Часть дипломной работы на тему Гендерные стереотипы и их преодоление в современном спорте: социальные реалии и медиа-репрезентации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Природа гендерных стереотипов 4
1.1 Врожденные биологические различия между женщинами и мужчинами 4
1.2 Характеристики основных гендерных стереотипов 7
Глава 2. Влияние гендерных стереотипов на людей 10
2.1 Борьба с гендерными стереотипами и сексизмом 10
2.3 Гендерный стереотип, боязнь негативной оценки и спорт 11
Глава 3. Репрезентация гендерных стереотипов в спортивных СМИ 18
3.1 Стереотипы и сексизм в социальных медиа 18
3.2 Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте 28
3.3 Борьба с гендерными стереотипами через спорт 33
Список литературы 37
Введение:
Тема, которая интересна спортивным тренерам — это тема различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин. Все понимают физиологическую разницу полов. Но не все понимают разницу психологий спортсмена-мужчины и спортсмена-женщины. Можно описать по-отдельности качества, которые относят к мужским и те, которые относят к женским качествам. Получается, как бы портрет «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»
Это и есть понятия гендерных стереотипов первой их группы — стереотипы маскулинности-фемининности, связанные с качествами лично-сти.
Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные пси-хологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами при-знаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логиче-ского мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональ-ность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решитель-ность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность.
Несмотря на то, что спорт — маскулинный вид деятельности, спортсменов-мужчин и женщин СМИ представляют в традиционных ген-дерных ролях.
Сексизм — индивидуальные предвзятые установки и дискримини-рующее поведение по отношению к представителям того или иного пола. Спортивные СМИ нередко низводят женщину до уровня сексуального объекта. 85-95 % места и времени, которое СМИ уделяют спорту, занимает информация о мужском спорте.
Из видов спорта, в которых участвуют женщины, полнее освещают-ся в СМИ те, что более женственны, как, например, фигурное катание. В репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы, доминирования. Когда речь идет о женском спорте, описание часто разворачиваются вокруг внешнего вида, привлекательности, грации, а о силе практически не упоминается.
Актуальность темы. Гендерные стереотипы являются барьерами на пути роста спортсменов, большое число женщин не стремится зани-маться традиционно «мужским» делом, проявить соответствующие каче-ства, в ожидании негативных результатов в своих взаимоотношениях с со-циумом. Тренеры встают перед задачей: каким образом взаимодействовать в образовательном процессе с девочками и мальчиками, держать ли ори-ентиры при воспитании представительниц женского пола на требования, которые предъявляются видом спорта, либо держаться традиционных представлений о фемининности.
Новым аспектом в разрешении данной проблемы могут быть осознание и преодоление гендерных стереотипов. Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Объектом изучения в данной работе является спорт.
Предметом изучения в данной работе являются гендерные стерео-типы.
Цель работы заключена в том, чтобы выявить существующие ген-дерные стереотипы в спорте и найти пути их преодоления.
Задачами данной работы являются следующие:
— изучить природу гендерных стереотипов;
— описать врожденные биологические различия между женщинами и мужчинами ;
— привести характеристики основных гендерных стереотипов;
— описать влияние гендерных стереотипов на людей ;
— изучить борьбу с гендерными стереотипами и сексизмом;
— исследовать репрезентацию гендерных стереотипов в спортивных СМИ;
— изучить примеры борьбы с гендерными стереотипами через спорт.
Гипотеза исследования базируется на теоретическом анализе суще-ствующих полоролевых стереотипов, особенностей тендерной социализа-ции человека. Теоретический анализ влияния полоролевых стереотипов в спорте на мотивацию и самоотношение спортсменов является необходимой предпосылкой адекватного решения исследовательской проблемы
Научная новизна заключена в том, что в гендерно нейтральных видах спорта мотивация связана с собственным психологическим полом у спортсменов обоего пола, а в гендерно неспецифичном виде спорта пока-затели мотивации у женщин связаны не с феминностью, а преимуществен-но с маскулинностью.
Также установлено, что гендерно нейтральные виды спорта не пре-пятствуют формированию психологического пола у мужчин и женщин, в то время как маскулинные виды спорта затрудняют становление тендерной идентичности женщин.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополне-нии существующих в психологии спорта представлений о влиянии на лич-ность спортсменов занятий различающимися по тендерной специфичности видами спорта, данными о регулирующем влиянии оценки тендерной при-емлемости вида спорта на мотивацию занятий спортом и самоотношение спортсменов.
Степень изученности проблемы до сих пор было произведено очень мало исследований, посвященных гендерным стереотипам в спорте.
Практическое применение результатов исследования заключено в том, что спорт имеет ценность для улучшения положения женщин в мире. Занимаясь спортом, разделяя его ценности, женщины и девушки могут развивать свои лидерские качества, преодолевать предрассудки, укреплять свое здоровье и лучше оценить свои возможности. Спорт — это также воз-можность оказаться среди других людей, не замыкаться на доме. Занятия спортом позволяют изменить рацион питания и лучше следить за своим здоровьем
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Природа гендерных стереотипов
1.1 Врожденные биологические различия между
женщинами и мужчинами
Стереотипы отражают общие представления о членах определен-ных социальных групп. Однако, даже если есть общая разница между эти-ми группами, не все отдельные экземпляры в них группы обязательно бу-дут отличаться друг от друга. Например, в среднем мужчины выше, чем женщины.
женщины, но мы все знаем отдельных мужчин и женщин, для которых это не так или для которых разница даже обратная.
И все же стереотипное восприятие того или иного признака характеризует
принадлежность к определенной группе обычно приводит людей к чрез-мерному подчеркиванию различий между группами и недооценивать раз-личия внутри групп.
Тенденция воспринимать индивидов как представителей различных социальных групп была задокументирована для различных групп в раз-личных контекстах. Исследования также показали, что такая социальная категоризация по присвоению черт и признаков членам определенных групп может быть довольно текучим в зависимости от ситуации и контра-ста с соответствующими группами сравнения это кажется наиболее замет-ным. Например, психологи могут показаться довольно креативными по сравнению с физиками, но кажутся гораздо менее творческими по сравне-нию с художниками.
Вдобавок, существует множество ситуаций, в которых психологи даже не оцениваются как представители своей профессии просто потому, что их квалификация не актуальна (например, в спортивном соревнова-нии).
Однако такая текучесть стереотипов и зависимость от контекста го-раздо менее вероятны в будущем отношение к гендерным категоризациям и гендерным стереотипам. Пол считается основным признаком в восприя-тии человека.
Дети и взрослые группируют неизвестных особей по их полу, даже когда эта категоризация не имеет отношения к ситуации и не имеет инфор-мационных преимуществ. Кроме того, даже если мы все зная примеры гендерного изгиба, гендер продолжает рассматриваться как бинарная ка-тегоризация, в которой мы склонны сравнивать мужчин с женщинами и женщин с мужчинами, закрепляя любые различия в терминах и контраст между ними.
Таким образом, гендерные категоризации выявляются сразу, носят хронический характер заметные, кажутся относительно неподвижными и легко поляризуются. Это способствует формированию и сохранению ген-дерных стереотипов и укрепляет представления о различиях между муж-чинами и женщинами.
Гендерные стереотипы отражают первостепенное значение, которое мы придаем выполнению задач при оценке мужчины и к социальным от-ношениям при рассмотрении женщин.
Напористость и производительность видны как индикаторы боль-шей свободы воли у мужчин, а теплота и забота о других рассматривают-ся как признаки большей свободы воли.
Склонности и чрезмерная самоуверенность у мужчин приводят к более рискованному выбору (например, в сексуальном поведении, алкого-ле и употребление наркотиков, азартные игры, вождение автомобиля, в то время как женщины более осторожны в этих вопросах.
Мужчины и женщины также, как правило, работают в различных профессиях и берут на себя различные функции по уходу. Данные соци-альных обследований и переписей показывают, что в 30 промышленно развитых странах существует четкая сегрегация по признаку пола в про-фессиональных ролях: определенные профессии (такие как полиция) доми-нируют мужчины, в то время как другие профессии (такие как уход за больными) доминируют женщины.
Женщины в разных странах и культурах проводят больше времени по ведению домашнего хозяйства, чем занимаются мужчины, независимо от их трудового статуса. В 2015 году в среднем разница в 50 минут в день во времени, затраченном на домашнюю работу, наблюдалась между муж-чинами
и женщины-члены супружеских пар.
Несмотря на то, что и мужчины, и женщины готовы нести личные расходы, чтобы помочь другим, они обычно делают это по-разному. Например, мужчины чаще участвуют в аварийных спасательных работах, в то время как женщины более склонны добровольно вступать в Корпус Мира.
Эти наблюдения о том, как ведут себя мужчины и женщины, кажут-ся легко объяснимыми, ссылаясь на врожденные биологические различия между ними. Действительно, более крупные физические и сила мужчин, способность женщин рожать детей предрасполагают их к разным типам деятельности и относятся к уровням тестостерона и окситоцина, которые также могут влиять на поведение. Соответственно, эти гендерные различия часто рассматриваются как глубоко укоренившиеся в эволюции и жестко связанные с ней.
Гормональные изменения зависят не только от пола, но они также вызваны важными жизненными событиями и ситуационными переживани-ями. Действительно, мужчины и женщины покажут равные увеличения в уровнях окситоцина через 6 месяцев после рождения их первого ребенка, который помогает приспосабливаться я к требованиям новой ситуации.