Часть дипломной работы на тему Игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ У
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.. 8
1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков
и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни в младшем
дошкольном возрасте. 8
1.2 Образовательный потенциал игры как средства воспитания
культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. 14
1.3 Социально-педагогическое партнерство детского сада и
семьи как условие эффективности воспитания у младших дошкольников
культурно-гигиенических навыков. 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО
ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Паспорт проекта по воспитанию культурно-гигиенических
навыков у младших дошкольников в игровой
деятельности «Чистота –
залог здоровья!». 29
2.2 Содержание проекта по воспитанию
культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в игровой деятельности. 32
2.3 Оценка эффективности реализации проекта по воспитанию культурно-гигиенических
навыков у младших дошкольников в игровой деятельности. 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
БИБЛИОГРАФИЯ.. 60
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 69
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одной
из основ здорового образа жизни, актуальной ценности современного общества
является высокое владение навыками личной и общественной гигиены. Необходимость
выглядеть опрятно, содержать в чистоте свое тело, одежду и обувь обусловлена не
только соображениями гигиены, но и общественно одобряемыми социальными нормами
взаимодействия между людьми. Чем раньше овладеет человек навыками гигиены и
опрятности, тем выше вероятность успешного закрепления данных навыков на уровне
автоматизма и привычек поведения. Поэтому сформированные
культурно-гигиенические навыки не только оказывают значимое влияние на здоровье
ребенка, но и являются частью его успешной социализации.
Несмотря на то, что проблема
воспитания культурно-гигиенических навыков у детей достаточно хорошо освящена в
научно-методической литературе (Т.А. Берсеньева, В.Г. Воронцова, В.В.
Колбанова, Л.Г. Татарникова, А.Г. Саенко и др.), практика показывает, что
современные трехлетние и более старшие дети, поступающие в детский сад, не
владеют в соответствии с возрастом культурно-гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания. Большинство детей не могут самостоятельно (или с небольшой
помощью взрослого) одеваться и раздеваться, аккуратно мыть руки и лицо, насухо
вытираться полотенцем, без напоминания расчесывать волосы, аккуратно есть,
правильно пользоваться столовыми приборами во время приема пищи. Они не
приучены убирать за собой одежду, игрушки, содержать в чистоте одежду и обувь.
Такие факты свидетельствуют о том, что у детей в условиях семейного воспитания
не сформированы потребности в ощущениях чистоты, соблюдении навыков гигиены и
опрятности. Это негативно сказывается не только на становление у детей
представлений о ценности здорового образа жизни, но и на их личностном развитии,
на воспитании культуры поведения и личностных качеств (аккуратности,
самостоятельности, дисциплинированности и др.).
Овладение любым навыком происходит
посредством упражнений, т.е. многократного повторения определенных действий,
поскольку навык является автоматизированным действием. Формирующиеся в детском
саду у ребенка культурно-гигиенические навыки должны быть закреплены в домашних
условиях под контролем родителей. В настоящее время существует большое
количество литературы, содержащей рекомендации родителям по развитию у детей,
начиная с раннего возраста, интеллектуальных способностей, креативности,
лидерства и творчества. В тоже время, сравнительно мало уделяется внимания
тому, чтобы помочь родителям осознать необходимость воспитания у детей с ранних
лет положительных привычек и культуры поведения, познакомить их с доступными,
интересными методами и средствами для решения этой важной задачи. Современные
молодые родители не знают, а многие даже не интересуются, каким образом
начинать правильно воспитывать у детей полезные привычки поведения, чтобы дети
в процессе формирования соответствующих навыков смогли понять их важность и
положительно относиться к необходимости овладения ими.
Заключение:
В
результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: разработан и реализован комплекс
игр, направленный на воспитание у младших дошкольников
культурно-гигиенических навыков в условиях социально-педагогического партнерства педагогов
дошкольного учреждения и семьи.
Достижению
поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1.
Проведен аналитический обзор психолого-педагогической и методической
литературы, выявлены особенности воспитания культурно-гигиенических навыков и
формирования начальных представлений о здоровом образе жизни в младшем
дошкольном возрасте. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу о том,
что воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических
навыков непосредственно связано с формированием у них представлений о здоровом
образе жизни.
2.
Раскрыт образовательный потенциал игры как средства воспитания
культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. Поскольку игра
для детей младшего дошкольного возраста является имитацией ситуаций из
повседневной жизни, то она обладает широким потенциалом в воспитании и
закреплении культурно-гигиенических навыков и представлений и здоровом образе
жизни у младших дошкольников.
3.
Обоснованы возможности социально-педагогического партнерства педагогов
дошкольного учреждения и семьи как определяющего условия эффективности
воспитания у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков. Было
установлено, что наиболее продуктивная форма взаимодействия – это
социально-педагогическое партнерство, представляющей собой форму взаимодействия
участников образовательных отношений, направленную на координацию совместных
действий в процессе решения образовательных задач и достижения поставленных
целей.
