Часть дипломной работы на тему Формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР. ТОЛЬКО 3 ГЛАВА.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Нами было проведено исследование умений языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.
В качестве методов исследования на констатирующем этапе были использованы диктанты и изложение.
Анализ работ младших школьников показал, что они испытывают значительные трудности, связанные с языковым анализом и синтезом. Было отмечено большое количество орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок; нарушения в слоговом анализе и синтезе.
С целью формирования у детей языкового анализа и синтеза была разработана Программа коррекционно-логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Направлениями коррекционной работы были выбраны следующие: формирования фонематического слуха; развитие звукового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза.
В работе с детьми преимущественно использовались игровые задания и упражнения.
На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика умений языкового анализа и синтеза у младших школьников, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Направления и содержание работы по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
Результаты проведенного нами экспериментального исследования показали, что у школьников с ОНР имеются значительные сложности, связанные с языковым анализом и синтезом:
− отмечается большое количество орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок;
− нарушения в слоговом анализе и синтезе.
На основании этих данных нами была составлена программа коррекционной работы.
Организация обучающего эксперимента
Обучающий эксперимент проводился с детьми, принимавшими участие в констатирующем этапе исследования.
При проведении коррекционной работы учитывался принцип этапности. Во внимание принимались возрастные особенности детей и специфика речевого нарушения.
В работе с детьми с ОНР использовались игровые задания и упражнения.
Название программы: «Программа коррекционно-логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Цель данной программы: формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР.
Задачи программы:
1) развивать фонематический слух;
2) формировать звуковой анализ и синтез.
На основе трудов Г.В. Бабиной [Бабина 2002], М.М. Безруких [Безруких 1996], Н.С. Жуковой [Жукова 1998], Р.Е. Левиной [Левина 2009] и др. и с учетом полученных в ходе констатирующего исследования данных, предлагаем реализовать следующие направления коррекционной работы:
− формирования фонематического слуха;
− развитие звукового анализа и синтеза;
− развитие слогового анализа и синтеза.
Этапами реализации предложенной программы являются следующими:
I этап − формирование фонематического слуха предполагало работу на формированием фонематического анализа и синтеза.
II этап – развитие звукового анализа и синтеза предполагало использование игровых заданий и упражнений, развитие фонематического представления и звукобуквенного анализа.
III этап − развитие слогового анализа и синтеза.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
I этап.
I. Фонематический анализ
1) выделять звук в составе слова:
− По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком. (Например, М);
− На слух определите слова со звуком В;
− На слух определите слова со звуком Р;
− По картинке назвать слова со звуком О;
− По картинке назвать слова со звуком К;
2) выделять звук в соответствии с его позицией в слове:
− Какой четвертый звук в слове балкон, назови его;
− Послушай и назови первый звук в слове КОШКА;
− Послушай и назови последний звук в слове СТАКАН;
− Послушай и назови первый и последний звуки в слове КОРЖ;
− Послушай и назови первый и последний звуки в слове ЩУКА;
3) определять последовательность и количество звуков в слове:
− Произнеси последовательно звуки в слове корабль. Отличается ли количество звуков от количества букв в этом слове?;
− Послушай слова и скажи, сколько в них звуков: РАК, СУМКА;
− Послушай слова и определи, какой по счету звук Р в слове: КРЫША, ПАРОХОД, КАРМАН;
− Послушай слова и определи, какой по счету звук О в слове: МОЛОТОК, КОРЫТО, СПОРТ;
− Прослушай слово и скажи, сколько в нем букв и сколько звуков: ЩЕДРЫЙ.
II. Фонематический синтез
1) составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
− Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. ([М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А]);
− Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. ([М], [Р], [К], [А], [А]; [Л], [Б], [К], [У], [А]; [Р], [В], [У], [К], [А]);
− Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. ([К], [И], [Г], [Н], [А]; [У], [Л], [К]; [А], [У], [К], [П]; [А], [У], [Х]);
− Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. ([Б], [А], [С], [О], [А], [К]; [Й], [Л], [У], [Е]; [Л], [А], [А], [К], [У];
− Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. ([С], [Л], [М], [А], [О]; [К], [О], [Р], [Т]; [П], [Т], [У], [Е], [Х]);
2) составлять слова из звуков, данных в правильной последовательности:
− Составить слова из звуков, данных в правильной последовательности. ([С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А]);
− Составить слова из звуков, данных в правильной последовательности. ([М], [У], [Х], [А]; [Д], [О], [М]; [Ж], [У], [К]; [Т], [О], [Ч], [К], [А]);
− Составить слова из звуков, данных в правильной последовательности. ([К], [О], [Р], [О], [В], [А]; [М], [А], [Р], [Т]; [К], [Р], [О], [Т]);
− Составить слова из звуков, данных в правильной последовательности. ([Р], [А], [М], [А]; [В], [О], [Л], [О], [С], [Ы]; [С], [Т], [У], [Ж], [А]);
− Составить слова из звуков, данных в правильной последовательности. ([М], [О], [Л], [О]; [К], [О]; [П], [О], [Р], [Т]; [Й], [О], [Г], [У], [Р], [Т]).