Часть дипломной работы на тему Институт «Социальных участковых» в Санкт-Петербурге на примере СПб ГКУ «Центр организации социального обслуживания»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Институт «социальных участковых» как уполномоченное учреждение по организации социального обслуживания населения 2
1.1 Становление института «социальных участковых» в России 2
1.2 Нормативно правовые основы организации работы службы «социальных участковых» 12
1.3 Основные направления деятельности «социальных участковых» в Санкт-Петербурге 18
1.4 Основные методы и технологии, использующиеся в деятельности Спб ГКУ «Центр организации социального обслуживания» 22
Вывод по главе 1 33
Список литературы 35
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Институт «социальных участковых» как уполномоченное учреждение по организации социального обслуживания населения
1.1 Становление института «социальных участковых» в России
В ходе мировой истории существовали различные формы помощи и поддержки людей, осуществляемые как государственными и общественными структурами, так и индивидуально, на уровне отдельных лиц. Это раздача милостыни, уход за церквями и монастырями, создание отдельных учреждений для оказания помощи бедным, больным, сиротам, материальная помощь, помощь натурой, социальное обеспечение. До конца 19 века. помощь в ее различных формах была непрофессиональной. В 20 веке начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи — профессиональный подход. Это берет важное измерение и рождает новую профессию: социальная работа. С обучением и развитием социальной работы как профессиональной деятельности, необходимо понимать и изучать научно и теоретически ее элементы, такие как социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, социальные услуги[20, с.218].
В России интерес к этому вопросу появился в начале 90-х гг. XX в.: когда государство находилось в процессе перехода от одной политической системы к другой, что вызвало сложную социально-экономическую ситуацию, уровень и качество жизни населения снизилось. Одной из наиболее значительных тенденций в социальной политике в то время было формирование системы социальной защиты, от которой социальные услуги получили большую выгоду.
Рыночные отношения стали объективной предпосылкой для появления нового характера социальной активности в России: развитие различных форм социальной защиты, формирование отраслей, технологий и организационных методов дополнительной помощи. В то же время, социальное обслуживание является одной из наиболее устойчивых форм социальной защиты, с богатой историей.
Современный социальный сервис в его нынешнем виде прошел ряд этапов развития, имевших свои организационные и эксплуатационные характеристики.
Всю историю социальной помощи и услуг в России можно разделить на несколько этапов:
1. Формы простой помощи и взаимопомощи, сложившиеся у древних народов, прослеживаются и в жизни восточных славян. Большинство историков-исследователей разделяют различные формы помощи и взаимопомощи между восточнославянскими племенами на три типа: общественная, клановая, экономическая и ритуальная помощь. По словам С. М. Соловьева, восточнославянские племена приветствовали и любили бродяг, отличались редким гостеприимством [14, с. 9197]. По мере того, как у восточных славян развивались отношения между общинами и кланами, формировались и укреплялись традиции заботы о слабых и слабых. Одним из проявлений этого был культ «мудрой старости», который включает в себя обязательное почитание и поддержку пожилых людей. Это приводит к таким формам помощи, как назначение опекуна для пожилых людей, материальная помощь и социальная помощь.
Анализ форм помощи и взаимопомощи, существующих между восточными славянами, показывает их особую практику поддержки бедных, стариков и детей. Он был основан на отношениях, нормах и традициях сообщества.
2. Общественные формы помощи и взаимопомощи, созданные в период до развития восточнославянского общества, были разработаны в Киевской Руси. В то время направления помощи оказывались нуждающимся категориям населения, таким как монашеская благотворительность церкви и княжеская благотворительность. Соблюдение христианских традиций и заповедей на Руси, которые заключались в любви к ближнему, было необходимым условием личной морали
здоровье. Со времени появления христианства в России до начала 20-го века церковь играла ключевую роль в помощи нуждающимся.
Во всех монастырях, которые могли себе это позволить, бедных и бедных кормили, для которых иногда выделяли отдельные комнаты. В обязанности духовенства, согласно уставу церкви, входил надзор и забота о благотворительности бедных [8, с. 16].
Помощь церквей и монастырей нуждающимся была различной, в значительной степени определяемой их материальными и финансовыми возможностями. Наиболее распространенными формами этой помощи являются: бесплатное питание для бедных и нуждающихся, создание приютов и специальных приютов для бедных, инвалидов, престарелых, создание детских домов и приютов. Можно отметить, что это учреждения, которые стали прообразом существующих учреждений социального обслуживания.
Особой областью помощи нуждающимся в течение отчетного периода был частный сектор, прежде всего княжеская благотворительность. Его значительный размах объясняется следующими факторами: наличием в обществе общинного принципа и сильных коров с его традицией коллективной заботы и взаимопомощи, влиянием христианских идей на избрание Бога для бедных и моральный долг милости.
Среди форм помощи, предоставляемых отдельными лицами, в частности князьями, мы можем выделить: кормление бедных при княжеском дворе, раздача одежды бедным, раздача милостыни, предоставление еды заключенным и создание различных учреждения.
3. В середине 16 в. забота о бедных признается социальной проблемой, но в то же время благотворительность становится объектом государственной благотворительности. Таким образом, государство начинает регулировать работу отмеченных наградами учреждений (прототипы современных стационарных учреждений социального обслуживания).
К середине 18 века в России было довольно сложное и разнообразное
формы и виды социальной помощи. Среди них следующие: коммунальные, приходские, религиозные, частные, слепые подаяния; Государство, предназначенное в основном для людей, имевших заслуги в отечестве (искалеченных воинов и т. д.).
Общественные благотворительные организации были достаточно слабы, чтобы серьезно влиять на бедственное положение бедных по всей стране, поэтому проблема социальной помощи в то время была достаточно острой для государства и общества [6, с. , 342].
Во второй половине 18 в. Мы можем выделить особенности социальной помощи в России, такие как:
— определение основных категорий нуждающихся людей и средств поддержки каждой из них;
— организация государственного контроля над деятельностью обществ и церквей для помощи нуждающимся;
— реализация практических мер по предотвращению обнищания жертв внезапных катастроф;
— организация сети государственных учреждений по оказанию социальной поддержки [6, с. 358].
Важным шагом в формировании системы государственной помощи в России стало установление в 1775 году заказов на общественную благотворительность. Они были созданы на провинциальном уровне под председательством губернатора, что повысило их статус и расширило возможности деятельности. Но это создало новые проблемы, связанные с эффективным неисполнением, особенно в провинциях, по разным причинам многие законы, направленные на поддержку нуждающихся. Этот период характеризовался появлением светских общественных организаций, одной из сфер, деятельности которых была благотворительность.
4. В начале 19 века в России увеличилось число людей, нуждающихся в государственной помощи: бывшие комбатанты, семьи без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей и т. д.
частная благотворительность. Приоритетными областями этого периода были углубление индивидуального подхода к нуждающимся людям, фаворитизм и долгосрочное наблюдение призренных. В этот период появились первые теоретические разработки по содержанию и организации помощи нуждающимся людям.
В России в середине 19 в. значение общественных благотворительных заказов стало ослабевать, многие их функции перешли к местным органам власти, государственным и общественным благотворительным организациям. В этот период появилось значительное количество небольших благотворительных организаций, специализирующихся на конкретной помощи. Растет число категорий, на которые делятся нуждающиеся, и эти категории отражают их индивидуальные характеристики. Таким образом, новое обоснование получило индивидуальный подход к объектам социальной помощи.
Развитие государственной благотворительной системы также привело к формированию правовых и организационных основ системы социального страхования.
Таким образом, рассматриваемый период можно с уверенностью назвать периодом обучения системы благотворительной помощи. Почти все учреждения, которые существовали в то время, финансировались из частных источников. Однако по всей стране эта помощь не отвечала потребностям общества.
Революционные события 1917 года положили конец старой системе государственной и общественной благотворительности. В России начала формироваться принципиально новая система социального обеспечения, которая впоследствии приобрела патерналистский характер. Это было далеко от совершенства, но имело некоторые положительные стороны. Главным из них стало увеличение финансовых и организационных усилий государства по решению неотложных социальных проблем, по предоставлению и обслуживанию пожилых и малоимущих граждан.
С 1918 года государство взяло на себя полную ответственность за социальное обеспечение и поддержку нуждающихся. С 20-х годов XX века формируется государственная система социального обеспечения граждан, пенсионная система, развивается сеть учреждений фиксированного социального обслуживания. После Великой Отечественной войны расширились категории, требующие государственной поддержки, в частности, инвалиды, сироты, вдовы, многодетные семьи времен Второй мировой войны. Патерналистская система социального обеспечения позволила охватить практически все население страны гарантиями и социальными льготами. Следует отметить, что в 70-80 гг. система социального обеспечения для престарелых и инвалидов стала формироваться.
В конце 20 в. Коренные изменения в социально-экономической сфере России привели к трансформации системы социального обеспечения, существовавшей в советское время. С 1990-х годов начала формироваться система социальной защиты, а внутри нее — система социальных услуг. Сегодня мы можем говорить о существующей и достаточно развитой структуре социальных услуг в Российской Федерации, но в то же время она не уменьшается, а количество людей, нуждающихся в помощи, увеличивается.
В настоящее время система социальных услуг для населения основана на ключевых законах в области социальных услуг: федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О социальных услугах для престарелых и инвалидов» и федеральный закон 10 декабря 1995 г. № 122- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Статья 1 предусматривает, что социальная служба — это деятельность социальных служб по социальной поддержке, социальной защите, социально-медицинским, психологическим, образовательным, социальным и юридическим услугам и материальной помощи, по социальной адаптации и реабилитация граждан в трудных ситуациях [17].
Эти федеральные законы устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для пожилых людей и инвалидов, исходя из необходимости, утверждать принципы гуманности и милосердия в обществе. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) закладывает основы правового регулирования в сфере социальных услуг. Он определяет ключевые понятия социальных услуг (социальные услуги, социальные услуги, клиент социальных услуг, социальные услуги, сложные жизненные ситуации); описывает основные принципы социальных услуг, которые, как правило, являются принципами социальной работы, среди которых: адресность, доступность, волонтерство, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним в трудных ситуациях, конфиденциальность профилактическая направленность [13, с.19].
Закон также определяет государственную систему социальных услуг, которая на практике приобрела современные формы и включает в себя государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые находятся в федеральной собственности и управляются федеральными государственными органами, а также Государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые принадлежат субъектам Российской Федерации и управляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время, муниципальная система социальных услуг функционирует в течение длительного времени, в нее входят муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся под юрисдикцией органов местного самоуправления, которые выполняют большую часть деятельности социальных служб на дому. Между 1998 и 2001 годами резко возросла активность в сфере социальных услуг для населения предприятий и коммерческих учреждений, и именно в этот период практика выдачи лицензий на деятельность некоммерческих организаций государственные и не муниципальные социальные службы существовали на территории Российской Федерации[8, с.70].
Несмотря на то, что Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (2013 г.) предусматривает государственную поддержку и стимулирует развитие социальных служб независимо от форм собственности, частный сектор социальных услуг «Все еще не развита, и на городском, региональном уровне существует конкуренция за социальные услуги, предоставляемые различными типами учреждений. Это связано с целым рядом причин, включая убыточность сектора социальных услуг, несостоятельность клиентов социальных служб и т. д. [4].
Система определяет различные формы социальных услуг: социальные услуги на дому, социальные услуги в больницах, предоставление временных приютов, организация дневного пребывания в социальных службах и другие; а также типы учреждений и предприятий социального обслуживания. Среди учреждений социального обслуживания в соответствии с Федеральным Законом указаны:
— Интегрированные центры социального обслуживания;
— территориальные центры социальной помощи семьям и детям;
— центры социального обслуживания;
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
— центры помощи детям, лишенным родительской опеки;
— социальные приюты для детей и подростков;
— центры психологической и образовательной помощи населению;
— центры экстренной психологической помощи по телефону;
— центры социальной помощи на дому (услуги);
— ночные дома;
— специальные дома для пожилых одиночек;
— стационарные учреждения социального обслуживания (пансионаты для престарелых и инвалидов).
Типы учреждений могут организовывать и осуществлять свою деятельность.
Поэтому сегодня мы можем говорить о текущей развитой структуре социальных услуг в России, но в то же время мы должны признать, что число граждан, нуждающихся в помощи, не уменьшается в государстве. Как показывает исторический опыт, для России приемлема разумная комбинация государственной и общественной помощи нуждающимся, и система социального обслуживания в настоящее время признана основой для оказания этой помощи.
В Санкт-Петербурге начала работу служба социальных участковых.
Государственное казенное учреждение «Центр организации социального обслуживания» охватывает все районы города. Первые 80 участковых уже приступили к работе. Их основная задача помогать пожилым людям и нуждающимся семьям.
Участковые помогут оформить льготы и услуги, на которые имеют право различные категории пожилых людей. В том числе в сфере образования, спорта и досуговой деятельности с учетом индивидуальных потребностей.
Новая служба соединяет в себе социальную и медицинскую помощь. В числе сотрудников есть специалисты по социальной работе, по работе с семьей, по реабилитации, а также психологи. В ближайшее время планируется расширить штат работников.
Служба социальных участковых — это организаторы, которые координируют сферы медицины, образования, досуга. Они могут составить для человека понятный маршрут, где будет указано, куда он может обратиться для реализации своего запроса. Проблема действительно есть, и многое зависит от неравнодушных людей, но теперь и служба социальных участковых будет заниматься такими петербуржцами. Даже если у человека нет медицинских показаний, ему могут помочь найти вариант досуга, чтобы он не оставался все время один».
В Санкт-Петербурге служба социальных участковых начала работать с июля 2019 года, являющимся пилотным проектом. Если будет опыт положительным, то такие службы будут открываться и в других городах[19, с.155].
Обязанности социального участкового:
1. Принимает заявления от граждан и составляет индивидуальную программу предоставления соцуслуг.
2. Определяют, в какие социальные организации вам нужно пойти.
3. Принимают сведения о лицах, нуждающихся в социальной помощи в письменной форме или по горячей линии.
4. Выяснять проблемы людей в трудной ситуации.
5. Составлять социальный маршрут и определить список организаций, которые необходимы в сопровождении (Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования, Служба медицинской и социальный экспертизы (получить инвалидность) благотворительная деятельность и др.
В городе работает 80 социальных участковых, их количество будет расти. Данные специалисты — это эксперты по социальным вопросам, психологи, специалисты по реабилитации, по семейным проблемам.
Помощь социального участкового полагается:
• Люди с ограниченными возможностями здоровья
• Дети, проживающие в неблагополучных семьях
• Многодетные семьи
• Люди пожилого возраста
Большинство социальных услуг бесплатно для детей и подростков. Некоторые услуги по оказанию медицинской и реабилитационной помощи — бесплатные или частично-бесплатные и зависит от льготной категории и уровня дохода. А также, социальный работник бесплатно или за небольшую плату поможет купить продукты, убраться в квартире, приготовить обед и другие услуги.
Большинство граждан не знают всех своих прав или места куда обратиться, реализовав свои права. Зачастую пользуются неверной информацией от «сарафанного радио». Задача новой службы социальных участковых — определять востребованность социальных услуг.
Например, человек хочет обратиться в больницу и ему могут помочь подключить социальное такси, вызвать врача на дом, доставить предметы реабилитации (коляски, костыли). Также помогают оформить инвалидность и получить полагающие льготы.