4.
Разработан и апробировать комплекс игр по воспитанию у детей младшего
дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и формирования
представлений о здоровом образе жизни. Для его апробации был разработан
образовательный проект, получивший название «Чистота – залог здоровья!».
Комплекс
мероприятий в рамках проекта «Чистота – залог здоровья!» представлен тремя
блоками: I
блок предполагает мероприятия, которые проводились с детьми; II блок содержит мероприятия, которые
проводились с родителями; III
блок содержит мероприятия, которые проводились с участием и детей, и их
родителей.
Проведенная
экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность использования игры
и предложенного проекта в воспитании культурно-гигиенических навыков и
формировании представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного
возраста.
В
исследовании принимало участие две группы младших дошкольников:
экспериментальная группа (25 детей); контрольная группа (25%). На
констатирующем этапе исследования было установлено, что детям свойственен
низкий и средний уровень культурно-гигиенических навыков и сформированности
представлений о здоровом образе жизни.
Фрагмент текста работы:
Особенности
воспитания культурно-гигиенических навыков и формирования начальных
представлений о здоровом образе жизни в младшем дошкольном возрасте Согласно
ФГОС дошкольного образования задачи воспитания у дошкольников
культурно-гигиенических навыков и формирования начальных представлений о
здоровом образе жизни относятся к образовательной области «Физическое развитие»
[74],
поскольку реализация этих задач, прежде всего, ориентирована на укрепление
здоровья детей, их физическое и психологическое благополучие. В тоже время,
воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на воспитание культуры
поведения у дошкольников как условия их позитивной социализации. Владение
культурно-гигиеническими навыками, выполнение детьми правил личной гигиены
способствует их правильному поведению в быту, общественных местах,
соответствует социально одобряемым формам общения между людьми. Сформированные
культурно-гигиенические навыки не только оказывают значимое влияние на здоровье
ребенка, но и являются частью его успешной социализации. Согласно исследованиям
(А.С. Виноградова, С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Л.Ф.
Островская и др.), дошкольный возраст является сензитивным периодом для
формирования базиса личностной культуры,
включающей культуру общения, гигиены, поведения и т.д. Культура личности
представлена ее ценностями, которые, наряду с нормами и идеалами, являются ее
ключевыми компонентами [45].
В дошкольном возрасте
начинают формироваться начальные ценностные ориентации и первые
мировоззренческие представления. Содержание образовательной области «Физическое
развитие» включает задачу становления в младшем дошкольном возрасте ценностей
здорового образа жизни (ЗОЖ), развития у детей представлений о ценности
здоровья.
Следует
отметить, что начало реализации данной задачи предусмотрено программой
дошкольного образования со второй младшей группы, т.е. с детьми четвертого года
жизни. Образовательная работа выстраивается на достигнутом уровне психического
развития трехлетнего ребенка, на приобретенных психических новообразованиях
(формирование «образа Я» и проявление самостоятельности, развитие предметной
деятельности, ситуативно-деловой формы общения с взрослыми, становлении
начальных форм произвольного поведения и др.).
Педагог
учитывает возрастные особенности психического развития детей четвертого года
жизни: непроизвольность памяти и внимания, преобладание наглядно-действенной
формы мышления, активное развитие речи и воображения. Ребенок младшего
дошкольного возраста способен выражать свои чувства и желания с помощью
предложений и фраз, вести диалог, рассказывать о простых событиях,
пересказывать короткие сказки и рассказы. Речь постепенно становится основным
средством общения со сверстниками и взрослыми. На базе овладения речью у
ребенка начинает развиваться к четырем годам наглядно-образная форма мышления,
он способен к анализу предметов по форме, величине, цвету, может находить
отличие и делать простые выводы [1;
9;
14;
26;
32].
Развивающееся
воображение способствует становлению сюжетно-ролевой игры, использованию в игре
предметов-заместителей. Дети придумывают простой сюжет игры, включающий
одну-две роли, в выборе и исполнении роли дети ориентируются на свою гендерную
принадлежность, т.е. соотносят себя с представителями мужского или женского
пола, в соответствии с этим стараются воспроизвести действия и характер
персонажей, роль которых берут на себя в игре. Вместе с тем, дети трех-четырех
лет, исходя из своего социального опыта, в играх отображают внешнюю сторону
жизни взрослых, например, имитируют действия парикмахера, продавца, врача, водителя
транспорта и др., и при этом, они отличают игровую ситуацию от реальной.
Исполняя роль персонажей в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях, дети
могут использовать средства выразительности (мимику, пантомимику, голосовую
интонацию).