Часть дипломной работы на тему Групповые формы работы как средство формирования учебной самостоятельности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ.. 8
1.1. Характеристика учебной самостоятельности младших
школьников. 8
1.2. Возрастные особенности развития младших школьников,
влияющие на формирование учебной самостоятельности. 16
1.3. Педагогические условия формирования учебной
самостоятельности у младших школьников через групповые формы работы.. 23
Выводы по первой главе. 34
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.. 36
2.1. Диагностика уровня сформированности учебной
самостоятельности у обучающихся 4 класса. 36
2.2. Программа экспериментальной работы по апробации
педагогических условий формирования учебной самостоятельности у младших
школьников через групповые формы работы.. 48
2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.. 59
Выводы по второй главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
Введение:
Актуальность темы
исследования. Компетентностный подход декларирует
приобретение опыта самостоятельного решения проблем. Этот опыт необходим не как
приложение к полученным знаниям и их практического применения, а должен стать
сущностью всего образовательного процесса.
Внедрение
компетентностного подхода ставит перед участниками учебного процесса новую
задачу: для учителя – научить учиться, для ученика – уметь учиться.
Комплексными ресурсными средствами для реализации этой задачи, на наш взгляд,
является сформированность и дальнейшее развитие учебной самостоятельности,
проявлением которой является широкое и разностороннее использование
самостоятельных работ.
С позиций психологической
науки самостоятельность личности рассматривается как определенный уровень
деятельности, определяется умением управлять собой, осознавать собственные
возможности, интересы, проявлять инициативу в выборе посильных задач,
стремление к решению задач высших уровней и т.д. (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.).
Понятие «учебная
самостоятельность» в исследованиях различных авторов (Л. Аристова, Л. Жарова,
М. Кухарев, А. Савченко, Т. Шамова) трактуется неоднозначно. В работах А.
Савченко, М. Данилова – это интегрированная качественная характеристика личности;
у Е. Голанта – готовность (способность) к обучению и овладению знаниями; у М.
Махмутова – уровень интеллектуального развития личности. Т. Шамова считает, что
это качественная характеристика, направленная на достижение целей обучения, а
И. Лернер – способность к самоорганизации при решении новых проблем и
приобретения опыта.
В контексте этих
трактовок мы рассматриваем учебную самостоятельность как осознанную
качественную характеристику личности, направленную на достижение целей и
способную к самоорганизации и самореализации [25]. В более узком значении
употребляется понятие «самостоятельная учебная работа». Ее понимают как
организованную учителем, но без его непосредственного участия, активную
деятельность учащихся, направленную на выполнение познавательных задач с разной
дидактической целью в специально отведенное для этого время [34].
Формировать учебную
самостоятельность и учебную деятельность школьников необходимо начинать в
младшем школьном возрасте. Решению данной задачи будет способствовать
использование групповых форм работы на уроках в начальной школе.
Групповые формы
организации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста
помогают учителю реализовать образовательную и воспитательную функции урока.
Решение коллективных задач формирует у учащихся чувство ответственности за
порученное дело, партнерства, сотрудничества и уважения к мнению собеседников,
развивает умение принимать коллективное решение, учитывая различные точки
зрения, способствует активизации самостоятельной познавательной и учебной
деятельности.
Групповая форма работы
является наиболее сложной в применении в учебном процессе, поэтому менее
популярна в современной практике. Этим и обусловлена актуальность данной
работы.
Цель
исследования состоит в выявлении условий, при которых групповые формы работы могут являться
средством формирования учебной самостоятельности у младших школьников.
Объект исследования –
учебная самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования –
условия использования групповых форм работы на уроке как средства формирования учебной
самостоятельности младших школьников.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что групповые формы работы способствую успешному
формированию учебной самостоятельности у младших школьников при соблюдении
следующих условий:
1) педагогическая
диагностика способностей и компетенций учащихся;
2) формирование групп в
зависимости от результатов диагностики и цели обучения и воспитания детей;
3) обучение младших
школьников сотрудничеству;
4) применение разных
видов групповой формы обучения на уроках по различным дисциплинам начальной
школы;
5) привлечение школьников
к групповой работе в форме игры;
6) постепенное уменьшение
учительской помощи учащимся в процессе их совместной работы;
7) использование
творческих заданий;
8) обсуждение
дискуссионных вопросов;
9) повторение и
активизация изученного материала;
10) проверка понимания
материала.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику учебной
самостоятельности младших школьников.
2. Описать возрастные
особенности развития младших школьников, влияющие на формирование учебной
самостоятельности.
3. Рассмотреть педагогические
условия формирования учебной самостоятельности у младших школьников через
групповые формы работы и апробировать их в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологические
основы исследования представлены трудами таких ученых, как О.В. Алекинова,
А.Т. Алимов, О.В. Зимонина, Н.А. Маркова (развитие
самостоятельности), Л.И. Божович, С.Л. Выготский, В.В. Давыдов,
Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин (возрастные
особенности детей) и др.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
–
наблюдение;
– анализ школьного
журнала;
– анкетирование;
– количественный и
качественный анализ.
Этапы эмпирического
исследования: подготовительный, диагностический,
интерпретационный.
База исследования: учащиеся
4 класса (7 учащихся) МКОУ «Прибойновская СОШ» Братского р-на, Иркутской
области.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный материал и
результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках
данного вопроса, а также станут полезными для учителя начальных классов в
процессе формирования у младших школьников учебной самостоятельности.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ 1.1. Характеристика учебной самостоятельности младших школьников Самостоятельность
является основным вектором взросления, поскольку представляет собой
инициативное, ответственное поведение, которое не зависит от чьего-либо
влияния, совершается без помощи со стороны, своими силами [9, с. 37]. Самостоятельность, как
базовое качество личности, помогает ребенку приобрести уверенность в себе,
способность разрабатывать и реализовывать свою стратегию жизнетворчества,
решать различные жизненные проблемы. На уровень сформированности
самостоятельности влияют условия, в которых ребенок воспитывается, окружающая
среда (биологические, социальные, физические, культурные факторы),
познавательные и эмоциональные процессы, соответствующие возрастной зрелости.
Для
определения сущности понятия самостоятельность необходимо отличать
самостоятельность, как качество личности, которое обеспечивает достаточно
устойчивую тенденцию к независимости и инициативному поведению и
самостоятельность, как характеристику деятельности, ситуативное проявление
(ребенок справляется с заданием только в определенных условиях или только с
определенным заданием).
Самостоятельность
как личностное свойство, предполагает [48]: независимость суждений и действий,
способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные
решения; ответственность за свои поступки и их последствия; внутреннюю
уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Психофизиологический
механизм самостоятельности зависит от изменений, происходящих в процессе
развития детей в определенный возрастной период. К примеру, на начальном этапе
дошкольного детства самостоятельные действия ребенка, обогащаясь и приобретая
системность, постепенно принимают форму деятельности. На среднем этапе
дошкольного возраста в различных видах деятельности проявляются разные формы
самостоятельного поведения [20, с. 157].
Необходимо
обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущности.
Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной
деятельности, в том числе и учебной. Безусловно, самостоятельная деятельность
ребенка состоит из действий, направленных на достижение потребности, цели [2].
В
теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной
работе: познавательное, практическое и организационно-техническое. Данное
положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития
познавательной, учебной, творческой, организационной, исследовательской
самостоятельности [27].
О.В.
Алекинова определяет как самостоятельную деятельность детей, которая возникает
по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу
очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер [2].