Часть дипломной работы на тему Индивидуальное сопровождение детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей группы риска
в условиях ДОУ
1.1. Проблема социально-педагогического
сопровождения детей в литературе
1.2. Понятие и характеристики малолетних детей
группы риска
1.3. Технологии социально-педагогического
сопровождения детей группы риска в условиях ДОУ
Глава 2.
Организация индивидуального сопровождения ребенка группы риска в условиях ДОУ
2.1. Организация диагностической работы по выявлению
детей группы риска в дошкольном образовательном учреждении
2.2. Разработка плана индивидуального сопровождения
ребенка группы риска в условиях ДОУ
2.3. Анализ результатов индивидуального
сопровождения ребенка группы риска
Заключение
Список
литературы
Приложение 1 Описание инструментария
диагностической работы
Приложение 2 План индивидуального
сопровождения ребенка группы риска
Приложение 3 Анализ результатов
реабилитационно-коррекционной работы в отношении ребенка группы риска
Введение:
В
современной России развитие жестокого обращения с детьми на сегодняшний день, к
сожалению, стимулируется в первую очередь проблемами социальной политики
государства, которые способствуют стиранию границ ответственности между семьей
и обществом в воспитании и полноценном развитии детей. Это сужает и сводит к
минимуму возможности социального образования, включая детей группы риска в ДОУ
[2].
На
сегодняшний день понятие «дети группы риска» очень часто встречается в
педагогике и психологии. Дети группы риска — это категория детей, которая в силу
определенных обстоятельств своей жизни более восприимчива к негативным внешним
воздействиям общества, чем другие категории, повлекших дезадаптации
несовершеннолетних.
Дисфункция
семьи — главная причина, почему дети попадают в группу риска. Это порождает
массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к
нарушению ценностных ориентаций [4].
В то же время
при работе с ребенком группы социального риска для практикующего педагога
актуальными становятся не столько знания общих подходов и закономерностей
девиантологии, сколько наука и возможность выявления системообразующих факторов
риска конкретного ребенка в контексте жизненной ситуации.
Чтобы решить
проблему конкретного ребенка и перевести его из «группы риска» в группу
«норма», необходимо организовать индивидуальную поддержку семей и детей «группы
риска».
В настоящее
время интерес к проблеме обусловлен также целями ФГОС ДО, в котором говорится,
что одним из основных принципов дошкольного образования (параграф 1.4, параграф
7 ФГОС ДО) является построение образовательной деятельности, в которой ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом воспитания. Идея индивидуальной поддержки возникла как практическое
воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию
ребенка. В России эта идея реализуется с 1994 года.
Исходя
из вышеизложенного, социально-педагогической помощью детей группы риска в эпизоде
новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования называют
комплекс профилактических, образовательных, исследовательских и коррекционных
мероприятий, направленных на разработку и реализацию рабочих условий для педагога
с целью успешной социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время процесс индивидуального
сопровождения детей группы риска в условиях ДОУ слабо исследован и в связи с
этим вызывает много вопросов. Прежде всего, это касается технологии поддержки,
которая имеет свою методологическую и организационную систему.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения детей группы
риска в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: организация
индивидуального сопровождения
детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования:
заключается в предположении, что процесс развития детей группы риска будет успешно
происходить, если будет осуществляться индивидуальный план сопровождения.
Цель исследования: изучение
теоретических основ социально-педагогического сопровождения детей группы риска
в условиях дошкольного образовательного учреждения и разработка плана
индивидуального сопровождения ребенка.
Задачи
исследования:
Заключение:
Целью исследования было изучение теоретических
основ социально-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях
дошкольного образовательного учреждения и разработка плана индивидуального
сопровождения ребенка.
Решая первую задачу исследования, мы проанализировали
психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-педагогического
сопровождения детей. Исследование отражает мнения разных авторов о
социально-педагогической поддержке, социально-педагогическом сопровождении и
индивидуальном сопровождении детей группы риска. Все три понятия схожи между
собой тем, что предполагают помощь ребенку со стороны, если он не может
справиться с жизненными трудностями самостоятельно и в то же время отличаются
тем, что поддержка адресна и порой единовременна, а сопровождение носит
непрерывный и комплексный характер.
Далее мы
рассмотрели понятие и характеристики малолетних детей группы риска. Анализ и обобщение литературы показало, что термин «дети группы риска»
включает в себя достаточно обширный список тех, кто туда попадает, но основной
чертой является то, что они в силу определенных остоятельств более подвержаны
воздействию негативных факторов со стороны общества. Так же у них может быть
отклонение в какой-либо сфере развития. Причины попадания
детей в группу риска так же разнообразны, но главные из них это алкоголизм или
наркомания родителей, отбывание в местах лишения свободы одного из родителей,
психическое заболевание одного из родителей и др.
В ходе решения третьей задачи исследования мы проанализировали
особенности существующих технологий социально-педагогического сопровождения
детей группы риска в условиях ДОУ и выделили несколько
принципов: рекомендательный характер, приоритет интересов ребенка,
ответственность педагога за судьбу ребенка, формирование отношений
сотрудничества, удовлетворение растущей познавательной активности ребенка,
непрерывность сопровождения, комплексность. Технология сопровождения описана на
примере двух алгоритмов, один из которых взят за основу исследования. В
процессе изучения алгоритмов был сделан следующий вывод: работа с детьми группы
риска сложна, она требует большого количества задействованных специалистов и
применения различных методов и приемов.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы провели
диагностическую работу по выявлению детей «группы риска» в дошкольном
образовательном учреждении с использованием методов наблюдения, беседы, изучения документации, а
также методик психолого-педагогической диагностики (Методика обследования
познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и
количественная оценка действий ребенка 3-4 лет Е. А. Стребелевой;
Экспресс-методика психолого-педагогической диагностики детей 3-4 лет при
поступлении в детский сад Н. Л. Белопольской). В результате проведения диагностики были
сделаны следующие выводы:
1. Большая ча сть де те й успе шно спра вляе тся с
за да ниями (могут разобрать и собрать матрешку, построить башню из кубиков и
др.).
2. Воспитанники принимают и понимают за да ние, выполняют е го
бе зошибочно, либо с не зна чите льными ошибка ми.
3. Лишь несколько детей с трудом выполняли задания. Они были
отнесены к «группе внимания».
Большинство воспитанников относилось к испытанию с усердием,
должным вниманием и стремлением к успеху.
Из
74-х детей в возрасте от трех до пяти лет, посещающих данное дошкольное
учреждение, всего 11 было выделено в
группу внимания на основании диаграммированных данных и подтверждённых
анализом личной документации каждого такого ребёнка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы социально-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях ДОУ
1.1. Проблема социально-педагогического сопровождения
детей в литературе
Процессы
развития человека и общества взаимосвязаны. Благополучие общества в целом
зависит от уровня реализации потребностей каждой отдельной личности. Поэтому главной задачей является создание
таких условий, при которых ребенок мог бы реализовать свой жизненный план,
заложенный в нем потенциал и направить свою энергию в сторону позитивного
социального развития.
Освещение
проблем понимания исследования разных областей: педагогики, психологии,
медицины, права, социальной педагогики (Давлицарова К.Е., Миронов С.М., Сергеев
С.П., Лебедев Е.С., Козырева Е.А., Казакова Е.И., Беляева Л.А., Богомедова З.М.
и др.) раскрывает такие аспекты, как социально-педагогическая
поддержка развития человека в целом. Это позволяет изучить основные
характеристики концепции поддержки. Поддержка осуществляется непосредственно в
совместной деятельности, что принципиально отличает ее от процесса управления,
который может осуществляться субъективно и удаленно, без оказания прямой
помощи, личного участия и заботы. Однако необходимо сопровождать не столько
ребенка, сколько процесс его развития, «терпеливо пытаясь уравновесить две руки
— его социализацию и индивидуализацию».
С точки
зрения времени, поддержка начинается с того момента, когда ребенок, находящийся
в сложной жизненной ситуации, попадает в поле зрения социально-педагогических
служб и заканчивается выходом из сложной жизненной ситуации [22].
Поддержка имеет
сложный характер в силу того, что она включает совокупность взаимосвязанных и
взаимодополняющих видов деятельности группы разных специалистов, которые
осуществляют: правовую защиту;