Часть дипломной работы на тему Игра как средство повышения мотивации при обучении иноязычному говорению 8-9 классов средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Проблема повышения мотивации при обучении говорению на среднем этапе 7
1.2. Лингво-психологическая характеристика говорения, как вида речевой деятельности 11
1.3. Роль, место и функции игры при обучении иностранному языку на среднем этапе 20
Выводы по 1 главе 31
Глава II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ, КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ 32
2.1. Обучение иноязычному говорению 8-9 классов средней школы на современном этапе 32
2.2. Комплекс игр и игровых заданий для обучения говорению на среднем этапе 38
2.3. Описание хода и результатов эксперимента 45
Вывод по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение:
Актуальность проблемы. Основной целью обучения иностранным языкам принято считать формирование способности и готовности к межкультурному взаимодействию. В век информационных технологий, когда кардинально меняются способы общения в экономической, политической, финансовой, культурной сферах, а именно: от непосредственного общения к взаимодействию и принятию решений через Интернет, владение иностранными языками становится жизненно важным. Государственный Образовательный Стандарт общего образования определяет конкретные требования в области формирования навыков говорения, что несомненно, способствует правильному, планомерному и целенаправленному усвоению данных навыков, а также полноценному построению учебного процесса в целом. Главная составляющая коммуникативной компетенции (т.е. речевые (коммуникативные) умения) формируется на основе языковых умений и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В соответствии с государственным образовательным стандартом по иностранным языкам коммуникативная компетенция должна включать следующие важнейшие умения:
— читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);
— в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, выразить мнение, дать оценку;
— устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
— умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – это падение интереса у учащихся к учебному процессу, в том числе и к иностранному языку.
Никакие декларации о необходимости владении иностранным языком, воспроизведённые тысячекратно в государственных программах, не действуют. К основным причинам такого положения можно отнести следующее: отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях; не разработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения школьников к иностранному языку как учебному предмету.
Особенности общей мотивации учебной деятельности освещены в работах Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной.
Общеизвестен тот факт, что результаты деятельности человека только на 20-30 % зависят от его интеллекта и на 70-80 % от тех сил, которые движут им, т.е. от его мотивов (В.Н. Мясищев). Специалисты в области изучения иностранного языка (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова) отмечают, что уровень мотивации при изучении иностранного языка низкий. Это объясняется специфичностью предмета.
Иностранный язык, являясь и целью и средством обучения одновременно, не дает человеку непосредственные знания о реальной действительности в отличие от других учебных дисциплин, что снижает ценностное отношение к иностранному языку. Кроме того, в общественном сознании сложилось негативное отношение к иностранному языку как к очень трудному предмету, которым невозможно овладеть в рамках школьной программы. Проблема мотивирования учащихся иностранному языку разрабатывалась в исследованиях С.Т.Григоряна, И.А.Зимней, Ф.М. Рабиновича, Г.В.Роговой,Т.Е.Сахаровой. Однако, в основном, они разрабатывали различные технологии активизации познавательного интереса к иностранному языку. Таким образом, мотивация учащихся иностранному языку еще не получила достаточно конструктивной теоретико-педагогической разработки. Необходим поиск новых еще не использованных, источников мотивации. Именно эта необходимость и определяет актуальность проблемы разработки эффективных путей и средств повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Объектом исследования является процесс обучения говорению на английском языке на среднем этапе.
Предметом исследования является методика использования игры как мотивирующего фактора при формировании умений говорения на основном этапе в общеобразовательной школе.
Цели исследования.
• Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность игры, как способа повышения мотивации к изучению иностранного языка.
• Выявить условия эффективного использования игр на средства развития навыков говорения на уроках иностранного языка.
Задачи исследования.
• Изучить научно методическую литературу.
• Подобрать игры для обучения иноязычному говорению.
• Экспериментальное апробирование методики использования игры, как средства повышения эффективности на уроке английского языка.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что предложенная нами система игр позволит повысить эффективность обучения иноязычному говорению на среднем этапе обучения и послужит дальнейшей мотивацией для изучения иностранного языка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что игры, приведенные в этой работе, могут быть использованы при обучении говорению на уроках английского языка.
Структура работы.
Работа состоит из: введения, двух глав, выводов из глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В данной работе были рассмотрены теоретические и методические основы использования игры как средство повышения мотивации при обучении говорению на уроках иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Объектом подробного рассмотрения являлись игры и игровые приёмы, применяемые на уроках английского языка в процессе обучения говорению в средних классах.
В ходе исследования были выявлены психолого-педагогические основы развития мотивации к изучению иностранного языка. Основными мотивами школьника при изучении иностранного языка являются похвала и интерес. Все остальные компоненты являются лишь следствием положительного отношения учащегося к предмету «Иностранный язык». Роль учителя здесь является главенствующей. Только от него зависит, будет ли школьник с интересом и удовольствием познавать новое или же чувство страха перед учителем и неизвестным предметом возьмет верх. От успешности создания познавательной мотивации зависит эффективность всего процесса обучения иностранному языку.
Формирование положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка достигается тремя путями:
1. За счёт отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
2. Благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация);
3. Благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя
В наши дни развитие способностей учащихся применять иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций мира становится одновременно целью обучения иностранному языку и условием, которое обеспечивает успешность достижения данной цели. В связи с этим проблеме формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках современных европейских требований уделяется большое внимание. Поэтому рассматриваются вопросы, связанные с формированием языковых навыков и развитием речевых умений, изучаются и сопоставляются существующие методы и подходы к обучению иностранному языку. Для эффективного обучения говорению необходимо определить основные цели и задачи. Говорение, или экспрессивная речь, — сложный многогранный процесс, позволяющий наряду с аудированием осуществлять устное вербальное общение. Предметом говорения является мысль как отражение связей и отношений окружающей действительности в человеческом сознании.
Одним из средством обучение говорению является игра. Игры и игровые приёмы – один из элементов неожиданности на уроке английского языка. Они выступают средством побуждения, стимулирования учащихся. Ощущение посильности помогает ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок (учащиеся не думают о них, они вовлечены в процесс игры). Таким образом, игра является особым видом познавательной деятельности учащихся, повышающим мотивацию на уроках английского языка в средних классах.
Благодаря игре возрастает интерес к творческой деятельности, к поиску возможных путей и средств применения накопленных знаний, умений и навыков. Она развивает память, мышление и воображение.
В данной главе нами были разработаны примеры игр на среднем этапе обучения иностранному языку. А также были апробированы на базе 8 класса.
Первый этап включал в себя изучения уровня развития мотивации учащихся на уроках английского языка, а также уровень успеваемости учащихся.
Второй этап включал в себя собственно подготовку к игре, через выполнение комплекса упражнений по соответствующим темам, а также игру – как демонстрация, полученных в ходе эксперимента, знаний.
Третий этап подразумевал выполнение итоговой диагностики и последующая рефлексия.
Результаты проведенного исследования показали, что игра действительно имеет положительное воздействие на учащихся. Благодаря ей ученики не только стали более заинтересованными, но и с легкостью запомнили лексический материал и научились употреблять его в режиме реального общения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1. Проблема повышения мотивации при обучении говорению на среднем этапе
Возраст — в психологии — категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического — временные характеристики индивидуального развития.
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка — полувзрослого».
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
В этом возрасте у ребенка пропадает тот настрой, с которым он шёл в школу, тяга к знаниям, попробовать что — то новое. И поэтому учителю приходиться искать новые методы, чтоб заинтересовать ребенка, новые способы мотивации.
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Мы можем усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без интереса, без интереса у учащихся мы не сможем добиться желаемого результат. Т.е вся проблема состоит именно в мотивации. [Леонтьев 2004: 51-65]
Возникают вопросы:
• Что побуждает ребенка хорошо учиться?
• Почему дети, имеющие одинаковые условия обучения, имеют различные результаты?
• Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?
Чтобы ответить на эти вопросы сначала нужно понять процесс мотивации, понять, что такое мотивация?
Мотивация (от lat. movere) —побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1047345]
Существуют несколько видов мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Положительная мотивация — мощный фактор сохранения и развития здоровья детей.
Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления. Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».
Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Учиться, как и работать вне интереса – значит вне чувства, вне смыслов.
Учитель часто забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать!
Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:
• созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
• вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
• характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;
• использованием на уроках аудиовизуальных средств;
• использованием личностной индивидуализации;
• разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Так же повышение мотивации идет через:
• вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
• проблемность заданий и ситуаций;
• контроль знаний умений и навыков;
• использование познавательных игр;
• страноведческий материал и, конечно, доброжелательное отношение учащихся. [Крутецкий 1987: 143]
Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены наразвитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение учеников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если ученика побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов. Из вышесказанного мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении. При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие: