Часть дипломной работы на тему Гендерные различия в развитие эмпатии у младших школьников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей гендерных различий в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Понятие «эмпатии» в психологии 8
1.2. Специфика эмоционального развития в младшем школьном возрасте 15
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития 22
Глава 2. Исследование гендерных различий в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития 31
2.1 Организация и проведение исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.3. Методические рекомендации для психологов по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложение 73
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Многочисленные исследования — Н.Л. Белопольской, Е.Л. Иденбаум, Н.В. Микляевой и др., — свидетельствуют о том, что эмпатия необходима для полноценного личностного развития. Как отмечают Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, А.Д Кошелева, Я.З. Неверович и др., развитие эмпатии выступает одной из сторон нравственного развития личности. А. Валлон, Н.Н. Обозов рассматривают эмпатию в качестве одного из важнейших условий гуманизации межличностных отношений, фактором, побуждающим действовать в пользу другого [10;18;42].
Проблема эмпатии особую актуальность приобретает при исследовании детей с особыми образовательными потребностями, одной из категорий которых являются дети с задержкой психического развития. Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, и др. отмечают характерное для детей с задержкой психического развити отставание в психическом развитии, при котором сочетание интеллектуального недоразвития и эмоциональной незрелости в совокупности искажают процесс формирования отношения к другому человеку. O.K. Агавелян, Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова и др. отмечают незрелость, нестабильность эмоциональных проявлений у детей с задержкой психического развития [1;15;32;33;53].
О.К. Агавелян, Н.А. Деревянкина, Л.К. Минакова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина, Е.В. Хлыстова, Н.Б. Шевченко и др. подчеркивают необходимость выявления особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека у детей с задержкой психического развития; положительного эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е.Н. Васильева), моральной регуляции поведения (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович, Г.И. Ефремова). Отдельные исследования (В.П. Кузьмина) затрагивают проблему развития эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством оптимизации детско-родительских отношений [1;21;31].
Вместе с тем исследований, непосредственно направленных на изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития, очень мало (O.K. Агавелян, Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова). Еще меньше исследований, которые были бы направлены на выявление гендерных различий в развитии эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, который является сензитивным для нравственного развития, становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных чувств, по мнению Л.И. Божович, Т.П. Гавриловой, Я.Л. Коломинского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина актуальна Это определяет значительные возможности данного возрастного периода в плане развития эмпатии [1;15;10;18;53].
В связи с реализацией или приоритетом индивидуального подхода к формированию личности, исследователи считают невозможным игнорировать гендерные характеристики ребенка, поскольку это его биосоциальные культурные характеристики. Так, В.В. Лебединским подчеркивается, что в контексте эмоционального развития мальчикам младшего школьного возраста с задержкой психического развития свойственны явления повышенной возбудимости, двигательной расторможенности, в то время как у девочек наблюдаются астенические проявления (плаксивость, пониженный фон настроения).
Согласно исследованиям С.А. Миронова, М.В. Мищенко и др. в настоящие время нередко обнаруживается недостаток проявления сочувствия, сопереживания во взаимоотношениях детей. В современном мире, в котором преобладает чувство самосохранения и независимости, сочувствие становится неестественным или трудно выражаемым. Как показано в исследованиях Т.П. Гавриловой, Н.В. Глоба, и др. особенно остро проблема эмпатии стоит в отношении детей с особыми возможностями здоровья, а именно для детей с задержкой психического развития, составляющие многочисленную часть категории детей, которым необходимо создание специальных условий для обучения и воспитания. Это связано с тем, что у детей с задержкой психического развития искажено представление о других людях по причине отставания в интеллектуальном развитии и незрелости эмоциональной сферы, что может явиться фактором риска появления отклоняющегося поведения и социальной дизадаптации. [18;19;40].
Цель исследования: изучить гендерные различия в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмпатия младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: гендерные различия в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Выявить гендерные различия в развитии эмпатии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации для психологов по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: для младших школьников с задержкой психического развития характерны гендерные различия в развитии эмпатии.
Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод опроса, наблюдение, метод количественного и качественного анализа, методы статистического анализа. В качестве методик использовали методику «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методику «Изучение эмоций» (модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной), опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина), «Метод проблемных ситуаций» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), методику «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (А.Д. Кошелева).
Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей о категории эмпатии в психологии, о специфике эмоционального развития младших школьников, о развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами общеобразовательных учреждений при планировании и организации процесса сопровождения младших школьников с задержкой психического развития в развитии у них эмпатии с учетом гендерных характеристик.
База исследования: исследование проводили на базе МБОУ СОШ Галичного сельского поселения. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза», в количестве 20 испытуемых, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 70 наименований, приложения.
Заключение:
Заключение
Для достижения поставленной цели мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, акцентируя внимание на гендерных различиях в проявлении тревожности эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Мы изучили проявления эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития, выявили гендерные различия у младших школьников с задержкой психического развития, а также разработали методические рекомендации по развитию эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития для психологов образовательных учреждений.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что эмпатия в психологии рассматривается как многозначный психологический термин, который описывают как способность личности эмоционально откликаться на переживания других людей.
Задержка психического развития как замедление темпа развития психики, выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. На основании анализа теоретических исследований обнаружено, что у детей с задержкой психического развития отмечается дефилицитарность процессов познания, эмоционально-волевой и нравственно-этической сферы.
При нормальном возрастном развитии происходит формирование ведущих эмоциональных новообразований: становление осмысленности и усложнения эмоций (А.В. Запорожец); появление способности к сопереживанию (Г.М. Бреслав); развитие способности к пониманию и идентификации эмоций (А.М. Щетинина), развитие эмоционального предвосхищения эмоций других (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова); становление эмоциональной коррекции поведения и т.д. В условиях задержанного развития у детей младшего школьного возраста появляются эмоционально-личностные проблемы, способствующие воспроизведению недостаточно сформированных форм социального поведения и неадекватности проявлений эмоциональных реакций (И.М. Мамайчук, А.В. Запорожец).
Детям с задержкой психического развития свойственна эмоционально-волевая незрелость, в соответствии с чем имеется ряд проблем: лабильность переживаний, недостаточное понимание эмоциональных состояний окружающих, нестабильность чувств и эмоций; ограниченный спектр эмоциональных переживаний; неадекватность эмоциональных проявлений; ограниченность набора выразительных средств для выражения эмоций, неадекватная эмоциональность в ситуациях коммуникации, повышенная агрессивность, беспокойство, тревожность, перепады настроения; недостаточная сформированность эмоциональных контактов; повышенная эмоциональная истощаемость. Сочетание интеллектуального недоразвития и эмоциональной незрелости искажают процесс формирования отношения к другому человеку, затрудняют процессы развития эмпатии.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что воспитание эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития — очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей. Для формирования эмпатии следует развивать сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность, дружелюбие, внимание.
В результате проведенного исследования и сравнительного анализа полученных результатов нами выявлены гендерные различия в проявлении эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Сравнительные результаты мальчиков и девочек младшего школьного возраста с задержкой психического развития в сформированности уровня понимания эмоций показали, что результаты девочек и мальчиков приблизительно идентичны, большинство детей имеют средний уровень понимания эмоций и эмоциональных состояний других людей. Детьми не до конца понятны эмоциональные состояния, они затрудняются определить признаки эмоций. Наибольшее затруднение вызвало описание эмоций удивления. В целом у девочек более высокие показатели.
При выявлении уровня сформированности социальных эмоций сравнительный анализ содержания ответов мальчиков и девочек свидетельствует о том, что мальчики в меньшей степени проявляют готовность делиться игрушками, чем девочки, и в большей степени у мальчиков выражено агрессивное поведение. Мальчикам сложнее обосновать собственные ответы, аргументировать свое мнение, они предпочитают однозначные ответы. И у девочек, и у мальчиков, выражены черты сочувствия, сопереживания по отношению к беззащитным животным, или людям, которые нуждаются в помощи. Дети готовы содействовать и помогать, делиться, понимают последствия ошибок и антигуманного поведения.
При диагностике эмпатических реакций получены результаты, которые свидетельствуют о разности в проявлениях эмпатии у мальчиков и девочек: девочки отмечены более высоким уровнем развития эмпатийности, нежели мальчики. У девочек доминирует гуманистический тип эмпатии, они в большей степени, чем мальчики, проявляют интерес с состояниям окружающих, демонстрируют эмоциональные реакции, предпринимают попытки оказать помощь и содействие, т.е. девочки в большей мере способны к чувствам сопереживания, сострадания. У мальчиков выявлены и эгоцентрические типы эмпатии, у мальчиков в меньшей степени развита способность сострадательно относиться к эмоционально выраженным состояниям сверстника, они редко предпринимают попытки содействия сверстникам, и делают это демонстративно, в попытке заслужить одобрение взрослого, что доказывает наличие у них эгоцентрических позиций в поведении.
Результаты исследования сформированности показателей эмоционального взаимодействия в условиях совместной деятельности также обнаруживают разницу между мальчиками и девочками. Девочкам младшего школьного возраста с задержкой психического развития в большей степени, чем мальчикам, свойственна эмоциональная вовлеченность в действия сверстников, девочки предпочитают лучше совсем не давать оценки сверстникам, или давать демонстративные, в то время как мальчики зачастую негативно оценивают сверстников, сопровождая это насмешками. В отличие от мальчиков, девочки не поддерживают порицания взрослым сверстника, в то время как мальчики принимают критику взрослого в адрес сверстника, выражая собственное превосходство. Более того, девочкам в большей степени присущи частично адекватные реакции и оказание помощи прагматического характера, в то время как мальчики предпочитают провокационные попытки оказания помощи. Однако и тем, и другим, не свойственно оказывать помощь без выдвижения требований и условий.
Диагностика уровня эмоциональных проявлений показала, что и мальчикам, и девочкам трудно разыгрывать предложенные ситуации и изображать заданные эмоции. У них в меньшей степени, чем у нормально развивающихся сверстников, развита способность к эмоциональным проявлениям, для них труднодоступны экспрессивно-мимические средства общения, и меньше развита способность к сопереживанию.
Выделенные особенности свидетельствуют о необходимости поиска путей решения проблемы психологической помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в контексте развития у них эмпатии, на основании чего были разработаны методические рекомендации для психологов по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Тем самым мы подтвердили гипотезу нашей работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей гендерных различий в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Понятие «эмпатии» в психологии
Анализ научных исследований, посвященных изучению проблемы эмпатии, свидетельствует об отсутствии единого общепринятого определения, и среди ученых наблюдаются существенные расхождения при интерпретации данного понятия, а также при определении сущности и структуры данного феномена. Феномен эмпатии имеет продолжительную историю изучения в рамках зарубежной науки и относительно короткую в отечественных исследованиях. Данная дефиниция впервые введена в философских дисциплинах, в которых именовалась термином «симпатия» и была взаимосвязана с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением, что подчеркивается в трудах А. Смит, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра [67] и др.
Обратимся к раскрытию ключевых понятий «эмпатия», «эмпатийные способности». Эмпатийность (эмпатийные способности) — это способность личности эмоционально откликаться на переживания других людей, способность к эмпатии, сопереживанию. Эмпатийность представляет собой качественную личностную характеристику, включающую как готовность, так и способность индивида к осуществлению процесса эмпатии в ходе межличностного взаимодействия. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека Дефиниция эмпатия происходит от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение» [50].
В.В. Старовойтов эмпатию и эмпатийные способности рассматривает в качестве синонимичных, как способность личности сознательно временно отождествлять эмоциональные переживания другого со своими собственными [55].
Т.П. Гавриловой эмпатия рассматривается в качестве формы эмоционального переживания, обусловленного имеющимся опытом индивида, ввиду чего эмпатия обладает различными знаками и модальностями [18].
Эмпатия трактуется ученой как специфическая способность индивида откликаться на переживания