Часть дипломной работы на тему Игры и упражнения как средство развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава I.
Теоретические основы проблемы развития слуховой памяти у дошкольников с
нарушением развития. 6
1.1.Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития слуховой памяти у
дошкольников с ЗПР. 6
1.2.Цели, задачи,
средства развития слуховой памяти у старших дошкольников с ЗПР 11
1.3.Развитие слуховой
памяти у детей старшей группы с ЗПР посредством игр и упражнений. 15
Глава II.
Опытно-педагогическая работа по использованию игр и упражнений, как средства
развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР. 19
2.1. Изучение
особенностей развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР. 19
2.2.Составление сборника
игр и упражнений для развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР и его
частичная апробация на практике. 22
2.3. Выводы и
рекомендации педагогам ДОО по использованию сборника игр и упражнений для
развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР. 26
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько
важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей
ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих
задержку психического развития.
Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе,
обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития
и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического
развития (ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно
возрастает.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием
процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В
большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает,
упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным
нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков
коррекционно-развивающей работы.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание
дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность
высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности
и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает
работоспособность, в других случаях – произвольность в организации
деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной
деятельности.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является
главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические
исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности
при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают специфические особенности памяти детей
с ЗПР:
1. Снижение объема памяти и скорости
запоминания,
2. Непроизвольное запоминание менее
продуктивно, чем в норме,
3. Механизм памяти характеризуется снижением
продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного
заучивания, близко к норме,
4. Преобладание наглядной памяти над
словесной,
5. Снижение произвольной памяти.
6. Нарушение механической памяти.
Актуальность данной работы
состоит в том, что несмотря на ряд исследований специальной психологии и
педагогики по вопросу формирования слуховой памяти у детей с задержкой
психического развития, многие аспекты проблемы требуют дальнейших
экспериментов, направленных на уточнение особенностей образной памяти у детей
данной категории, что будет способствовать индивидуализации обучения,
воспитания и коррекции.
В
связи с этим была определена ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы возможности и
методические особенности применения игр и упражнений в развитии слуховой памяти
у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования – теоретическое и
практическое изучение особенностей развития слуховой памяти у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: средства развития слуховой памяти у детей с ЗПР.
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: игры и упражнения как средство развития слуховой памяти у детей с
ЗПР.
В соответствии с целью, предметом
исследования в данной работе решались следующие ЗАДАЧИ:
1.Провести анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития слуховой памяти у
дошкольников с ЗПР;
2. Раскрыть цели и задачи работы по
развитию слуховой памяти дошкольников с ЗПР;
3.Рассмотреть особенности игр и
упражнений, направленных на развитие слуховой памяти дошкольников с ЗПР;
4. Проанализировать состояние и
уровень развития слуховой памяти дошкольников с ЗПР;
5. Составить и апробировать сборник
игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти дошкольников с ЗПР;
6. Составить выводы и рекомендации
педагогам ДОО по использованию сборника игр и упражнений по развитию слуховой
памяти старших дошкольников с ЗПР.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ литературы,
педагогический эксперимент, психологическое тестирование, качественный анализ
полученных данных.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Задержка психического развития представляет
собой особую категорию нарушений психического развития детей. Для детей,
имеющих ЗПР, является характерным комплекс разнообразных отклонений в процессе
формирования психических функций, при этом в основном это замедленное развитие,
т. е. уровень развития психических процессов детей соответствует более ранней
стадии онтогенеза.
Для данной категории детей является типичным
сниженный объем и концентрация внимания, низкая способность к запоминанию
информации, недостаточное развитие мышления. Эмоционально-волевая сфера детей с
ЗПР характеризуется проявлениями инфантилизма, чрезвычайно скудными или,
наоборот, неадекватно яркими реакциями на события окружающего мира. Все это
оказывает влияние на формирование коммуникативных навыков ребенка и особенности
его коммуникации с окружающими. Как правило, коммуникативное взаимодействие
малоэффективно, дети не хотят принимать такого ребенка в игру, у него не
получается выстраивать конструктивные взаимоотношения, что приводит к
определенной социальной изоляции даже при наличии желания общаться.
Слуховая память представляет собой мнемический
процесс, связанный с запоминанием и воспроизведением акустических раздражителей
и символов. Как правило, у детей с ЗПР отмечается нарушение всех видов памяти,
однако слуховая и слухоречевая память, по наблюдениям исследователей страдает в
большей степени. Это выражается в снижении эффективности мнемической
деятельности, сужении объема памяти и прочности запоминания, трудностях
воспроизведения мнемической слуховой информации. Вместе с тем снижение уровня
развития слуховой памяти приводит к сложностям в обучении. Соответственно,
возникает необходимость в целенаправленной деятельности по развитию слуховой
памяти старших дошкольников с ЗПР.
Проведенное эмпирическое исследование
подтвердило, что уровень слуховой памяти старших дошкольников с ЗПР
соответствует в основном среднему или низкому уровню. При этом исследователи
указывают на то, что что дети данной категории обладают достаточно высоким
потенциалом для развития всех видов памяти, в том числе слуховой памяти.
Эффективным средством для развития слуховой
памяти выступают разнообразные игры и упражнения, что обусловлено особенностями
ведущего вида деятельности в данном возрасте и спецификой психического развития
при данном типе нарушения. С этой целью нами был предложен комплекс игр и
упражнений для развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР, а также
методические рекомендации по организации деятельности по развитию слухового
внимания старших дошкольников с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
основы проблемы развития слуховой памяти у дошкольников с нарушением развития
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития слуховой памяти у дошкольников с ЗПР Задержку психического развития (ЗПР) следует
понимать, как временное отставание в формировании психической деятельности в
целом, а также отдельных ее процессов и сторон [2].
Недостатки отдельных процессов при ЗПР чаще
всего обнаруживаются в тот момент, когда ребенок начинает обучение в школе.
Основными симптомами ЗПР в этом случае выступают недостаточный запас знаний,
незрелое мышление, недостаток познавательной мотивации, преобладание игровых
интересов, стремительное пресыщение учебной деятельностью.
Дети с синдромом ЗПР учеными обычно разделяются
на четыре группы.
Первая группа – это дети, у которых
диагностирована ЗПР конституционального типа. К основным признакам данной формы
ЗПР можно причислить инфантильность, как психическую, так и психофизическую.
Как правило, дети, у которых диагностирована конституциональная форма, имеют
также ряд характерных внешних признаков: они, как правило, небольшого роста и
имеют детские черты лица, которые типичны даже для школьников [2]. Максимально
страдает у детей данной группы эмоционально-волевая сфера. Можно сказать, что
для них характерен начальный, примитивный уровень формирования эмоциональной
сферы. Для этих дошкольников типичными являются бурные эмоциональные
проявления, частые перемены настроения, нестабильность, значительная
изменчивость эмоций. Наиболее привлекательной деятельностью для них является
игровая деятельность, причем эта тенденция сохраняется даже после начала
школьного обучения.