Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Хохломская роспись на уроках изобразительного искусства в 1 классе как способ развития навыков кистевой росписи у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков кистевой росписи у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи 8
1.1. История развития техники кистевой росписи (на примере хохломской росписи) 8
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 15
1.3. Анализ учебных программ по изобразительному искусству по теме исследования 24
1.4. Специфика влияния традиционных методик на развитие кистевой росписи у учащихся в 1 классе на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи 31
Выводы по главе 1 40
Список литературы 42

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества занятия декоративно-прикладного искусства играют важнейшую роль в системе эстетического воспитания учащихся, формировании творчески активной, гармонично развитой личности. В процессе приобщения человека к искусству происходит всестороннее развитие личности. Этому свидетельствует наличие прямой связи между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения задач в учебной и профессиональной деятельности.
Особый интерес к творчеству проявляется у детей именно в младшем школьном возрасте, когда они стремятся к познанию окружающего мира. Младший школьный — наиболее активный периодом развития творческих качеств и приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности, а занятия искусством — самая благоприятная для этого среда. Поэтому уроки рисования, лепки, бисероплетения, моделирования из бумаги и другие занятия декоративно-прикладного искусства являются крайне увлекательными и необходимыми для развития творческой активности личности.
Одним из важных направлений совершенствования системы художественно-эстетического воспитания в условиях реформирования системы образования является формирование у обучающихся способностей к восприятию и оценке прекрасного: в природе, общественной жизни, искусстве. Занятия декоративно-прикладного искусства играют важную роль в решении таково рода задач и способствуют развитию творческой активности школьников. Разработка и внедрение модели развития творческой активности младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства, включающей современный комплекс форм, средств и методов обучения, позволят повысить эффективность учебно-воспитательный процесса.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Почти каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные направления художественной росписи по дереву. Среди них — известные разновидности народных промыслов: Городецкая роспись, Гжель, Жостово, Хохломская, Мезенская, Волховская, Урало-сибирская, Полхов-Майданская, Тагильская роспись и др. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть обучающиеся уже с первого класса.
Хохломская роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на уроках по Хохломской росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. В связи с этим, изучение хохломской росписи младших школьниками является актуальным.
Согласно Федеральному государственному стандарту личностные результаты ученика первого класса в области изобразительного искусства должны отражать: формирование целостного и социально ориентированного взгляда на мир, формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов, овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире, принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения. Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности.
Особый вклад в разработку методики и теории преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства внесли труды М.М. Байраменкова, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Т.Л. Шпикаловой. Исследования искусствоведов и художников-прикладников В.А. Барадулина, М.П. Бесчастнова, Л.С. Жоголь, Ю.В. Максимова, Н.В. Романовой, В.И. Савицкой и др. явились источником информации о современном декоративно — прикладного искусстве, объяснили его сущность для эстетического воспитания и художественного образования, позволили выявить стилистические особенности традиционных и современных направлений в художественной обработке материалов, а также определить современные аспекты в области стилизации, приемах декоративной композиции, технологических навыках.
Объект исследования — процесс формирования и развития навыков кистевой росписи у школьников первого класса.
Предмет исследования – условия творческой самореализации младшего школьника в системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.
Цель исследования — обоснование и апробирование педагогические условия, направленной на развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.
Гипотеза исследования: хохломская роспись на уроках изобразительного искусства являются эффективным средством развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов если:
— будет выбран и определен подход к понятию и структуре развития навыков кистевой росписи;
— методики, упражнения развития навыков кистевой росписи будут адаптированы к урокам изобразительного искусства по хохломской росписи;
-будет разработана методическая система развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства по хохломской росписи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития техники кистевой росписи (на примере хохломской росписи)
2. Раскрыть современные теоретические подходы к овладению основными приемами хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе
3. Проанализировать учебные программы по изобразительному искусству по теме исследования
4. Изучить специфику влияния традиционных методик на развитие кистевой росписи у учащихся в 1 классе на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи
5. Выявить уровень уровня развития навыков кистевой росписи у учащихся 1-го класса.
6. Разработать систему работы по развитию у учащихся 1-го класса навыков кистевой росписи на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.
7. Дать анализ результатам опытно-экспериментального исследования по развитию у учащихся 1-го класса навыков кистевой росписи на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

<p>Актуальность исследования. На современном этапе развития общества занятия декоративно-прикладного искусства играют важнейшую роль в системе эстетического воспитания учащихся, формировании творчески активной, гармонично развитой личности. В процессе приобщения человека к искусству происходит всестороннее развитие личности. Этому свидетельствует наличие прямой связи между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения задач в учебной и профессиональной деятельности. <br />Особый интерес к творчеству проявляется у детей именно в младшем школьном возрасте, когда они стремятся к познанию окружающего мира. Младший школьный — наиболее активный периодом развития творческих качеств и приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности, а занятия искусством — самая благоприятная для этого среда. Поэтому уроки рисования, лепки, бисероплетения, моделирования из бумаги и другие занятия декоративно-прикладного искусства являются крайне увлекательными и необходимыми для развития творческой активности личности.<br />Одним из важных направлений совершенствования системы художественно-эстетического воспитания в условиях реформирования системы образования является формирование у обучающихся способностей к восприятию и оценке прекрасного: в природе, общественной жизни, искусстве. Занятия декоративно-прикладного искусства играют важную роль в решении таково рода задач и способствуют развитию творческой активности школьников. Разработка и внедрение модели развития творческой активности младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства, включающей современный комплекс форм, средств и методов обучения, позволят повысить эффективность учебно-воспитательный процесса.<br />Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Почти каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные направления художественной росписи по дереву. Среди них — известные разновидности народных промыслов: Городецкая роспись, Гжель, Жостово, Хохломская, Мезенская, Волховская, Урало-сибирская, Полхов-Майданская, Тагильская роспись и др. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть обучающиеся уже с первого класса.<br />Хохломская роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на уроках по Хохломской росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. В связи с этим, изучение хохломской росписи младших школьниками является актуальным.<br />Согласно Федеральному государственному стандарту личностные результаты ученика первого класса в области изобразительного искусства должны отражать: формирование целостного и социально ориентированного взгляда на мир, формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов, овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире, принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения. Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности. <br />Особый вклад в разработку методики и теории преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства внесли труды М.М. Байраменкова, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Т.Л. Шпикаловой. Исследования искусствоведов и художников-прикладников В.А. Барадулина, М.П. Бесчастнова, Л.С. Жоголь, Ю.В. Максимова, Н.В. Романовой, В.И. Савицкой и др. явились источником информации о современном декоративно — прикладного искусстве, объяснили его сущность для эстетического воспитания и художественного образования, позволили выявить стилистические особенности традиционных и современных направлений в художественной обработке материалов, а также определить современные аспекты в области стилизации, приемах декоративной композиции, технологических навыках.<br />Объект исследования — процесс формирования и развития навыков кистевой росписи у школьников первого класса. <br />Предмет исследования &ndash; условия творческой самореализации младшего школьника в системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.<br />Цель исследования — обоснование и апробирование педагогические условия, направленной на развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.<br />Гипотеза исследования: хохломская роспись на уроках изобразительного искусства являются эффективным средством развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов если: <br />- будет выбран и определен подход к понятию и структуре развития навыков кистевой росписи; <br />- методики, упражнения развития навыков кистевой росписи будут адаптированы к урокам изобразительного искусства по хохломской росписи; <br />-будет разработана методическая система развития навыков кистевой росписи у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства по хохломской росписи.<br />В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:<br />1. Рассмотреть историю развития техники кистевой росписи (на примере хохломской росписи)<br />2. Раскрыть современные теоретические подходы к овладению основными приемами хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе<br />3. Проанализировать учебные программы по изобразительному искусству по теме исследования<br />4. Изучить специфику влияния традиционных методик на развитие кистевой росписи у учащихся в 1 классе на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи<br />5. Выявить уровень уровня развития навыков кистевой росписи у учащихся 1-го класса.<br />6. Разработать систему работы по развитию у учащихся 1-го класса навыков кистевой росписи на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.<br />7. Дать анализ результатам опытно-экспериментального исследования по развитию у учащихся 1-го класса навыков кистевой росписи на уроках изобразительного искусства посредством хохломской росписи.<br /><br /></p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы