Часть дипломной работы на тему Гражданско-правовые процедуры ликвидации коммерческих юридических лиц
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
По результатам проведенного исследования удалось сформировать следующие выводы и озвучить следующие предложения. Ликвидация юридических лиц — это комплексный правовой институт, регламентируемый нормами не только гражданского законодательства, но и иных отраслей — административного, налогового и др.
Об актуальности исследования нюансов и проблем ликвидации корпораций так же говорит частое изменение и дополнение действующих сейчас норм Гражданского кодекса РФ, внесение в него поправок. Особенно в наши дни приобретает актуальность данная тема в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции, при которой достаточно многие руководители предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены временно (а некоторые навсегда) приостанавливать работу, что может повлечь ликвидацию организаций ввиду отсутствия реальной хозяйственной деятельности, а соответственно и доходов. Следовательно, проблематика осуществления на практике правовой регламентации процесса ликвидации юридического лица не может не иметь актуальности в современном государстве.
В качестве конкретных выводов по ходу исследования выделены следующие предложения:
1) Из содержания ГК РФ однозначно следует, что ликвидируемое юридическое лицо вступает в основную и наиболее активную стадию ликвидации в момент назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). Именно от их действий зависит качество прохождения юридическим лицом всех ликвидационных процедур, соблюдение прав и интересов самого лица, его участников (учредителей), кредиторов и иных заинтересованных лиц.
Наделяя ликвидационную комиссию столь высоким статусом, ГК РФ, при этом, уделяет недостаточное внимание раскрытию этого статуса. Представляется актуальным внесение в ГК РФ специальных норм, посвященных ликвидационной комиссии, определению ее прав и обязанностей, а, что самое главное, ответственности.
Конкретные предложения, направленные на урегулирование правового положения ликвидационной комиссии (ликвидатора), порядка и сроков осуществления ею отдельных полномочий, сводятся к необходимости:
— уточнить в п. 4 ст. 62 ГК РФ, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права и обязанности ликвидируемого юридического лица;
— внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ в части законодательного закрепления срока, в течение которого ликвидационная комиссия должна опубликовать сведения о предстоящей ликвидации юридического лица, к примеру, десять рабочих дней с момента назначения комиссии;
— установить в абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ конкретные правовые последствия на случай нарушения установленного срока для публикации сведений о ликвидации без уважительных на то причин, в частности, это может быть последующее признание судом недействительным решения, которым ликвидационная комиссия была назначена;
— уточнить редакцию п. 2 ст. 63 ГК РФ, указав в ней конкретные сроки по составлению и утверждению промежуточного и итогового ликвидационного балансов.
2) Для урегулирования правового положения ликвидационной комиссии (ликвидатора) видится необходимым закрепленное в п. 4 ст. 62 ГК РФ первое предложение заменить на предложение: «С момента назначения ликвидационной комиссии к ней в рамках ликвидационного процесса переходят права и обязанности ликвидируемого юридического лица в части расчета с кредиторами».
3) В целях своевременного обеспечения прав и законных интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица в изменении нуждается и абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ, который можно изложить так: «ликвидационная комиссия обязана предпринимать все возможные меры, позволяющие обнаружить кредиторов юридического лица и дебиторскую задолженность, также на ликвидационную комиссию возлагается обязанность по письменному уведомлению всех кредиторов о начале процедуры ликвидации юридического лица. Если в ходе судебного заседания будет доказано, что ликвидационная комиссия систематически пренебрегала своими обязанностями, в результате чего кредиторы понесли убытки, то члены ликвидационной комиссии обязаны возместить им материальные потери.
Целесообразным видится также дополнение данного абзаца после слов «уведомляет в письменно форме» словами «а также иными способами» кредиторов о ликвидации юридического лица. Поправки в Гражданский кодекс вносятся законодателем без учета новинок современных цифровых технологий, и в наши дни далеко не все юридические лица пользуются услугами почты Росси. Существуют аналогичные цифровые способы уведомлений и обмена корреспонденцией, что придаст большей убедительности в получении отправляемого уведомления.
4) В целях приведения судебной практики к единообразию, исключающей принятие прямо противоположных решении о правомерности либо неправомерности исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. обосновывается необходимость издания на уровне Верховного суда РФ соответствующего постановления, подробно описывающего действия судов при рассмотрении и разрешении требований о признании недействительными решении регистрирующих органов со исключении из ЕГРЮЛ, соответствующих критериям, установленным ч. 1 ст. 64.2 ГК РФ и ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
5) Очень важным моментом, касающимся такой процедуры как добровольная ликвидация, является вопрос об отмене уже инициированной процедуры. По моему мнению, главным несовершенством в вопросе относительно добровольной процедуры ликвидации с момента ее начала является отсутствие возможности учредителя отменить либо приостановить данный процесс до момента устранении препятствий. Таким образом, предлагается внести дополнение в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части статьи 57 закона. Необходимо указать дополнительным абзацем следующие: «решение об отмене или приостановлении процедуры ликвидации коммерческой организации должно быть принято всеми участниками единогласно. Подача соответствующего заявления в налоговый орган должна быть произведена до момента внесения записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ. Если такая запись была внесена, организация имеет право оспорить решение налогового органа в судебном порядке.»
6) Изложение п. 1 ст. 61 ГК РФ в новой редакции, появление в ней словосочетания об «универсальном правопреемстве» привело к допущению «сингулярного правопреемства» при ликвидации юридических лиц. По моему мнению, данный подход прямо противоречит сути ликвидации, подрывает ее смысл и содержание. Вследствие этого, предложено изменить законодательную формулировку ликвидации юридического лица, отразив в ней следующее: «Ликвидация — это поэтапная процедура, инициируемая участниками (учредителями) юридического лица либо уполномоченного государственного органа, завершаемая полным прекращением существования юридического лица как субъекта права, без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства».
В заключение изложенного хочется отметить, что институт ликвидации юридических лиц следует и далее развивать, совершенствовать. в том числе, в рамках продолжающего реформирования гражданского законодательства РФ.
Фрагмент текста работы:
Глава III. Процедура ликвидации коммерческих организаций и последствия
3.1. Основания и порядок ликвидации юридических лиц
Процесс ликвидации сложен и является, как правило, достаточно длительным по времени. С учетом данных обстоятельств существуют различные основания осуществления ликвидации, такие как нерентабельность бизнеса, достижение его задач и т.п.
С правовой точки зрения все основания ликвидации юридического лица подразделяются на добровольные либо принудительные.
В случае с добровольной ликвидацией юридического лица существуют вполне определенные законодателем ее виды.
1. Ликвидация по решению участника юридического лица в любой момент. Такое основание добровольной ликвидации встречается чаще всего на практике. Учредители юридического лица под влиянием внешних обстоятельств, которые за частую связаны с давлением налоговых органов и отрицательной экономической динамикой состояния бизнеса в стране, в праве принять обоюдное решение относительно ликвидации юридического лица в силу тяжелой экономической ситуации. Также нередки случаи, когда учредители ликвидируют фирму по причине нарастания корпоративных конфликтов среди руководства .
2. Ликвидация по истечению того срока, на который изначально была создана организация. Так, в уставе самой организации может быть прописан срок, в течение которого будет действовать такая организация. Учредители юридического лица как правило заинтересованы в существовании организации до определенного момента. Например, когда у данной организации истекает контракт с деловым партнером, в ее существовании уже нет необходимости. Значит, добровольная ликвидация для такой организации будет удобным и быстрым способом прекратить свою деятельность.
3. Ликвидация по достижению цели деятельности, ради которой было создано юридическое лицо. Такое основание добровольной ликвидации встречается реже. Так, руководители организации могут потерять интерес к управлению организацией вследствие того, что данное направление деятельности становится не приоритетным. Зачастую такое решение учредителей продиктовано тем, что они хотят реализовать проекты в совершенно другой, более актуальной для них сфере .
Самые значимые стадии протекания добровольной ликвидации юридического лица:
1) Принятие решения о ликвидации юридического липа, порядке его ликвидации и утверждение состава ликвидационной комиссии, которая будет руководить процессом ликвидации.
2) Уведомление налогового органа, обязательное уведомление третьих лиц о начале осуществления процедуры ликвидации юридического лица посредством специальной публикации в прессе — в журнале «Вестник государственной регистрации».
3) Выявление кредиторской и дебиторской задолженностей, последующее составление промежуточного ликвидационного баланса.
4) Осуществление всех необходимых расчетов с кредиторами разных очередей и последующее составление ликвидационного баланса.
5) Регистрация факта ликвидации юридического лица.
Следует отметить, что в обществах с ограниченной ответственностью допускается только единогласное утверждение решения о ликвидации всеми участниками.
Сегодня на законодательном уровне установлен пресекательный срок ликвидации — один год. Это означает, что если в течении года с момента принятия решения о начале ликвидации предприятия ее собственники не успеют осуществить все необходимые действия, то они будут вынуждены заканчивать данную ликвидацию (принимать решение об ее отмене), и следующую ликвидацию будет возможно начать не раньше чем через полгода. В ином случае будет необходимо обратиться в суд с ходатайством о продлении срока ликвидации (возможное продление еще на полгода), но для этого нужны веские основания. Судья будет обязательно их учитывать и рассматривать .
После назначения ликвидатора впоследствии контрагенты должны быть уведомлены о начале осуществления ликвидации. Это нужно для определения точной величины кредиторской задолженности. Закон предусматривает в числе прочего необходимость публикации информации о ликвидации в средствах массовой информации. Помимо публикации, требуется и личное уведомление контрагентов посредством отправки им соответствующих писем Почтой России или по электронной почте. В срок два месяца со времени публикации информации с ликвидации юридического лица у кредиторов есть возможность предъявить свои требования по выплатам.
Удовлетворение требований кредиторов входит в зону ответственности ликвидационной комиссии, которая должна при этом придерживаться сроков, установленных в законодательстве. Все выплаты, связанные с удовлетворением заявленных требовании, происходят за счет денежных средств и имущества ликвидируемого юридического лица.