Психологическое Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Групповое консультирование как психологическая помощь врачам,переживающим синдром эмоционального выгорания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В первой главе выпускной квалификационной работы теоретические основы синдрома эмоционального выгорания. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволил заключить, что формирование данного синдрома может быть связано с индивидуальные, организационные, социально-психологические факторами.

Также были подробно изучены, признаки проявления синдрома эмоционального выгорания, которые могут выражаться в обычной усталости и плохом самочувствии и даже до потери интереса к работе и коллегам, злоупотребление вредными привычками, и рассмотрены три стадии его прохождения: приглушение эмоций, апатия к другим людям, к коллегам, равнодушие ко всему окружающему.

Основной причиной синдрома эмоционального выгорания является комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или, наоборот, сглаживать их влияние.

Рассмотрев симптомы проявления и стадии процесса эмоционального выгорания, можно сказать о том, что выявить синдром выгорания на ранних этапах сложно, поскольку сначала складывается впечатление о том, что человек находится в обычной усталости от трудовой нагрузки или иных факторов. Но даже при таких, казалось бы, мало значимых проявлениях, не стоит забывать как работнику, так и работодателю, о том, что это уже является сигналом, чтобы помочь данному человеку и предотвратить дальнейшее развитие у него эмоционального выгорания

Профессиональная деятельность врачей хирургов, анестезиологов и реаниматологов зачастую бывает связана со специфичными, неблагоприятными условиями, которые тесно связаны с высокой психологической и физиологической нагрузкой на организм.

Сложность задач, стоящих перед хирургами, анестезиологами и реаниматологами в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма и личностным качествам специалистов. Врачи, работающие в отделениях хирургии, анестезиологии-реаниматологии каждый день вовлечены в длительное общение с людьми, в ходе оперативного вмешательства, направленного на улучшение качества жизни пациента или её спасения врачу приходится принимать быстрые и ответственные решения, от которых зависит здоровье и жизнь другого человека.

Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона» в рамках написания выпускной квалификационной работы в течение одного года.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследования была сформирована целевая группа, в которую вошли врачи больницы №20, работающие в хирургическом отделении, а также отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.

Проведение диагностики эмоционального выгорания у врачей, работающих в отделениях хирургии и анестезиологии-реаниматологии при помощи методики К. Маслач и С. Джексон показало наличие профессиональной деформации различной степени выраженности. Несмотря на то, что процент специалистов с крайне выраженными и высокими показателями эмоционального выгорания существенно ниже, чем тех, у кого симптомы выражены незначительно, мы можем говорить о том, что у врачей, принявших участие в исследовании, обнаружены симптомы эмоционального выгорания.

Около 37% обследованных нами методикой Бойко врачей имеют серьёзный риск или уже сформированный синдром эмоционального выгорания и почти четверть выборки обнаруживают склонность к его формированию.

Задачи консультативной работы, направленные на изменения в когнитивной сфере, были определены следующим образом:

– осознание стереотипных для участника паттернов осознанного и эмоционального поведения в конкретных ситуациях и формирование новых навыков;

– выделение конкретных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, которые являются причиной негативных переживаний, беспокойства, формируют предпосылки для развития синдрома эмоционального выгорания. Осознание этого фактора и тем самым снижение тревожности;

– выявление и осознание характерных механизмов совладающего поведения и психологических защит и формирование более зрелых механизмов.

Задачи, направленные на изменения в эмоциональной сфере, предполагали научение врачей распознавать и принимать характерные для них эмоциональные реакции, трансформировать их.

В ходе эмпирического исследования были получены достоверные дан-ные о существовании значимых корреляционных связей между признаками профессионального выгорания и личностными особенностями врачей, а также особенностями их профессиональной деятельности.

В результате проведения группового консультирования среди врачей, принявших участие в исследовании, только у одного специалиста сохранилась крайняя выраженность признаков эмоционального выгорания по признаку «эмоциональное истощение». Выросла количество специалистов выраженность признаков эмоционального выгорания, у которых из высокой трансформировалась в среднюю, а из средней в низкую.

Проведение группового консультирования оказало значимый эффект на всю экспериментальную группу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей

2.1 Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона» в рамках написания выпускной квалификационной работы в течение одного года.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследования была сформирована целевая группа, в которую вошли врачи больницы №20, работающие в хирургическом отделении, а также отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.

Основной критерий формирования выборки – особая специфика работы, требующая постоянного эмоционального включения. Выборка репрезентативна, так как все включенные в неё участники отвечают характеристикам целевой группы. С учетом ограниченности кадрового состава отделений выборочная и генеральная совокупности совпадают, общее количество испытуемых составило 37 человек, из которых 14 мужчины и 23 женщины, в возрасте от 20 лет до 51 года.

Объект исследования – хирурги, анестезиологи, реаниматологи.

Предмет исследования – синдром эмоционального выгорания.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. Этапы организации и проведения исследования:

1. Теоретический этап.

В ходе данного этапа осуществлялось собеседование с администрацией КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона» с целью уточнения и конкретизации темы исследования, получения разрешения на проведение исследования и согласование сроков, осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования; были сформулированы основная цель и задачи, объект и предмет исследования, осуществлен подбор методик для исследования признаков профессионального выгорания врачей.

На данном этапе использовался метод научно-теоретического анализа.

2. Эмпирический.

На данном этапе осуществлялось предварительное ознакомление участников исследования с тестовым материалом. Производились такие шаги, как получение согласия специалистов на участие в исследовании и раздача диагностических методик, тестовых материалов, сбор эмпирического материала.

Применялись диагностические методы сбора эмпирических данных. Для этого были использованы следующие методики:

– опросник на определение уровня психического выгорания MBI в интерпретации Н. Е. Водопьяновой,

– методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;

– опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Вассермана,

– тест Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батрашева;

– методика «Личностный Дифференциал».

3. Этап математической обработки и интерпретации результатов.

На данном этапе применялся метод математической статистики, а именно корреляционный анализ. В качестве критерия корреляции был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона. Осуществлялись следующие действия:

1. Обработка эмпирического материала. Формулирование выводов, разработка рекомендаций для администрации на общеорганизационном уровне по профилактике профессионального выгорания врачей;

2. Выявление группы риска среди врачей.

Разработка индивидуальных рекомендаций. Подбор возможных методов профилактики профессионального выгорания

3. На третьем этапе разработана и реализована программа консультативной поддержки, проведен анализ показателей в соответствии с задачами эмпирического исследования и сделаны выводы относительно связи показателей профессионального выгорания специалистов и результатами консультационной работы.

Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) – разработан на основе модели К. Маслач и С.Джексон и адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит в себе 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением профессиональной деятельности. В опроснике содержатся три субшкалы:

1. «Психоэмоциональное истощение» отражает снижение уровня эмоциональных, физических, энергетических ресурсов работника;

2. «Деперсонализация» — отражает уровень отношений с коллегами по работе, личностное отдаление и представляет собой специфическую форму социальной дезадаптации работника;

3. «Редукция личных достижений» — отражает снижение уровня общего оптимизма, веры в свои силы, в способность решать возникающие проблемы, выявляет сомнения в собственной компетентности в своей работе, неудовлетворенность своими результатами в работе и обесценивание своей профессиональной деятельности.

Оценка полученных ответов осуществляется по 7-бальной шкале.

Методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко содержит в себе 84 вопроса, на каждый из которых респонденту предлагается ответить отрицательно или утвердительно. В соответствии с «ключом» определяется сумма для каждого из симптомов выгорания (представлено 3 фазы по 4 симптома в каждой) в пределах от 0 до 30 баллов. На каждый симптом «приходится» по 7 вопросов, положительный или отрицательный ответ на каждый из которых, согласно ключу, оценивается от 2-х до 10 баллов. Каждый симптом по набранной сумме баллов оценивается как не сложившийся (до 9 баллов включительно), складывающийся (10-15 баллов) и сложившийся (16 баллов и выше). Каждая фаза по набранной сумме симптоматических проявлений оценивается как не сформировавшаяся (36 баллов и менее), находящаяся в стадии формирования (37 – 60 баллов) и сформировавшаяся (61 и более баллов).

По количественным показателям можно судить о том, какая из фаз сформировалась в большей или меньшей степени (напряжения, резистентности и истощения). Подсчитывается также итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания, выступающий суммой 12 симптомов. Однако его диагностические нормы не заданы. Исходя из норм сложенности симптома и их числа мы будем считать низким показатель эмоционального выгорания до 108 баллов (9 баллов * 12 симптомов);

от 109 до 180 баллов – как формирующееся;

от 181 до 360 – сформированным.

Согласно мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в фор¬ме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание пред¬ставляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще — профессионального поведения.

С одной стороны, оно позволяет чело¬веку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — выгорание отрицательно сказывается на выполнении рабо¬ты и отношениях с партнерами. В.В.Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов — внешних и внутренних.

Внешние факторы:

1.Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность. (Это происходит в тех случаях, когда профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты деятельности.)

2. Дестабилизирующая организация деятельности. (Дестабилизиру-ющая обстановка сказывается не только на самом профессионале, но и на субъекте общения — клиенте, партнере.)

3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и опера¬ции.

4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. (Она определяется двумя основными обстоятель¬ствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненным, и конфликтностью «по горизонтали» — между коллегами.)

Внутренние факторы:

1. Склонность к эмоциональной ригидности. (Эмоциональное выго-рание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.

У людей импульсивных, обладаю¬щих подвижными нервными процессами, формирование симпто¬ма выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлитель¬ность и чувствительность могут полностью блокировать этот ме¬ханизм психологической защиты).

2. Интенсивная интериоризация. (У людей с повышенной ответствен-ностью больше шансов подвергнуться синдрому, но нередко слу¬чается, что в работе профессионала чередуются периоды интенсив¬ной интериоризации и психологической защиты.)

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. (В этом случае вероятны два варианта:

а) профессио¬нал не считает для себя необходимым или по какой-то причине не заинтересован проявлять сопереживание к объекту деятельности;

б) человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые к субъектам деятельности.)

4. Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмо-ционального выгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, ког¬да присутствуют три фазы такового. Уровень эмоционального выго¬рания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответ¬ствии с тремя фазами.

Фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий ме-ханизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением псмхотравмирующих факторов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы