Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Использование художественных произведение в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Научно-теоретические подходы к формированию культуры поведения в дошкольном возрасте…………………………………………….
7
1.1. Проблема воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………
7
1.2 Формы, методы, средства воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
12
1.3 Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста……………………………………..
17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 28
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию представлений о культуре поведения у детей старшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы……………………

30
2.1. Выявление уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения…………………………………………………
30
2.2. Обоснование и апробация системы работы по формированию представлений детей о культуре поведения средствами художественной литературы……………………………………………………………………….

39
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования………………… 46
Выводы по 2 главе……………………………………………………………… 52
Заключение……………………………………………………………………… 53
Литература………………………………………………………………………. 55
Приложение 1…………………………………………………………………… 60
Приложение 2…………………………………………………………………… 62

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Коренные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему культуры поведения дошкольников. В связи с этим перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих. Решение этой проблемы связано с формированием культуры поведения личности дошкольника. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого из его членов в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе, и что другие должны относиться к нему так же. Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении человека. Одним из направлений нравственного развития ребенка является воспитание культуры поведения.
Исследования В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и ум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознательность и самосознание, формирует мировоззрение.
Истинная культура поведения — это органическое единство внутренней и внешней культуры человека, способность находить правильную линию поведения в нестандартной ситуации, которая не регулируется правилами. За основу взято определение понятия культуры поведения дошкольников как совокупности устойчивых форм повседневного поведения, полезных для общества в повседневной жизни, в общении, в различных видах деятельности.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: каково влияние художественной литературы в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста.
Объектом является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что художественная литература будет способствовать формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения, если:
— будут подобраны произведения, в которых раскрываются как положительные, так и отрицательные нормы и правила культуры поведения;
— после прочтения будет использована беседа, раскрывающая нормы и правила поведения;
— чтение художественных произведений соответствующего содержания будет использоваться систематически.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. изучить психолого-педагогические основы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста,
2. охарактеризовать особенности культуры поведения дошкольников,
3. провести исследование влияние художественных произведений на культуру поведения дошкольников.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта изучения проблем формирования культуры поведения детей ссреднего дошкольного возраста;
— аналитические: анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— обоснован подход к процессу воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста посредством использования художественных произведений;
— определено влияние художественных произведений на воспитание культуры поведения дошкольников.
Этапы работы:
На первом этапе определялись исходные теоретические позиции, изучался и анализировался массовый и передовой опыт по вопросам воспитания культуры поведения у детей.
На втором этапе осуществлялась практическая работа, проводилась диагностика культуры поведения; проводилась количественная, качественная обработка результатов.
На третьем этапе анализировался, систематизировался, обобщался практический материал, формулировались выводы. Составлялись научно — методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений.
База исследования. Экспериментальной базой стал МДОУ №4 «Умка».
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что:
— использование результатов исследования позволяет повысить эффективность формирования культуры поведения детей дошкольного возраста посредством использования художественных произведений;
— предложенная система работы по формированию культуры поведения дошкольников, может использоваться в практической деятельности воспитателей;
— рекомендации по управлению процессом формирования культуры поведения дошкольников посредством использования художественных произведений так же могут быть использованы воспитателями ДОУ;
Система воспитательно-образовательных мероприятий, может быть использована при организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, для коррекции поведения детей, а также для воспитания культуры поведения у дошкольников посредством игр.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что основной задачей воспитания культуры поведения детей среднего дошкольного возраста является формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связанна с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь подкрепляет их. Уже в средней группе формируется личное отношение ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Особенности воспитания культуры детей среднего дошкольного возраста является их чувствительность и восприимчивость, к хорошим и плохим поступкам, эмоциональная отзывчивость, искренность детских чувств и поступков, что и является основой формирования у них нравственных качеств.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
До проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе, особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а также некоторые методические подходы к воспитанию культуры поведения средствами художественной литературы.
Роль литературы в процессе становления личности ребёнка ещё высока и потому, что главные мысли и идеи, высказанные в форме ярких эпитетов, олицетворений, метафор и других выразительных средств языка, лучше воспринимаются и понимаются читателем, оказывая тем самым сильное воздействие на личность. Произведения художественной литературы помогают также расширить кругозор детей, позволяют глубоко понимать происходящую действительность, выделяя в ней наиболее важные моменты.
В практической части работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой стало выявить влияние художественной литературы на уровень культуры поведения старших дошкольников.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе была проведена первоначальная диагностика культуры поведения дошкольников. По результатам первичного исследования было выявлено, что уровень развития культуры поведения старших дошкольников находится на среднем и низком уровне.
На формирующем этапе был составлен перспективный план использования художественной литературы в воспитании культуры поведения старших дошкольников.
На контрольном этапе была повторно проведена диагностика культуры поведения старших дошкольников. На этом этапе было выявлено, что процент детей с низким уровнем культуры поведения сократился, в основном преобладает высокий и средний уровни.
Таким образом, гипотеза исследования, что художественная литература будет способствовать формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения, если будут подобраны произведения, в которых раскрываются как положительные, так и отрицательные нормы и правила культуры поведения; после прочтения будет использована беседа, раскрывающая нормы и правила поведения; чтение художественных произведений соответствующего содержания будет использоваться систематически, нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно-теоретические подходы к формированию культуры поведения в дошкольном возрасте

1.1. Проблема воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

С появлением человеческого общества начала развиваться поведенческая культура. Мы начнем рассмотрение этого социального феномена с определения понятия «поведение».
Поведение — это образ жизни и действия, который отражает сущность человека, особенно его характер и темперамент, его потребности, установки, убеждения, вкусы, привычки и желания [3, с. 66].
Следующее предложение, высказанное С. Козловой: поведение современного культурного человека является результатом двух процессов психического развития — процесса биологической эволюции видов животных, кульминацией которого стало создание рационального человека, и процесса исторического развития, благодаря которому примитивен человек превратился в культурного. Эти линии развития сливаются в онтогенезе и образуют единый и сложный процесс. Линия культурного развития соответствует всему историческому пути от первобытного человека, во многом напоминающего животное, до современного культурного человека [13].
Культура поведения — это совокупность форм и методов поведения человека, в которых отражаются принятые в обществе моральные, эстетические нормы.
В. Курочкина отмечает, что в современном обществе ведущее место принадлежит понятиям «культура поведения» и «поведенческая культура».
Первое из этих понятий — «культура поведения» — относится к поведению конкретного человека, члена общества [19, с. 51].
И.П. Подласый рассматривает культуру поведения как совокупность форм и методов поведения, отражающих морально-эстетические нормы, принятые в обществе [29].
Поведенческая культура, по мнению И.Н Курочкиной, является гораздо более широкой концепцией [20, с. 30-34].
Поведенческая культура — это совокупность всех явлений, разработанных человечеством в области поведения. Будучи частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и в то же время оказывает на него серьезное влияние.
С.В. Петерина понятие «культура поведения дошкольника» определяет как совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных для общества в повседневной жизни, в общении, в различных видах деятельности[27].
По содержанию культуры поведения дошкольников она условно выделяет следующие компоненты: культуру деятельности, культуру общения и культурно-гигиенические навыки и привычки.
Рассматривая соотношение культуры поведения и культуры поведения, следует отметить: человек, как и социальная группа, обладает определенной культурой поведения, которая определяется поведенческой культурой и отражает ее. В то же время культура поведения индивида или социальной группы влияет на культуру поведения. Культура поведения личности и социальной группы также взаимосвязана, что обусловливает и отражает другое.
Культура поведения помогает человеку общаться с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное здоровье.
Следует понимать, что формирование культуры поведения — это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. Со временем ребенок постепенно осваивает нормы и правила поведения и отношений, принятые в обществе людей, присваивает, то есть вырабатывает его методы и формы взаимодействия, выражая свое отношение к людям, к себе, к вещам.
Овладение правилами поведения способствует формированию у ребенка первых нравственных привычек, помогает установить отношения со сверстниками и взрослыми и способствует организованному поведению.
При воспитании детей дошкольного возраста большое внимание уделяется организации усвоения нравственных норм и формированию навыков поведения, культуры. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с моральными чувствами и идеями и, в свою очередь, укрепляет их. У детей при осмыслении действий сверстников и их собственных с точки зрения общепринятых норм формируется моральное самоконтроль.
Развитие культуры поведения дошкольников проходит ряд этапов.
Этап 1: самая младшая группа (дети в возрасте 3-4 лет), целью которой является формирование навыков культурного поведения, социальных и социальных качеств; развить умение справедливо оценивать свои действия и действия других детей. Для этого ежедневно используется «минута въезда», что способствует личностному росту ребенка; помогает детям адаптироваться к условиям детского сада; развивает навыки социального поведения; способствует повышению уверенности в себе и развитию независимости.
Основной формой работы является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры дети вводят в круг реальных жизненных явлений, обеспечивающих усвоение социального поведения взрослых: знания, навыки, методы действий, моральные нормы и правила поведения, оценки и суждения. Кроме того, используются следующие формы работы:
1) Беседы о реальных случаях из жизни группы
2) Чтение художественных произведений с последующей оценкой действий героев
3) Игра в разные ситуации с игрушками
4) Использование детских стихов, песен с нравственным содержанием
5) Рассмотрение иллюстраций с моральной тематикой
Этап 2: средняя группа (дети в возрасте 4-5 лет). На данном этапе цель состоит в том, чтобы: способствовать формированию у ребенка личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм; Продолжается работа по развитию дружеских отношений между детьми. Для детей средней группы характерны активность, наблюдательность, любознательность, они увеличивают объем знаний. Учитывая характеристики этого возраста, на втором этапе используются следующие формы:
1) Игры, содержащие биполярность моральных понятий
2) Рассмотрение иллюстраций из серии «Что хорошо, что плохо»
3) Игра с детьми в разных ситуациях
4) Организация «Школа Мальвины».
Использование этих форм способствует формированию у детей навыков выполнения правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице, развития гуманных чувств и навыков культурного поведения [42].
Этап 3: старшая группа (дети в возрасте 5-6 лет). Цель этого этапа: сформировать дружбу, необходимость играть и учиться в команде; умение подчиняться требованиям взрослого и устоявшимся нормам поведения, в своих действиях следовать положительным примерам.
На этом этапе внимание уделяется воспитанию детей в отношении родственников и воспитателей, сознательному желанию порадовать старейшин добрыми делами и желанию быть полезным для других.
Дети формируют дружеские отношения, необходимость играть и учиться в команде; умение подчиняться требованиям взрослого и устоявшимся нормам поведения, в своих действиях следовать положительным примерам. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы