Часть дипломной работы на тему Формирование учебной мотивации младших школьников в условиях реализации разных форм обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.. 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к исследованию учебной
мотивации младших школьников. 6
1.2 Возможности разных форм бучения младшего школьника в
современных условиях образования. 15
1.3 Методы формирования учебной мотивации младших школьников
при организации разных форм обучения. 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Актуальность темы исследования
связана, прежде всего, с тем, что проблема мотивации является актуальной как в отечественной,
так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость
внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека,
к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека, особенно
в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость
раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности
– одна из стержневых в психологии.
Проблема мотивации и мотивов
поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что мотивации
и мотивам посвящено большое количество монографий отечественных (В. Г. Асеев, В.
К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П.
В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон) и зарубежных авторов
(Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Обилие литературы по проблемам
мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что
вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической
неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является
отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего
любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется
мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу
причин столь значительного расхождения в понимании сущности мотивации и мотивов.
Как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему,
либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без
поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между
тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках
много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой
концепции мотивации и мотива.
Путь воспитания мотивации
через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется
на практике. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин, П. Голу,
Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина, В. Ф. Моргун, А.
К. Маркова, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно
программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как
готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному
обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная
деятельность в единстве её компонентов, то у учащихся складывается внутренняя, достаточно
устойчивая, обобщённая мотивация к учению.
Опираясь на эти оптимистические
выводы психологических исследований, педагогу, вместе с тем, надо соотносить их
с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации – это длительный процесс, связанный
со становлением личности учащегося в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого
труда, пока удаётся зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных
установках учащегося. Психологи показали, что познавательные мотивы у учащихся перестраиваются
легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев систематической
отработки учебной деятельности и её компонентов у учащегося удаётся вызвать достаточно
чёткую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить
учебно-познавательные мотивы.
Требуются дополнительные усилия
педагога, чтобы сделать эти новые мотивы «смыслообразующими», т. е. придать им личностную
значимость. Социальные мотивы требуют для своего формирования комплексной воспитательной
работы, однако и для их становления в ходе учебной деятельности можно многое сделать.
Исходя из актуальности и изученности
темы исследования была сформулирована цель, которая заключается в теоретическом
исследовании особенностей а также выработке практических рекомендаций формирования
учебной мотивации младших школьников в условиях реализации разных форм обучения.
Объектом исследования выступает
– мотивация младших школьников к учебной деятельности.
Предмет исследования представляют
психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
Достижение цели потребовало
решения следующих задач:
— изучить психолого-педагогические
подходы к исследованию учебной мотивации младших школьников;
— рассмотреть возможности
разных форм бучения младшего школьника в современных условиях образования;
— исследовать методы
формирования учебной мотивации младших школьников при организации разных форм
обучения.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением
и списком литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогические подходы к исследованию
учебной мотивации младших школьников
Успех учебной
деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от
стремлений, достигать высоких результатов, самоутверждаться, то есть от
мотивации учения. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждает
ребенка к учебной деятельности, и тем более высоких результатов он может
достичь. Основа эффективности процесса обучения — развитие у обучающегося
положительной учебной мотивации. Для эффективного управления процессом обучения
требует от учителя понимания мотивации учебной деятельности, основных
закономерностей ее развития и функционирования.
Большое внимание проблеме
мотивации уделяется как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Наиболее обширно из советских ученых проблему изучали В.К. Вилюнас, Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.С. Магун,
Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова. Из представителей исследования мотивации проводили
Х. Хекхаузеном, А. Маслоу, Л.М. Фридманом. Большой вклад в изучение проблемы
формирования мотивации и ее влияния на развитие умственных способностей
обучающихся внесли М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева, Н.Ф. Талызина. Однако,
несмотря на исследование отечественных и зарубежных авторов, до сих пор нет
признанного подхода к определению понятий мотива и мотивации, к их соотношению.
В психологической
литературе мотивация понимается как побуждение, которое вызывает активность
организма и определяет направленность этой самой активности. Под мотивацией
понимается внутреннее состояние организма, которое побуждает человека вести
себя определенным образом. Под «мотивацией» понимают несколько психологических
явлений, а именно:
1) совокупность причин
или систему факторов, направляющих человека