Часть дипломной работы Экономические науки Менеджмент

Часть дипломной работы на тему Инновационные подходы к совершенствованию массовой работы публичной библиотеки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Проведенный анализ научных источников показал, что для современных публичных библиотек одной из важных задач является привлечение читателей, обеспечение тесного и постоянного контакта с населением города, района. В нынешних условиях, когда человек имеет высокий уровень занятости и для поиска необходимой информации использует Интернет, не выходя из дома, перед библиотеками возникает ряд проблем. Их решение связано, прежде всего, с внедрением инновационных форм массовой работы. Опыт отечественных и зарубежных библиотек показал, что учреждения социально-культурной деятельности имеют перспективы привлечения населения в свои стены при условии расширения ассортимента досуговых мероприятий и обеспечения активной интернет-коммуникации.

В рамках первого направления актуальными сегодня становятся различные инновационные формы массовой работы публичных библиотек, которые привлекают современное население (например, флешмобы, квесты и т.д.). В рамках второго направления чрезвычайно важным является развитие онлайн-каналов взаимодействия библиотек с населением.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАССОВОЙ РАБОТЫ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

1.1. Понятие и основные направления инноваций в массовой работе публичных библиотек

Новая технологическая революция определяет необходимость инновационного подхода в любой сфере деятельности: и частной, и коммерческой. Поэтому библиотеки не стали исключением в этой тенденции: здесь новейшие процессы происходят во всех сферах управления. Меняется социальный статус библиотек, и в связи с этим необходимо оптимизировать управленческую деятельность учреждения, совершенствовать функции, в том числе и информационные. Это предполагает не только внедрение инновационных принципов, но и выстраивание новых социальных технологий, соответствующих времени [4, с.34].

Создавая для населения инновационные, нестандартные поводы для посещения библиотеки, ее сотрудники реализуют современное международное понимание роли библиотеки как «общественного места», где, прежде всего, создается возможность вступать людям в неформальные контакты, обеспечивается их комфортное общение. В конечном итоге это позволяет библиотеке раскрыть неиспользуемый ранее (или недостаточно используемый) потенциал значимого учреждения в формировании гражданского общества [14, с.25]. Привлекательность и востребованность инновационной массовой деятельности библиотеки основывается, прежде всего, на таких специфических принципах:

— добровольности и общедоступности участия, реализующийся путем широкого охвата различных категорий посетителей культурно-просветительским воздействием;

— обеспечения свободы выбора форм деятельности;

— развития общественной инициативы и самодеятельности, реализующихся через обеспечение демократического характера досуговой библиотечной деятельности, развития в ней общественных начал, стимулирования инициативы пользователей в планировании, отборе содержания и выборе форм, и др. [7, с.66].

С целью характеристики современных инновационных изменений методов и технологий массовой работы библиотек целесообразно сначала рассмотреть общее понятие массовой деятельности социально-культурных учреждений, а также сущность инноваций в данной сфере.

Массовая работа библиотеки определяется как совокупность методов, форм и приемов устного, наглядного, аудиовизуального и компьютерного продвижения документов в системе библиотечного обслуживания. Основная цель массовой работы – наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользователей библиотеки через два взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: групповое и фронтальное (массовое) обслуживание. Эти направления традиционно называют массовым обслуживанием, за которым закреплено решение конкретных информационных и воспитательных задач. Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами. Фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретному документу [11, с. 5].

В профессиональной литературе утвердилось мнение, что методы массовой работы могут существовать в различных формах – устной, наглядной и комплексной. В современных условиях это достаточно условное разделение, так как в настоящее время устные и наглядные формы практически не существуют в чистом виде. Библиотеки энергично реагируют на потребности, интересы пользователей, создавая новые, нетрадиционные формы обслуживания. Многие из них вариативны, причем традиционные в основе методы модифицируются, особенно при использовании современных информационных технологий. Все это свидетельствует о возросшем творческом потенциале библиотечных специалистов, их профессионализме [11, с.5].

Исследователи подчеркивают, что в настоящее время публичные библиотеки имеют широкий спектр возможностей изменения деятельности: использовать новейшие информационные достижения и технологии, менять подходы в работе, развиваться и вносить элемент инновационности. Более того, в научной литературе отмечено, что на сегодняшний день для актуализации деятельности библиотек просто необходимо постоянное внедрение инновационных проектов. В их реализации ключевую роль играет управление проектами в библиотеке – сложная система, которая должна быть хорошо структурирована, разбита на этапы и уровни управления, подсистемы и компоненты, которыми просто управлять и которые удобно контролировать [4, с.35].

Только благодаря комплексному подходу решается основная задача любой публичной библиотеки, а именно, — актуализировать потребность изучения информации и достижение комфортной социокультурной среды. Сегодня с этой целью сотрудниками библиотечной системы РФ активно реализовывается ряд, уже зарекомендовавших себя с положительной стороны, инновационных проектов.

На современном этапе в библиотеках очень популярны интерактивные формы массовой работы с читателями. Интерактивность предусматривает взаимодействие с пользователем, зрителем или читателем. Именно интерактивные методы позволяют активно использовать творческий потенциал участников массовых мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы [10, с.5].

Достаточно новой формой массовой работы публичной библиотеки является День самоуправления. Рекомендуется такие мероприятия проводить ко Дню библиотекаря. Его целью является популяризация библиотечной профессии в целом. В таком массовом мероприятии могут быть задействованы участники библиотечного клуба или же учащиеся школы.

Суть мероприятия в том, что в течение всего рабочего дня ребята полностью заменяют библиотекарей и учатся:

— самостоятельно заполнить формуляр;

— найти книгу по требованию читателя;

— обслужить читателей и понять – довольны ли они обслуживанием;

— узнать секрет расстановки книг, карточек в алфавитный и систематический каталоги;

— высказать свое мнение в заметке в «Тетради отзывов» или в СМИ [16, с.14].

Как видим, в основе данной инновационной формы массовой работы современной библиотеки лежит изменение не технологии обслуживания читателей, а самих библиотекарей. Такое мероприятие помогает в профессиональном определении детей, а также создает предпосылки формирования их самостоятельности, уверенности в себе, ощущение собственной значимости.

Еще одна инновационная форма массовой работы библиотек – «День хобби», который можно организовать в целях формирования у подростков позитивного отношения к жизни и здоровью. При подготовке такого мероприятия оформляется выставка творческих работ читателей, у которых есть хобби. Ребята делятся своими увлечениями, и рассказывают, чем еще можно заниматься в наш компьютеризированный век. Это своеобразная персональная выставка творческих работ читателей, в ходе которой можно заинтересовать пользователей увлечениями друг — друга, и наглядно показать, чем еще можно заниматься в наш компьютеризированный век [16, с.17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы