ДО Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование самостоятельности у старших дошкольников в хозяйственно-бытовом труде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1 Задачи самостоятельности в
дошкольном возрасте. 5

1.2 Особенности самостоятельности у
старших дошкольников. 14

1.3 Применение хозяйственно-бытового
труда в формировании самостоятельности у старших дошкольников. 23

Выводы по I главе. 31

ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 32

2.1
Определение уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста. 32

2.2
Методические условия формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста. 36

2.3
Анализ результатов исследования. 50

Выводы
по второй главе. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 62

  

Введение:

 

Актуальность проблемы трудового воспитания детей дошкольного
возраста обусловлена ​​тем, что социальный заказ государства в образовании
направлено на развитие активной и ответственной личности, трудолюбивой,
самостоятельной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности и нуждается
в ней, владеет навыками предметно-практической деятельности в условиях среды,
которая постоянно меняется, что отражено Федеральном Законе "Об
образовании". Формирование положительного отношения к труду
рассматривается в педагогике как важнейшая задача в деле воспитания молодого
поколения, поскольку отношение к труду является неотъемлемым компонентом
становления личности, показателем ее духовности и гуманности.

Современная дошкольная педагогика имеет убедительные
сведения о том, что положительное отношение к труду начинает формироваться уже
в дошкольном возрасте в процессе освоения ребенком трудовой деятельности. В
ряде исследований показано, что на этапе от 3 до 7 лет осуществляется
постепенное овладение навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда в
природе.

В этих видах труда у детей формируются социально значимые
свойства личности (ответственность, самостоятельность, инициативность) меняются
мотивы трудовой деятельности дошкольника. При соответствующем руководстве
взрослого даже у маленьких детей возникают мотивы общественного полезного
труда.

По мнению ученых, трудолюбие необходимо рассматривать как
одну из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее
успешность и удовольствие жизнедеятельностью. Следует отметить, что в настоящее
время в практике работы дошкольных учебных заведений уделяется недостаточное
внимание планированию трудовой деятельности и реализации роли взрослого как
образца-ориентира в трудовом воспитании.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло
отражение в истории педагогики: труды П. Блонского, А. Макаренко, В.
Сухомлинского и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследователи определяют
самостоятельность как сложное и многогранное понятие; качество личности, тесно
связанное с ее развитием в целом; способность ребенка решать познавательные
проблемы; как условие активизации учебно-познавательной деятельности; составляющую
производительных мыслительных процессов, связанных с постановкой новых проблем
и поисков их решения, как фактор обеспечения взаимосвязи обучения и
самообучения.

Ученые отмечают, что
самостоятельность как базовое качество личности, развивается постепенно, и в
значительной степени зависит от условий воспитания. О высоком уровне
сформированности самостоятельности свидетельствует стремление решать задачи
деятельности без помощи со стороны других людей, умение определять цель
деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное
и получать результат, адекватный поставленной цели, а также способность
проявлять инициативу и творчество. Безусловно, достижение такого высокого
уровня составляет конечную цель воспитательной работы.

Эмпирическое исследование самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста осуществлялась на базе бюджетного дошкольного образовательного
учреждения города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345», в старшей
группе №8.

В диагностическом исследовании участвовало 10 детей старшего
дошкольного возраста, приблизительного одного уровня развития.

Цель эмпирического исследования — выявить уровень развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Определить критерии для оценки особенностей развития
самостоятельности старших дошкольников.

2. Подобрать диагностические методики для определения уровня
самостоятельности старших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1
Задачи самостоятельности в дошкольном возрасте

Сегодня одной из приоритетных задач психолого-педагогической
науки является проблема формирования навыков самообслуживания у дошкольников.

Самообслуживание рассматривается как важное средство
трудового, нравственного и санитарно-гигиенического воспитания детей. Овладение
способами самообслуживания позволяет уменьшить зависимость ребенка от
окружающих, способствует повышению его уверенности в своих силах, создает
предпосылки для обучения другим видам деятельности и подготовки к самостоятельной
жизнедеятельности. От уровня сформированности навыков самообслуживания как
важнейшего компонента самостоятельности зависит социальная адаптация
дошкольников, их целеустремленность и включение в общественно полезный труд.

Проблема формирования навыков самообслуживания занимает
особое место в психолого-педагогических исследованиях. Самообслуживание   рассматривается многими учеными как важное
средство трудового, морального и гигиенического воспитания учащихся, условие
подготовки их к самостоятельной жизнедеятельности (Т. Алимова, В. Бондарь, Г.
Година, Г. Дульнев, Петрова, Б. Пинский, И. Розанов, Е. Русакова) [11, с. 56].

Анализ научной литературы свидетельствует, что особенности
формирования социально-бытовых навыков в общей педагогике освещаются в контексте
санитарно-гигиенического воспитания (В. Горощенко, В. Кузнецова, Л. Мельчаков,
С. Павлович, В. Пакулова) [32, с. 126].

Отдельные аспекты формирования навыков самообслуживания
изучаются и в дошкольной педагогике: развитие бытового сюжета в игре (А. Гаврилушкина,
Н. Соколова) обучение предметным действиям на занятиях по самообслуживанию (А.
Катаева, А. Стребелева) развитие самостоятельности в социально-бытовой
деятельности (Г. Шинкаренко).

Труд является творческим видом человеческой деятельности,
требует от человека не только специальных знаний и умений, соблюдение
технологической дисциплины, но и способности оперативно принимать решения в
нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать процесс труда и создаваемый
благодаря этому соответствующий продукт [2, с. 19]. Работать, выбрав дело,
которое нравится, — это естественное состояние человека. Воспитание любви к
труду, уважения к людям труда, готовность работать в любой сфере человеческой
деятельности — это одно из важнейших качеств, которое мы должны воспитывать у
наших детей.

Потребность в деятельности — особенность психического
развития каждого ребенка. Познавая 
окружающий мир, он пытается превращать его. Однако ученые доказали, что
тяга к деятельности и трудолюбие — тождественные понятия и знак равенства между
ними ставить нельзя. Задача педагогов состоит в преобразовании природной
склонности работать в важнейшее качество ребенка — трудолюбие.

Воспитательная работа — это, по мнению ученых-педагогов,
особый вид труда, не тяжелый для человека. Среди требований к умственному труду
ребенка на первом месте — посильность, ведь непосильный труд может надломить
неокрепший организм, внушить ребенку отвращение к учебе. Дошкольник нуждается в
том, чтобы каждое учебное занятие по возможности заканчивалось для него
ощутимым результатом.

Каждая трудовая операция требует от ребенка умственного
напряжения. Формирование навыков трудовой деятельности — одна из главных задач
трудового воспитания, ведь навыки составляют 80% всех действий, которые
выполняет человек. Они освобождают наш разум от необходимости обдумывать каждую
деталь движений.

С помощью вправлений и преобразований в ребенка
развиваются навыки трудовой деятельности, что, в свою очередь, закрепляют
трудовую привычку. Совокупность привычек вместе с другими психическими
свойствами составляют характер. Воспитывая у ребенка привычку к труду, педагоги
обязаны учитывать,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы