Часть дипломной работы на тему Формирование психолого-педагогических компетенций родителей в семейной образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена ростом числа обучающихся вне школы и расширением их
контингента. При этом в советское и постсоветское время экстернат
или семейное обучение в России были скорее исключением, чем массовой практикой.
В настоящее время около 0,058 % школьников России, т. е. около 8,5 тысяч
обучающихся, находились на семейном образовании[1].
Имеется
масса интернет-сообществ, коммерческие и общественные организации для поддержки
экстерната, в 2012 году принят новый закон об образовании, в котором узаконены
внешкольные формы получения образования.
Тем
не менее нормы для них еще не наработаны и родители, выбирающие для своего
ребенка семейное обучение, являются первопроходцами, нарабатывая опыт путем
проб и ошибок. В ряде случаев ребенок оказывается объектом неудачного
эксперимента, что актуализирует проблему исследования формирования
психолого-педагогических компетенций родителей в семейном образовании.
В
России, согласно закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, процесс
получения образования возможен в семье в форме семейного образования.
При
этом обучение организуется и осуществляется непосредственно родителями в
соответствии с государственными образовательными стандартами с периодической
аттестацией по результатам обучения. С каждым годом все большее количество
родителей в нашей стране обращаются к данной форме обучения детей, основными
причинами при этом называются:
–
желание своевременно раскрыть и развить индивидуальные особенности личности
ребенка, его интересы, склонности и способности;
–
акцент на разностороннем развитии своих детей;
– часто упоминаются мнения родителей о
нежелательном влиянии школы, а также вопросы вероисповедания.
Целью
работы является анализ формирования психолого-педагогических компетенций
родителей в семейном образовании.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Изучить нормативно-правовое обеспечение семейного образования в России.
2.
Исследовать становление системы домашнего обучения и воспитания в РФ и за
рубежом.
Объектом
исследования является система семейного образования. В качестве предмета работы
выступает формирование психолого-педагогических компетенций родителей в
семейном образовании.
Степень
разработанности проблемы можно охарактеризовать как недостаточную. В российских
научных статьях освещены вопросы, связанные с историей развития семейного
образования и с законодательством в данной области, в частности, описаны
юридические и экономические проблемы организации семейного и заочного обучения.
М.
П. Антуфьева анализирует состояние семейного образования в мире, причины выбора
родителями данной формы получения образования. Приводятся доказательства того,
что важным для родителей в выборе семейного образования является возможность
индивидуализации образовательного процесса[2].
Ф.
В. Цомартова занималась сравнительно-правовом аспекте исследуют вопросы статуса
семейного образования за рубежом. Автор рассматривает международно-правовые
основы семейного образования, право на выбор формы обучения, механизмы
публичного учета детей и контроля над качеством получаемого в семье
образования, формы финансового участия государства в обеспечении семейного
образования и т.д.[3]
И.
А. Маркова и Т. В. Сикович предложили модель семейного образования, основной
целью которой является оказание семье психолого-педагогической помощи,
поддержки всестороннего развития личности ребенка. При этом исследователи
отметили, что педагогические знания родителей отрывочны, нет четких
представлений о возрастных и психологических особенностях ребенка, они не умеют
анализировать свои методы воспитания[4]. А. Н. Якуниной
рассматривает вопрос о сущности и содержании семейного образования в США.
Представлены статистические данные о количестве «домашних» школьников в США и
показатели качества семейного обучения. Проведен сравнительный анализ
особенностей семейного образования в России и США[5]. Однако, исследований
повседневных практик семейного обучения в российской научной литературе (в
отличие от зарубежной) найти не удалось. На основании этого можно говорить о
научной новизне данной работы.
Теоретическая
значимость работы обусловлена тем, что описание способов организации родителями
семейного обучения позволит организовывать процесс оптимальнее. Практическая
значимость исследования связана с формулировкой рекомендаций, которые могут
быть использованы при формировании психолого-педагогических компетенций
родителей в семейном образовании.
При
написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции. Данная работа структурирована на
введение, две главы, заключение, список источников и литературы. [1] Проноза С. В. Семейное образование
как один из форматов получения основного общего образования в современной
России // МНСК-2018: Социология. – 2018. —
С. 65-66. [2] Антуфьева М. П. Семейное
образование как общемировая тенденция к индивидуализации образования // Актуальные
вопросы экономики, права, психологии и образования. – 2019. – С. 41-45. [3] Цомартова Ф. В. Правовой статус
семейного образования за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и
сравнительного правоведения. – 2017. — №2. – С. 115-121. [4] Маркова И. А., Сикович Т. В.
Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения дошкольного
образования ребенка в условиях семейного образования // Воспитание и обучение
детей младшего возраста. – 2017. — №6. – С. 160-161. [5] Якуниной А. Н. Семейное
образование в России и США // Педагогика. – 2020. — №8. – С. 96-104.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Нормативно-правовое обеспечение
семейного образования в РФ Для современного
общества проблема семьи как первого воспитательного института имеет
первостепенное значение, так как от ее состояния зависит
воспроизводство населения, сохранение, создание и передача культуры и опыта
молодому поколению. В рамках реализации ФГОС уделено значительное внимание
активизации деятельности, направленной на осуществление взаимодействия между
родителями и сотрудников образовательных учреждений, которая нацелена на
воспитание, развитие и образование детей. В данной связи именно взаимодействию
между семьями воспитанников и работниками образовательных учреждений уделяется
большое внимание.
В одном из принципов
образования, который нашел свое отражение в федеральном государственном
образовательном стандарте[1], отмечается значимость
построения образовательной деятельности на основании индивидуального подхода к
развитию личности каждого ребенка, при
котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования,
являясь субъектом образования. Необходимо обратить внимание на то, что
субъектность при этом выражается в актуализации и инициативе, которая исходит
не только от работников образовательных учреждений, но и родителей.
Под
семейным обучением в данной работе понимается случай, когда родители
самостоятельно и целенаправленно организуют деятельность ребенка, направленную
на его обучение, и, по мере необходимости, прикрепляют ребенка к школе в
качестве экстерна для прохождения промежуточных или итоговых аттестаций. В
форме семейного образования может быть получено основное общее образование, для
среднего образования вне школы существует иная форма, самообразование.
Конституция
Российской Федерации в ст. 43 не только гарантирует право каждого на
образование, но и рассматривает получение основного общего образования как
обязанность[2].
Получение основного общего образования детьми
должны обеспечить родители, либо заменяющие их лица. Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в п. 3 ст. 5 гарантирует общедоступность и бесплатность в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,
среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе
бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин
получает впервые[3].
Норма
ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
закрепляет обязанность родителей обеспечивать получение их детьми общего
образования[4].
Согласно
действующему российскому законодательству образование может быть получено не
только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и вне
данных организаций (в форме семейного образования и самообразования) (п. 1 ст.
17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»). Это же право закреплено и конкретизировано в п. 2 ст.
63: общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Возможность
получения общего образования в форме семейного образования ни в коем не умаляет
конституционную норму об общеобязательности по лучения основного общего
образования. Ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», регламентирующая права, обязанности и
ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в подп. 2 п. 3 ст. 44 предоставляет им
следующее право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее,
среднее общее образование в семье[5].
Ребенок,
получающий образование в семье, по решению его родителей (законных
представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить
образование в образовательной организации. Кроме того, образовательные
организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме
семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации
академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее
ликвидации (п. 4 ст. 58).
Если
же обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидируют имеющиеся
академические задолженности в установленные сроки, обязаны продолжить получение
образования в образовательной организации (п. 10 ст. 58).
Тем
самым, такая форма как семейное образование не снимает ни с родителей
обязанности обеспечить получение их детьми основного общего образования, ни с
государства соответствующие контролирующие функции.
В
ст. 41, 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» законодатель использует такое словосочетание как обучение
на дому. Исходя из п. 5 ст. 41 обучение на дому может быть организовано для
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
Основанием
для организации обучения на дому или в медицинской организации являются
заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей
(законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным
правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации (п. 6 ст. 41 Федерального закона от 29 дека бря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)[6].
Нельзя
не обратить внимание на имеющую место погрешность юридической техники,
связанную с тем, что вышеприведенные нормы практически буквально воспроизведены
в п.п. 10-11 ст. 66 рассматриваемого федерального закона. Также, из текста
закона не вполне понятно, являются ли термины «семейное образование» и
«обучение на дому» синонимичными? Если не являются, то почему обучение на дому
не названо в качестве форм получения образования и форм обучения в ст. 17
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Анализ правовых норм, посвященных обучению на
дому и семейному образованию, позволяет сделать вывод, что это не синонимичные
понятия. Во-первых, правом обучаться на дому обладают не все обучающиеся, а
лишь те из них, кто нуждается в длительном лечении, а также дети-инвалиды,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
Формальным основанием д [1] Приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 №19644) //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [2] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными
входе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». [3] Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [4] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995
г. №223-ФЗ (в ред. от 06.02.2020 г.) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». [5] Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [6] Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».