Часть дипломной работы на тему формирование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях посредством дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях посредством дидактических игр
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
В настоящее время существует большое количество определений понятия «интеллект». Среди них, в частности, С.Л. Рубинштейна считал, что «интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей». Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека…».
Разделяя мнение Б.Г. Ананьева, которое, как нам кажется, глубже отражает интеллект с точки зрения именно работоспособности ума, уточним, что интеллектуальные нарушения – это обширное понятие, охватывающее широкий спектр патологических фенотипов и степени тяжести их проявления.
Новая терминология, введенная Диагностическим и статистическим руководством Американской психиатрической ассоциации, относит интеллектуальное нарушение к категории нервных расстройств, характеризующееся дефицитом в интеллектуальном и адаптивном функционировании с точки зрения концептуальных, социальных и практических областей, происходящих в период развития. Кульминацией обширных международных усилий, предпринятых для достижения согласия в отношении нового названия, позиционирования, определения и диагностических принципов умственной неполноценности является концептуализация умственной отсталости как «расстройства интеллектуального развития».
Таким образом, синтезируя понятия, понятие «интеллектуальное нарушение» подразумевает разнородные клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта и включает в себя умственную отсталость и нарушения психологического развития.
Уточним, что умственная отсталость представляет собой нервно-психическое расстройство. Психомоторные нарушения неврологически базируются на состояниях, которые проявляются в раннем детстве, как правило, до поступления в школу, и наносят ущерб развитию личной, социальной, академической и/или профессиональной деятельности. Они, как правило, связаны с трудностями приобретения, сохранения, или применения специальных навыков или сетов информации.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством, или возникать без него. Необходимо уточнить, что в состав умственной отсталости входит олигофрения и деменция. Таковы клинические формы умственной отсталости.
Следуя концепции В.В. Лебединского, который разработал классификацию психического дизонтогенеза, умственную отсталость следует классифицировать относительно типа общего психического недоразвития, которое, по заключению В.В. Лебединского, представляет собой общую устойчивую задержку психического развития с наличием более ранних мозговых поражениях (среди которых имеются генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные поражения), что, в свою очередь, является первопричиной недоразвития мозговых систем. В том числе нарушенными являются высшие психические функции (преимущественно интеллект, речь), нежели элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
Умственная отсталость возникает, соответственно, от органического поражения головного мозга и обусловлена поражением всех сторон психики, а также иерархичностью (констатируется поражение молодых, поздно формирующихся структур головного мозга). Из-за органического поражения центральной нервной системы формируются стойкие, необратимые нарушения познавательной области. Самой показательной особенностью дефекта при умственной отсталости следует считать именно нарушение высших психических функций, что находит свое отражение в регуляции поведения и деятельности ребенка. В частности, наблюдается нарушение познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, речи, внимания), страдает эмоционально-волевая регуляция, моторика. В конечном счете нарушение высших психических функций, в частности, познавательной деятельности и личности в целом приводит ребенка к социальной дезадаптации.
Исторически в научном мире предлагалось несколько классификаций олигофрении.
В большинстве классификаций в качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется степень глубины интеллектуального дефекта. Важным с клинической точки зрения вариантом типологии является клинико-физиологическая классификация психического недоразвития, предложенная С.С. Мнухиным и дополненная в дальнейшем Д.Н. Исаевым. Согласно этой классификации, умственная отсталость подразделяется на четыре формы: астеническую, атоническую, стеническую и дисфорическую.
В настоящее время наиболее распространена, используется на практике и имеет юридическое значение классификация умственной отсталости по степени тяжести. Именно эта классификация была включена в DSM-IV и МКБ-10, а в настоящее время используется в DSM-5 и МКБ-11. В качестве одной из классификаций в России, которая основывается базовой, упоминается этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой, которая, как мы полагаем, более точна из-за широты уточненности. Представим этиопатогенетическую классификацию олигофрении Г.Б. Сухаревой, в которой она руководствовалась этиопатогенетическим принципом:
1. Олигофрения эндогенной природы, которая обусловлена поражением родительских клеток.
2. Олегофрения, которая обусловлена внутриутробным поражением плода.
3. Олегофрения, которая обусловлена вредными аспектами, воздействующими на ребенка во время его рождения или в раннем детстве.
Первая группа, которая обусловлена гаметопатиями, включает в себя:
1. Болезнь Дауна.
2. Истинную микроцефалию.
3. Энзимопатические формы олигофрении, связанные с наследственными обменными нарушениями.
4. Олигофрению, сочетающуюся с системными поражениями кожи и костной системы.
Вторая группа, связанная с эмбриопатиями и фетопатиями, включает:
1. Олигофрения, связанная с внутриутробным инфекционным поражением.
2. Олигофрения, связанная с внутриутробным поражением экзо- и эндотоксическими агентами (при гормональных нарушениях у матери).
3. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденного.
Третья группа олигофрении, которая связана с интранатальными и постнатальными вредностями, подразумевает:
1. Олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией.
2. Олигофрения, которая связана с черепно-мозговой травмой в раннем детстве.
3. Олигофрения, которая связана с нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.
Тяжесть нарушений, которые вызваны единой причиной, может являться различной. Ранее выделялись следующие уровни олигофрении:
— дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
— имбецильность – глубокая умственная отсталость;
— идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость [24].
На сегодняшний день в МКБ-10, DSM-5 и МКБ-11 выделяются 4 степени олигофрении. Рассмотрим их в Таблице 1.