Методика преподавания литературы Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Функциональный подход к изучению литературных произведений в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
данной части исследования мы постарались раскрыть теоретические основы
формирования литературоведческих понятий на уроках литературного чтения. Мы
определили, что суть функционального подхода к изучению литературы заключается
во внимании к самому тексту. Это заложит основу для того, чтобы в среднем звене
учащиеся сумели увидеть связь между отдельным произведение и личностью
писателя, осознать связи между произведением и временем его создания.

Функциональный
подход уместен при обучении детей младшего школьного возраста. Это возраст,
когда дети уже способны воспринимать литературное произведение в целостности,
понимают сюжет и характеры персонажей, могут сочувствовать персонажам. В этом
возрасте появляются мотивы читать, формируются читательские установки и умения.
Однако дети еще не знакомы с многими сторонами чтения, что обосновывает
необходимость работы учителя по формированию умений полноценно воспринимать
художественное произведение, а также по формированию системы
литературоведческих знаний.

Чтобы
дети младшего школьного возраста научились читать и смогли сформировать систему
литературоведческих знаний, необходимо, чтобы они видели разные виды текстов:
художественную литературу, фольклор, познавательную литературу, стихотворения. Но
художественное восприятие младших школьников неразвито, дети видят содержание
текста, не воспринимая его форму. Необходимо научить младших школьников системе
литературоведческих понятий, обучить основным приемам анализа литературного
текста, способам наблюдения за тем, как функционирует в тексте русский язык,
какие средства выразительности использует писатель или поэт. В этом заключается
задача учителя начальных классов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Функциональный
подход к изучению литературных произведений в начальной школе Глава
1. Теоретические основы  функционального  подхода к изучению литературных произведений
в начальной школе

1.1.
Понятийно-терминологический аппарат исследования

Концепция
модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие
личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. В основе
новой парадигмы образования лежит идея человека, воспитанного на уважении к
культурам мира, а также на чувстве ответственности перед отечественной
культурой. Современная образовательная модель требует ориентации не столько на
науку, сколько на культуру, на мир ценностей: главным становится не накопление
знаний, а осознание их смысла.

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает требования к результатам обучения [19, с. 3]. Позиция
государственного документа должна быть отражена в содержании, методах,
средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем
учебным предметам. Среди предметов начальной школы есть и такой, как
«литературное чтение».

Предмет
«Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце
прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образовании:
теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного
образования.

Новый
Федеральный государственный образовательный стандарт в области начального
общего образования существенно переосмысляет содержание начального
литературного образования младших школьников.

 

Содержание:

 

Глава 2. Содержание, организация и
методика  проведения
опытно-экспериментальной работы.. 3

2.1. Анализ программ изучаемых в
начальной школе литературных произведений (школа России,21 век) 3

2.2. Обобщение педагогического опыта
учителя изучения литературных произведений в начальной школе. 17

Выводы по 2 главе. 28

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование
читательской компетенции ребенка младшего школьного возраста. Этот
читатель способен выбирать и отбирать, что необходимо прочесть и как необходимо
прочесть. Самостоятельная читательская деятельность детей является главным
фактором в интеллектуальном, духовно-нравственном, культурном развитии.

Зрелый читатель способен:


проявить настойчивость и целеустремленность в достижении цели;


планировать собственную деятельность, выполнять намеченное, оценивать свои
результаты;


взаимодействовать с иными обучающимися и окружающим миром.

Зрелый читатель имеет:


культуру интеллектуального и учебного труда, которая основана на развитых
интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и пр.);


духовно-нравственную культуру;


интерес к работе с книгой, компьютерными, информационными технологиями.

Таким
образом, у учащихся формируются все виды УУД. В начальной школе важно заложить
основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности,
совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели,
необходимо как можно раньше приобщать детей к книге и чтению-кладезю знаний,
идей, мудрости опыта.

Кризис
детского чтения проявляется не только в том, что большинство детей перестают
читать, сколько в том, что у них не развит интерес к данной сфере.

Выготский
Л. С. утверждал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо
деятельности, заинтересуй его ею». А интерес к любому занятию, в том числе к
чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к данной деятельности,
что у него напряжены все силы, которые необходимы для нее, и что ребенок будет
действовать сам. Педагогу же остается лишь руководить и направлять этой
деятельностью.

Знание
литературных произведений – важная часть школьного образования.

Процесс
изучения литературных произведений в начальной школе предполагает литературное
образование младших школьников. Это не только чтение книг. Литературное
образование – широкое понятие, содержание которого включает все стороны
обучения в школе.

В
литературоведении выделяются два основных подхода к изучению художественного
произведения: историко-литературный и системно-функциональный.

Задача
начальной школы – подготовить учащегося к цельному восприятию текста
литературного произведения. Необходимо научить младшего школьника целостному
восприятию текста, далее в средней школе можно учить устанавливать отдельные
связи между произведением и творчеством писателя, произведением и культурой,
произведением и эпохой, в которую оно было создано, то есть реализовывать
культурологический и историко-литературный подход.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Содержание, организация и методика  проведения опытно-экспериментальной работы

2.1. Анализ программ изучаемых в начальной
школе литературных произведений (школа России,21 век) В сфере образования в настоящее время
происходят существенные изменения. Основная цель учебного заведения каждого
уровня – создание условий для формирования успешной личности, которая найдет
свое место в жизни, при помощи реализации новых стандартов, формирования новых
программ обучения, средств обучения.

В обучении литературному чтению в
настоящий период времени предусматривается формирование у детей младшего школьного
возраста умения работать с литературой, и выработка читательских умений, которые
необходимы для сознательного отношения к читаемому тексту.

В соответствии со стандартами
современная система общего образования включает не только содержание учебного
предмета, которое предназначено для обязательного изучения, однако, и
универсальные учебные действия, которые позволяют эффективно и целенаправленно осваивать
необходимые умения, образы либо понятия, овладевать умением учиться.

Чтение – это  один из разделов программы по литературному
чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы
изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой
программе.

Программой сформулированы основные
задачи обучения чтению, и содержание чтения, которое определяется
воспитательными целями школы и требованиями к умениям и навыкам,
сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи.

Гуманизация образования
способствовала тому, что возникло несколько тенденций в начальном обучении
чтению, возникло несколько учебных программ по чтению для начальной школы.

Рассмотрим две образовательные
программы, пользующиеся наибольшей популярностью в школах:

1. Программа «Литературное чтение»
(для четырехлетней начальной школы) (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и
другие). Обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 2-4 классов.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России («Школа России»)[1].

2. Программа «Литературное чтение»
Л.A. Ефросининой. Разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(«Начальная школа 21 века»)[2].

В «Пояснительной записке» к программе
«Литературное чтение» четырехлетней начальной школы (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф.
Климанова и другие) описано, что программа строится на литературном материале.
Эта программа по литературному чтению ориентирована на формирование и развитие
у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения[3].

Курс литературного чтения направлен
на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным,
беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой
деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и самостоятельной читательской деятельности; [1] Горецкий В.Г. Литературное чтение.
Рабочие программы системы «Школа России» 1-4 классы / В.Г. Горецкий, Л.Ф.
Климанова. М.: Просвещение, 2014. 128 с. [2] Ефросинина Л.А. Литературное
чтение. Рабочие программы системы «Начальная школа 21 века» 1-4 классы / Л.А.
Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2013. 224 с. [3] Горецкий В.Г. Литературное чтение.
Рабочие программы системы «Школа России» 1-4 классы / В.Г. Горецкий, Л.Ф.
Климанова. М.: Просвещение, 2014. 128 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы