Музыкальная педагогика Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Хоровые сочинения Г. Свиридова в учебно- педагогической практике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава
2. Использование хоровых произведений Г. Свиридова в учебно-педагогической
практике. 2

2.1.
Вокально-хоровое творчество Г. Свиридова – важное звено в процессе формирования
духовно-нравственно-патриотического воспитания учащихся  2

2.2.
Хор Г. Свиридова «Наша Родина – Россия» в образовательном процессе  8

Глава
3. Основные аспекты анализа произведения Г. Свиридова «Наша Родина – Россия»
для подготовки к концертному исполнению.. 12

3.1.
Музыкально-теоретический анализ. 12

3.2.
Вокально-хоровой анализ. 14

3.3.
Особенности подготовки сочинения к работе с хором. 15

Заключение. 23

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Хоровой коллектив как модель межличностных отношений обладает рядом
специфических отличий, основным из которых является существование ансамбля как
коллективного субъекта, в процессе функционирования которого проявляются формы
совместной активности.  Между участниками
главенствуют принципы равноправия, взаимопонимания и согласия, когда импульс
одного партнера точно улавливается другим и находит в их игре художественное
продолжение. Подчиняясь конкретному организующему началу во всех аспектах
совместной игры, индивидуальные особенности каждого ансамблиста связаны в
тесном соотношении с ансамблем.

Специфика субъект-субъектных взаимодействий в хоре отчетливо проявляется
в процессе работы над исполнительской интерпретацией музыкального произведения.
Она выражается в понимании ансамблистами органичного музыкального общения,
непрерывной работе над интерпретацией музыкального произведения коллективом, в
том числе способах звукоизвлечения, единства ощущения музыкальной фразы,
«дыхания», имитации, музыкального диалога, синхронности, «звучащих» пауз, а
также многогранности проявления творческой индивидуальности каждым из
музыкантов.

Исследование процесса формирования культуры межличностных взаимодействий
в процессе обучения позволило утверждать, что он зависит от ряда условий, в
числе которых:

 — 
определение участниками коллектива лидера, способного в ходе
репетиционной работы разрешать противоречия, увлечь остальных участников
процессом совместного исполнительства;

— работа над целостным и
согласованным пониманием драматургии музыкального произведения, совместный
поиск оптимальных способов ее художественного воплощения;

— развитие у ансамблистов
способности слышать произведение как вертикально, так и горизонтально,
соотносить собственное исполнение с акустическими особенностями других голосов,
входящих в состав хора, отличать главное от второстепенного; — способность участников
коллектива в процессе музыкального исполнительства отказаться от амбиций
лидера-солиста во имя достижения ансамблевой целостности и общего
художественного результата. Наиболее важными методами формирования
профессионально-коммуникативных качеств маленького музыканта являются
коллективно-групповой метод обучения. При этом необходимым условием является
самостоятельное налаживание взаимодействий участников коллектива друг с другом.
Важной задачей педагога в этом взаимодействии с учениками является
мотивирование ребенка на поиск интерпретации.

В хоровом исполнительстве компоненты индивидуального и
коллективного начала взаимосвязаны и неразрывны. Традиционное расположение
участников хора на сценической площадке полукругом позволяет устанавливать
мгновенный зрительный и мимический контакт партнеров, благодаря чему
взаимодействия в хоре возможны более тесные и активные. Это условие на практике
способно усиливать как взаимопонимание музыкантов, так и возникающую порой
конфликтность.

В такого рода ансамбле значительно возрастает роль
лидера коллектива, который обязан корректировать характер субъект-субъектных
отношений, соотнося их с субъект-объектными отношениями музыкантов и
художественного текста. Он должен сосредоточить внимание участников хора на
поиске темброво-колористической палитры произведения, где каждый голос наделен
своим характером, выполняет эпизодически меняющиеся функции и, подобно
театральному актеру, находится с остальными участниками музыкального
"действия" в соответствующих динамических взаимодействиях. Свиридов
— творец вдохновенных мелодий, некоторые из них, наподобие крылатым словам,
обрели хождение в музыкальном быту и благодаря радио, телевидению буквально
ежедневно сопровождают нашу жизнь. Опора на мощные пласты народно-песенного и
классического искусства в их историческом, жанрово-интонационном многообразии,
соединение бытовой интонации с высоким стилем музыкальной речи дают возможность
Свиридову показать богатство содержания, делают столь убедительным и открытым
свиридовский образный мир для большой, подлинно народной аудитории.

Главная,
характерная черта свиридовской мелодики — ее преимущественно песенный строй.
Искусство построения песенной мелодии доведено Свиридовым до совершенства. И
самое поразительное— нет ощущения конструктивной заданности, технического
расчета, комбинаторики: мелодия Свиридова естественна, как природный ландшафт.
В ней слышна спокойная равнинность русской мелодической речи, порой страстной,
пылкой, но без экзальтации, без манерности. Все непосредственно, искренне
вытекает как бы из самого сердца.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Использование хоровых произведений Г. Свиридова
в учебно-педагогической практике

2.1.
Вокально-хоровое творчество Г. Свиридова – важное звено в процессе формирования
духовно-нравственно-патриотического воспитания учащихся В многовековой истории русской музыки хоровое
творчество Георгия Свиридова имеет особый смысл и значение. Оно — как памятник
тысячелетней традиции русской хоровой литературы, ее последний по времени
музыкально-летописный «свод» и, одновременно, начало, животворное зерно,
буквально возродившее жанр, казалось бы, обреченный на забвение.

Одно из крупнейших и значительных по своим
художественным достоинствам собрание хоровых сочинений Свиридова стало
своеобразной музыкальной энциклопедией духовной жизни русской нации XX века. В
больших ораториально-эпических полотнах, концертах, в разнообразных лирических
формах — поэмах, маленьких кантатах, циклах и отдельных миниатюрах для хора a
cappella — композитору удалось воплотить богатейший образный мир, от картин
народной жизни и русской природы’ до микрокосмоса человеческой души. Народный
характер, народные обычаи и обряды, земля, крестьянский труд, сокровенная жизнь
человека в ее множественных проявлениях и связях, целый мир тончайших
человеческих чувствований, настроений: лирика, то возвышенная, то иронически
окрашенная, историческая тема и накал социальных страстей — все это нашло
воплощение в свиридовском хоровом творчестве.

Творцу «Курских песен» удалась классически стройная и
новаторски свежая трактовка вечно живого крестьянского фольклора, ему
принадлежит открытие для хора или новое хоровое прочтение выдающихся страниц
русской поэзии XIX—XX вв.: Пушкина, Тютчева, Некрасова, Блока, Ф. Сологуба,
Есенина, Маяковского, Орешина, Пастернака, Прокофьева. Ему принадлежит одна из
первых в советское время хоровых интерпретаций древнерусской гимнографии и
духовной лирики. Свиридов, наконец, стоит у истоков рождения нового жанра —
современного хорового концерта второй половины XX в.

Свиридов пришел к хору в расцвете творческих сил, в
знаменательное, поворотное время — вторую-половину 50-х гг. Все хоровые
сочинения, в том числе и a cappell’ные (большинство из них появилось в конце
шестидесятых — в начале семидесятых годов) — плод зрелого творчества
композитора. Он увидел в этом жанре искусства большие нераскрытые возможности.
Хоровое пение ответило его заветным мыслям о жизни, точно так же, как сама эта
мысль отвечала потребности времени.

Творчество – это умственная и практическая
деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых
ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов
исследования и преобразования материального мира или духовной культуры; если же
он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного
значения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы