Часть дипломной работы на тему Гарантии правовой и социальной защиты работников с особыми условиями труда на примере ООО Авиапредприятия «Газпром авиа» Ямбургский филиал
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ РАБОТ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1.1 Понятие гарантий и компенсаций в сфере труда
Одной из мер защиты прав работников является предоставление работникам гарантий и компенсаций при осуществлении ими трудовой деятельности.
Устанавливая такие нормы, законодатель преследует следующие цели: создать благоприятные условия труда, осуществить защиту прав и интересов работников и работодателей и, в том числе, установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан (абз. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В этой связи практически все нормы Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) , регулирующие различные институты трудового права, направлены на достижение указанной цели – предоставления правовых гарантий при заключении, изменении и расторжении трудового договора в области оплаты труда, гарантий, связанных с ведением коллективных переговоров, а также гарантий, установленных для отдельных категорий работников и т.д.
Однако располагая нормы, регулирующие гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, в разных главах ТК РФ, законодатель не проводит четкой границы между основаниями предоставления гарантий и компенсаций, зачастую смешивая либо не разделяя данные понятия, не выделяя материальных и нематериальных (процедурных) гарантий, что приводит к трудностям в применении их работодателем.
На сегодняшний день гарантий и компенсаций в трудовом праве является актуальной, к ней обращено внимание многих ученых.
Предлагаем рассмотреть различные точки зрения на содержание и соотношение указанных понятий.
Трудовой кодекс РФ дает легальное определение понятий гарантий и компенсаций. Так, согласно ч.1 ст. 164 ТК РФ, гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально – трудовых отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 164 ТК РФ, компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Однако располагая нормы, регулирующие гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, в разных главах ТК РФ, законодатель не проводит четкой границы между основаниями предоставления гарантий и компенсаций, зачастую смешивая либо не разделяя данные понятия, не выделяя материальных и нематериальных (процедурных) гарантий, что приводит к трудностям в применении их работодателем .
Законодатель уже в ст. 165 ТК РФ, указывая случаи предоставления гарантий и компенсаций не проводит четкой границы между основаниями (условиями) предоставления гарантий и основаниями (условиями) предоставления работникам компенсаций.
Из содержания ч. 1 ст. 165 ТК РФ следует, что гарантии и компенсации в трудовых отношениях подразделяются на общие (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), и гарантии и компенсации, предоставляемые в следующих случаях:
1. при направлении в служебные командировки;
2. при переезде на работу в другую местность;
3. при исполнении государственных или общественных обязанностей;
4. при совмещении работы с получением образования;
5. при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
6. при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7. в некоторых случаях прекращения трудового договора
8. в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
9. других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом не разъясняется, что имеет ввиду законодатель под понятием «общие».
Исходя из этих определений, можно сказать, что главным отличием компенсаций от гарантий является их цель: возмещение работнику понесенных им или предстоящих ему расходов, появившихся вследствие выполнения работником своих трудовых обязанностей.
Однако, закрепление этих двух понятий в одном разделе ТК РФ способно вызвать множество вопросов, особенно учитывая тот факт, что в современной литературе, в связи со схожестью этих понятий, возникает некая путаница между определениями гарантий и компенсаций, вплоть до их полного отождествления .
Трудовой кодекс расширяет перечень прав и свобод граждан в сфере труда и определяет, что основными целями трудового законодательства выступает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ст. 1 ТК РФ). Установленные гарантии следует понимать в широком смысле, т.к. они включают в себя все права и свободы работника.
Современное трудовое законодательство трактует термин «гарантия» в более узком смысле. Так, по мнению Ю.П. Орловского, в случае невыполнения трудовой миссии за работником в соответствии с существующим законодательством сохраняются определенные права .
Гарантии в сфере труда отличаются рядом характерных признаков:
1. установлены в законодательстве, коллективных договорах, соглашениях, трудовом договоре;
2. направлены непосредственно на обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав;
3. обеспечивают осуществление как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда;
4. в случаях, установленных трудовым законодательством и судебной практикой, должны предоставляться вне связи с наличием либо отсутствием оформленного трудового договора .
В. И. Симонов, утверждает, что работодатели, регулируя отношения, связанные с предоставлением гарантий в сфере труда, должны руководствоваться не только ТК РФ (ч. 1 ст. 164), но и другими положениями нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права, позволяющие правильно ориентироваться в любых ситуациях, имеющих значение в данном вопросе .
Буянова М. О. отмечает, что трудовым гарантиям присущи имущественные либо неимущественные свойства .
Неимущественная гарантия имеет непосредственную связь с местом работы. Так, в установленных законодательством случаях должны сохраняться условия труда и место работы (должность) работника, заработная плата .
По мнению О. А. Черникова, в трудовом законодательстве можно выделить два вида гарантий: материальные и процессуальные .
Материальные гарантии – это предоставление работнику гарантийных выплат и доплат. Гарантии, которые имеют денежную форму, называются гарантийными выплатами.
Процессуальные гарантии – случаи установления определенного порядка действий, обязывающих работодателя обеспечить соблюдение прав работника.
Процессуальные гарантии включают в себя:
1. сохранение за работником рабочего места на период ежегодного основного и дополнительного отпусков, учебных отпусков;
2. обязанность освободить сотрудника от работы, который выполняет государственные или общественные обязанности;
3. гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебную командировку, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни;
4. освобождение от работы доноров в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день, связанного с медицинским обследованием и другие гарантии донорам.
Другие авторы выделяют материальные и нематериальные гарантии.
Так, Ю. В. Белянинова различает материальные гарантии – сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, на время вынужденного прогула, ежегодного отпуска и т.д.; и нематериальные гарантии – сохранение места работы, должности в различных ситуациях, предоставление другого места работы и т.д.