Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Характеристика познавательных УУД

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Характеристика познавательных УУД 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

  

Введение:

 

Актуальность исследования: система образования в России претерпевает изменение, направленное на разработку новых педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. В 2011 году все школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт; ФГОС НОО).
Особое место в стандарте отводится формированию познавательных УУД младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем – снижению познавательной активности обучающихся, их неумением, а иногда и нежеланием ставить перед собой учебные задачи и самостоятельно находить их решение, анализировать собственную учебную деятельность.
Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
3. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. [18]
Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и повышением его познавательной активности.
Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающих формирование их познавательных УУД. [9, стр.178-180]
Как же построить учебный процесс так, чтобы ребенок хотел учиться, получать новые знания, чтобы образование для него стало настоящим кладом на всю жизнь?
Очень важно воспитать творческую личность, любящую свой народ, свой город, свою Родину, уважающую и понимающую ценность семьи и общества, любознательную, активную и заинтересованно познающую окружающий мир.
Изучение истории и культуры родного города способствует общему, эстетическому и нравственному развитию учащихся. Учителям, работающим в Санкт-Петербурге, предоставляется уникальная возможность, воспитывать молодое поколение в культурной столице нашей страны, в городе с большим культурно-историческим наследием. Особая роль Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы пробуждать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и гордости за свою Родину, развивать познавательный интерес учащихся к истории родного города.
К сожалению, в начальной школе нет отдельного предмета, посвященному изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Однако приобщение школьников к истории родного города начиная с начальной школы необходимо, так как с самого раннего возраста необходимо воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому города, его культурному наследию, достопримечательностям и т.д. Этих целей можно добиться на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, организация которых должна быть направлена на формирование познавательных УУД младших школьников. Если сформировать у них интерес, познавательную активность к изучению истории города, в будущем школьники смогут добывать знания самостоятельно, ведь на изучение предмета даже в средней школе отводится очень мало учебных часов.
По нашему мнению, формированию познавательных УУД младших школьников на этих занятиях будет способствовать использование видеофрагментов, посвященных как событиям истории Санкт-Петербурга, так и его отдельным достопримечательностям.
Объект исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у второклассников во внеклассной работе с использованием видеоматериалов.
Цель исследования:выявление педагогических условий эффективного использования видеоматериалов на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, способствующих развитию познавательных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: формированию познавательных УУД младших школьников на внеклассных занятиях будет способствовать использование видеофрагментов, посвященных как событиям истории Санкт-Петербурга, так и его отдельным достопримечательностям.
Исходя из поставленной цели, мы определили основные задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательные универсальные учебные действия» в современной педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности использования видеоматериалов в начальной школе с целью формирования познавательных УУД обучающихся.
3. Выявить основные особенности использования мультимедийных средств в обучении.
4. Определить уровень сформированности познавательных УУД у второклассников.
5. Провести экспериментальную работу по формированию познавательных УУД во внеклассной работе с использованием видеоматериалов по истории и культуре СПБ и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
— теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, действующие нормативные документы);
— эмпирические (опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами информационно-коммуникативных технологий у младших школьников в образовательном процессе);
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №619 Калининского района города Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие дети 2 «Д» класса в количестве 25 человек (11 мальчиков, 14 девочек).
Основное содержание работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика познавательных УУД
Сохраняя принятый в новых образовательных стандартах общего образования (ФГОС НО) термин «познавательные универсальные учебные действия», мы имеем в виду его собственно познавательный смысл, понимая под познанием процесс открытия истины. Истина же есть результат познания (исследования), соответствующий реальности, нуждам общественно значимой практики.
Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема познавательного развития младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности [2].
Обучение – основная форма развития познавательной активности. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой – в процессе активной познавательной деятельности развиваются учебные возможности школьника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.
Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей школьников.
С целью развития познавательной активности школьников необходимо:
— На каждом занятии применять познавательные задачи;
— Общепознавательные умения формировать в четкой последовательности и системе, начиная с самого простого. Эту работу надо проводить не эпизодически, а на каждом занятии
— Каждое умение формировать поэтапно. Это означает создание мотивационной готовности школьников к выполнению определенного вида деятельности, усвоение образца действий, первичное применение умений выполнять тренировочные упражнения;
— Развивать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение), которые лежат в основе познавательных умений [14].
Уже в школе меняются приоритеты целей обучения: на первый план выдвигается его познавательная функция, культ активности, самостоятельности, нестандартности мысли, который обеспечивает развитие интеллекта ребенка. Главная задача учителя – добиться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов детей.
Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Только когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности школьников, ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, которые активизируют познавательную деятельность. К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задания творческого характера, нестандартные задачи [11].
Развитию познавательной активности в школе должно уделяться особое внимание еще и потому, что именно в этот период формируются основные интеллектуальные умения.
Условиями формирования познавательных интересов младшего школьника являются:
а) понимание ребенком смысла и значения материала;
б) новизна в содержании обучения;
в) использование оптимальной системы тренировочных, творческих, познавательных и других заданий;
г) практическая направленность материала;
д) самостоятельность детей в их деятельности;
е) высокая эффективность каждого занятия;
ж) глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей [9].
Современное развивающее обучение – это модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы школьника с учетом возможностей каждого ребенка. Это обучение, главным признаком которого является принцип симфонизма, а не унификации. Учебно-учительный процесс в школе больше не может укладываться в схему «учитель – учит, а ученик – учится». Для успешного существования образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность школьников станет невозможной.
Эффективность развивающего обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы