Часть дипломной работы на тему Формирование социального интеллекта у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социального интеллекта у подростков 10
1.1 Сущностная характеристика понятия «социальный интеллект» 10
1.2. Педагогические условия формирования социального интеллекта у подростков 21
1.3. Технология формирования социального интеллекта у подростков 26
Выводы по первой главе 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Введение:
На нынешнем этапе исторического формирования человечество столкнулось с потребностью бороться за собственное выживание разнообразными способами. Одним из подобных способов для него стало накапливание и формирование знания, обратившегося в сильнейший источник управления и формирования. Вследствие процесса интеллектуализации общества с поддержкой средств информатики, первоначально лишь, базируемых на системах искусственного разума, интеллектуальный потенциал производственной и социальной областей сильно модифицируется. Тем не менее, на нынешний период в области развития и функционирования знания в обществе есть ряд противоречий, вероятность разрешения каких находится в сфере рассмотрения разума через призму социальной педагогики. Значимость интеллекта в нынешнем обществе определяется перечнем производственно-технологических условий.
Ход развития интеллектуальных способностей наступает в раннем возрасте и происходит в процессе социализации, овладения субъектом данными, транслируемыми ему общественными институтами. Существенную значимость представляет собой ход обучения, что применяет аппараты общественного наследования и социальной памяти.
Согласно взглядам Н.А. Батурина и Л.Г. Матвеевой, отображение и осознание общественных явлений, коммуникация и связь групп совершается на когнитивном уровне, кроме того, с применением социального опыта, прообразов и стандартов, произведенных предыдущими поколениями.
Социальный интеллект используется при постановлении социальных задач когнитивными методами, делая когнитивную процедуру «объектом», обладающим общественной природой. Социальный интеллект субъекта формируется в границах установленного социокультурного пространства, в коем имеются нормы поведения и общественного взаимодействия. В структуре общественного интеллекта существует конкретный репертуар стандартных методов, способов и средств, что дают возможность определять взаимосвязь с прочими людьми и реализовывать оптимальное взаимодействие и обязаны приобретаться в ходе социализации.
Теоретические посылы развития взглядов об общественном интеллекте заложены в культурно-исторической концепции психического формирования индивида Л.С. Выготского. Он оценивал интеллект как итог опосредованного взаимодействием изучения подростком ценностей культуры. В нынешней психологии из числа общественных факторов психического формирования, что оказывают воздействие на развитие социального интеллекта, научные работники направляют интерес на черты семейных отношений, взаимодействия с сотрудниками воспитательных и образовательных органов, средства интенсивного обучения, отдельные характерные черты общественного окружения и т. д.
Актуальность исследования обуславливается сформировавшимся в практике противоречием между потребностью обладания современной личностью высоким уровнем формирования интеллекта и культуры и действительно часто встречающимися проблемами в осознании взаимоотношений между людьми, общественной ситуации, в приспособлении к обществу. Решение данного противоречия состоит в увеличении компетентности личности в общении и, в общем, компетентности при постижении социального мира.
Адекватность понимания хода общения и поведения людей, приспособление к многообразным системам взаимоотношений устанавливает особенная интеллектуальная способность — социальный интеллект. Результативность поведения, взаимоотношений и общения представляется в формировании интеллектуальных способностей, что представляется составляющим элементом культуры личности.
Культура рассматривается в аспекте компетентности в общении (Т. Гордон, Ю. Н. Емельянов и др.), интеллектуальной компетентности (М. А. Холодная), ценностно-смысловых образований (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леотьев и др.), самосознания (Л. И. Божович, Б. В. Столин и др.), в контексте субъективного переживания времени жизни (Л. Д. Демина, И. А. Ральникова и др.), генезиса психологической культуры (Л. С. Колмогорова, Д. В. Каширский, О. Г. Холодкова и др.).
В то же время, характерные черты социального интеллекта подростков лишь в последние десятилетия становятся объектом изучения. Социальный интеллект представляется сравнительно новым понятием в психологии. В формирование данного понятия вложили собственный вклад такие зарубежные психологи, как Г, Айзенк, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торпдайк, Т. Хант н др. Из числа отечественных ученых необходимо особо отметить Н. А. Аминова, Ю. Н. Емельянова, Н. А. Кудрявцеву, В. Н. Куницыну, Е. С. Михайлову, М. В. Молоканова, Л. И. Уманского, А. Л. Южанинову. Проблему социального интеллекта в аспекте изучения качеств личности рассматривали зарубежные ученые: М. Аргайл, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Салливен, Э. Торпдайк, Т. Хант и др. и отечественные — Ю. Н. Емельянов, А. А. Кидрон, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Е. С. Михайлова, А. Л. Южанинова.
Учеными было постановлено, что социальный интеллект принимает прямое содействие в регуляции общественного поведения, представляется способом познания общественной реальности, связывает и регулирует познавательные процессы, сопряженные с отображением общественных объектов (человека как партнера по общению, группы людей), гарантирует интерпретацию данных, осознание и прогнозирование действий и поступков людей, приспособление к разным системам отношений между людьми (семейным, деловым, дружеским), демонстрирует, как человек взаимодействует с внешним миром, как он разрешает и преодолевает ежедневные проблемы, в том числе и при взаимодействии с окружающими. Современной наукой выявлено воздействие социального интеллекта на успешность в профессиональной деятельности и на самореализацию человека в целом.
Важным аспектом является то, что социальный интеллект представляется составным элементом в решении проблемы самореализации личности (Э. В. Галажинский) как обязательной доли ее интеллектуального преобразования.
В то же время, на сегодняшний день мало изучений, что были бы напрямую ориентированы на исследование социального интеллекта.
Все вышеизложенное позволяет особо отметить противоречие: — между потребностью в увеличении компетентности личности в общении и, в общем, компетентности при познании социального мира, что вероятна в итоге взаимосвязанного формирования социального интеллекта и недостающей изученностью характера их взаимосвязи.
Заключение:
Таким образом, социальный интеллект – накопленная интеллектуальная способность, обеспечивающая благополучность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отображением общественных объектов (индивида как партнера по общению, категории людей). К процессам, его производящим, принадлежат социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Порой в литературе социальный интеллект сравнивается с одним из процессов, зачастую с общественным мышлением либо общественной перцепцией. Это сопряжено традицией отдельного, не соотнесённого исследования данных феноменов в рамках совокупной и социальной педагогике.
Социальный интеллект гарантирует восприятие действий и поступков людей, осознание речевой продукции человека, а кроме того, его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он представляется когнитивным элементом коммуникативных способностей человека и профессионально значимым качеством в профессиях типа «человек — человек», а кроме того, определенных профессиях «человек – художественный образ».
В онтогенезе социальный интеллект формируется позже, чем эмоциональная составная часть коммуникативных способностей – эмпатия. Его развитие стимулируется основанием школьного обучения.
В данный этап возрастает круг общения подростка, формируются его сензитивность, общественно-перцептивные умения, умение переживать за иного человека без прямого восприятия его эмоций, умение к децентрации (способность встать на точку зрения иного человека, различать собственную точку зрения от прочих вероятных), что и формирует базу социального интеллекта. Несоблюдение, гипотрофия данных умений имеет возможность предстать фактором асоциального поведения, или спровоцировать предрасположенность к такому.
На формирование социального интеллекта в подростковом возрасте оказывают влияние 2-е категории условий: «внутриличностные» и «межличностные». К «внутриличностным» условиям принадлежат психофизические характеристики подростка (характерные черты когнитивного формирования, характер и др.), содержащие психические новообразования, полученные им в процессе своего социального опыта. «Межличностные» — наиболее разнообразны и содержат в себе все условия образовательной сферы (микро-, мезо-, мега- и макросферы).
Обе категории условий необходимо принимать во внимание при построении системы формирования социального интеллекта у подростков. В самой большой степени на формирование социального интеллекта в подростковом возрасте проявляют влияние условия микросреды: семья, ровесники, образовательные учреждения, осуществляющие программы основного образования и дополнительного образования подростков. От построения концепции социально-педагогического партнерства между семьями учеников и учителями образования находится в зависимости благополучие хода положительной социализации подростков и формирование у них гибких умений социального поведения. Для оценки степени формирования социального интеллекта у детей подросткового возраста сформированы диагностические технологии, исследование содержания, каких говорит об их ориентированности в основном на обнаружение когнитивных параметров в структуре социального интеллекта и в меньшей степени на обнаружение эмоциональных и поведенческих проявлений. Эксперты рекомендуют пользоваться совокупностью технологий для более цельных представлений о степени социального формирования подростка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социального интеллекта у подростков
1.1 Сущностная характеристика понятия «социальный интеллект»
В истории исследований вопрос об интеллекте представляется, с одной стороны, наиболее исследуемой и популярной, с иной стороны, остаётся наиболее обсуждаемой и спорной. Таким образом, к примеру, до сегодняшнего времени не сформировалось единого определения интеллекта, хоть данное определение активно применяется в разнообразных сферах педагогической науки. Отмеченная спорность еще более выражается в изучениях по вопросу социального интеллекта. Данное сравнительно новое определение в отечественной социальной педагогике, что пребывает в процессе формирования.
С тех времен как в науке в первый раз была выдвинута теория социального интеллекта, заинтересованность к данному определению поменялась. Ученые пытались осознать специфику этого феномена, создавали предложения разнообразных путей его исследования, акцентировали разнообразные формы интеллекта, анализ социального интеллекта время от времени выскальзывал из поля зрения научных работников, что обуславливалось осечками при попытках установить пределы этого определения [1].
Определение «социальный интеллект» в первый раз применил в 1920 году Торндайк, отметив им расчетливость в межличностных взаимоотношениях и приравняв его к возможности разумно действовать в человеческих взаимоотношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательное своеобразное умение, что гарантирует успешное взаимодействие с людьми, главная роль социального интеллекта – моделирование поведения. Согласно Торндайку, имеется 3 типа интеллекта:
1. абстрактный интеллект как умение сознавать теоретические словестные и математические знаки и осуществлять с ними какие-то действия;