3 класса в количестве 20 человек.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление исходного
уровня обученности математике у младших школьников.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Подобрать методику для исследования исходного уровня обученности
математике у младших школьников.
2. Выявить начальный уровень обученности математике у младших
школьников.
3. Реализовать разработанные материалы по обучению младших
школьников математике с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
4. Проверить эффективность разработанных материалов по формированию
математических умений.
Для изучения исходного уровня обученности математике у младших
школьников, была разработана комплексная контрольная работа с разными видами и
уровнем сложности задач.
На этапе первоначальной диагностики требовалось выявить у учащихся
3 класса уровень следующих умений:
¾
умение решать задачи;
¾
умение сравнивать
величины;
¾
умение решать выражения.
Диагностическая контрольная работа включает 10 заданий, за каждое
правильно выполненное задание ученику ставится 1 балл, 0 баллов – если задание
не выполнено или выполнено неверно.
Контрольная работа констатирующего этапа включала следующие
задания:
1.
Подчеркни одной чертой – условие задачи, волнистой линией – ее вопрос.
В магазин привезли 4 ящика с фруктами. В каждый ящик вмещалось по
16кг. Сколько килограммов
фруктов привезли в магазин?
2.
Решить примеры устно и записать полученные ответы.
а) 47 — 3 = б) 18 + 28 =
3.
Решить задачу.
Для ремонта школы маляры купили 34 банки белой краски, 18 банок
желтой краски и 12 банок синей. В первый день истратили 13 банок белой краски.
Сколько краски осталось?
4.
В представленном числовом ряду обвести четные числа.
3, 5, 8, 12, 18, 23, 24.
5.
Заменить сумму на
произведение.
6 + 6 + 6 + 6 + 6 =
6.
Решить примеры.
а) 7 * 3 = б) 2 * 8 =
7.
Решить уравнение.
24 + 5 * (28 : 7 — 2) =
8. Сравни числа, поставив знак < или
>.
а) 345 … 378
б) 104 … 114
9.
Представь данное числовое выражение в цифровом виде.
Триста девяносто четыре ___________
10.
Составь верное равенство.
а) 167 см = ____ м_____см
Анализируя полученные результаты можно определить несколько уровней
обученности математике у младших школьников:
¾
высокий;
¾
средний;
¾
низкий.
К высокому уровню относятся учащиеся, набравшиеся 9-10 баллов. Ученики
сделали 9-10 заданий, они обладают способностью к выделению условия и требования
в задаче, способны определить значения данных в условии, выявить их взаимосвязи,
умеют выбрать оптимальные модели для записи и решения задачи. Умеют сравнивать
величины, решать выражения. Ученик может записать решение задачи, не допускает
ошибки при вычислениях.
К среднему уровню относятся учащиеся, набравшиеся от 5 до 8 баллов.
Учащиеся, сделавшие от 5 до 8 заданий, могут определить условие и требование
задачи, но испытывают трудности с выделением значений и их зависимостей. Имеют
трудности в сравнении величин, в решении выражений. Ученик может записать
решение задачи, однако допускает ошибки при вычислениях.
К низкому уровню относятся учащиеся, набравшиеся от 0 до 4 баллов. Учащиеся, сделавшие 4 и менее
заданий, могут определить условие и требование задачи, но не умеют определять
значения и их зависимости. Не могут сравнивать величины и не могут решать
выражения. Математические способности проявляются в общей, всем присущей
потребности. Ученик испытывает трудности при записывании решения задачи, при
вычислениях.
В зависимости от верности исполнения заданий, учащиеся разделились
на три группы, полученные результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ для повышения эффективности обучения младших школьников математике ……………………….7
1.1 Психолого-педагогические и методические аспекты обучения младших школьников математике ……………………………………………………………….7
1.2 Проблема эффективности обучения математике в начальной школе …………15
1.3 Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе ………21
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………….35
Список литературы ……………………………………………………………………37
Введение:
Актуальность исследования. Одной из основных проблем современного образования является эффективность математического образования. Задача повышения эффективности математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния математического образования в школе. В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.
Изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и учений. Необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа. На первый план выступают задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию, требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности. Это означает, что нужно менять подход к обучению математики. Учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт математической деятельности.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики оказывает существенное влияние на содержание, формы и методы обучения. Педагогические возможности информационных технологий превосходят возможности традиционных средств реализации образовательного процесса. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения эффективности обучения учащихся на уроках математики. Конечно, среди причин, по которым дети теряют интерес к занятиям, следует назвать единообразие форм и методов, которые учителя используют в непосредственной образовательной деятельности. Только креативный подход к построению образовательного процесса, его уникальность, богатство разнообразными приемами, методами и формами могут обеспечить эффективность.
Проблема эффективности обучения младших школьников математике рассматривалась в работах таких ученых (А. В. Белошистая, С. Е. Царева, В.А Каротина, Л.Н. Мохова, Н.П. Рыжова и др.). Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении детей математике обсуждалась в ряде работ (Федина О.В., Соболева С.Ю., Мурашова Л.Д., Короткова Н.А., Каменева Т.А., Захарова Т.Л. и др.). Все исследователи отмечают значимость информационно-коммуникационных технологий при обучении математике.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы использования ИКТ для повышения эффективности обучения младших школьников математике
1.1. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения младших школьников математике
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет. С зачислением в школу в жизни детей происходят значимые изменения. С началом обучения ребенка в школе происходит переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного интеллектуального развития детей и улучшения значимых личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия и так далее). Д.Б. Эльконин отмечал, что развитие ребенка от момента появления на свет и до зрелости есть формирование его как члена общества, процесс становления как личности. В ходе формирования ребенка как личности происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку [28].
В младшем школьном возрасте формируется внимание. Важнейшей целью учёбы в начальной школе является развитие центрального психологического новообразования данного возраста, формирования произвольного внимания школьников. Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и складывается возможность осознанно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В младшем школьном возрасте у детей происходит улучшение воссоздающего воображения.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Именно мышление является центральным объектом развития в данный период детства. Мышление в младшем школьном возрасте отображает главные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность приводить простые умозаключения. В младшем школьном возрасте формируется наглядно-образное мышление, которое позволяет самостоятельно выделять наиболее существенные в предметах предметы, а также видеть взаимосвязь этих предметов друг с другом и соотношение частей этих предметов.
Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок «иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина.
В процессе учебной деятельности ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации, память становится произвольной, происходит смена доминирующего вида мышления с наглядно-действенного на абстрактно-логическое. Продолжает совершенствоваться зрительный анализ и синтез, исследование каждой из частей мысленно расчлененного образа в отдельности. Ребенок младшего школьного возраста в состоянии, воспринимая абстрактные образы (письменные знаки), объединять их в более сложное абстрактное образование (слово), придавая последнему смысловое значение [20].
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).