Часть дипломной работы на тему Формирование представлений старших дошкольников о денежных единицах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность исследования. Формирование элементарных математических представлений у детей – одна из важных задач дошкольной педагогики. В повседневной жизни, в быту и в играх ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (поставить стульчики для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.). Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными умениями. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
В рамках данной магистерской работы нами была затронута одна из сторон математического развития детей – развитие их представлений о денежных единицах, это объясняется возрастающим интересом дошкольника к понятию «деньги» именно в старшем дошкольном возрасте, так как они знакомятся с ним в процессе приобретения нового социального опыта.
Всё вышесказанное определило актуальность и обусловило написание магистерской диссертации по теме: «Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о денежных единицах».
Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области экономического воспитания детей дошкольного возраста, подтверждённые практикой образовательной работы, свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются у детей, начиная четырёх лет. К семи годам дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как: «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «реклама», «рынок», «богатство», «бедность» и др. Последовательность решения вопросов обеспечения преемственности в процессе обучения ставит необходимость ознакомления дошкольников с денежными единицами на план приоритетных задач.
Степень разработанности проблемы исследования. Некоторые теоретические исследования ученых (Дж. Годфри, Х. Диттмар, И.А. Сасова, А. А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой) свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста.
Современные ученые (Л.Н. Галкина, Т.П. Епанешникова) придают большое значение необходимости экономического образования детей в дошкольном учреждении, воспитанию у детей качеств рационального потребителя, который будет ориентирован на экономное отношение к собственным и общественным ресурсам. Они подчеркивают значение экономических знаний как составляющей социализации ребенка, его жизненной компетентности в целом, определяют содержание знаний и представлений, качественных характеристиках товара, вдумчивом отборе нужных товаров, правилах пользования вещами, о жилищно-коммунальных услугах, деньгах, рекламе. Формированию представлений о деньгах как экономической категории уделяется внимание в исследованиях Л.Н. Галкиной, А.А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой.
Д.С. Чеснаускене обратила внимание на важность проблемы пропедевтического ознакомления дошкольников с мерами стоимости как основы экономического воспитания. Она подчеркивала, что такая работа на ранних этапах обучения, с одной стороны, «приблизит детей к жизни», будет способствовать в дальнейшем формированию представлений о социалистической собственности, заработной плате и др.
Заключение:
Изучение опыта и состояния работы по экономическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях выявили недостаточность и отсутствие системы в работе по изучаемому вопросу. Дети 5-6 лет имеют среднее представления о свойствах и функциях денег, но при этом хорошо осведомлены от куда берутся деньги и на что тратятся деньги. Интерес к экономике напрямую зависит от имеющихся знаний у детей, однако эти знания находятся на низком уровне из-за отсутствия необходимой информации по данному вопросу у воспитателей и родителей.
В результате исследования были разработаны практические рекомендации по экономическому воспитанию в ДОО. Процесс экономического воспитания детей 5-6 лет представляет собой ряд последовательных этапов: обогащение словарного запаса и представлений об экономической жизни людей, семьи, общества; создание игровой экономической зоны, способствующей погружению детей в мир экономики; закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формирование умений применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности. Осуществление тесного взаимодействия педагогов и родителей в обогащении знаний детей экономической информацией, расширении познаний в области экономики; формировании ценностных ориентации: уважительного отношения к законам экономики, воспитания бережливости, деловитости, ответственности, предприимчивости.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕНЕЖНЫХ ЕДИНИЦАХ
2.1 Диагностика уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о денежных единицах
Исследование проводилось на базе МДОУ Д/с № 26. В исследовании участвовало 20 детей старшей группы, 12 воспитателей и 15 родителей.
Цель эмпирического исследования является изучить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представления о денежных единицах
На этом этапе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние экономического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения;
2. Выяснить отношение педагогов и родителей к проблеме экономического воспитания дошкольников и формирования у детей представлений о денежных единицах
3. Диагностировать исходный уровень представлений у детей старшего дошкольного возраста о денежных единицах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ годовых и календарно-тематических планов дошкольных учреждений; анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми.
С целью выяснения состояния работы по экономическому воспитанию были изучены годовые планы дошкольной образовательной организации. В процессе изучения мы обращали внимание на следующие аспекты: по какой программе проводится воспитание детей, какие используются формы работы по экономическому воспитанию.
В годовом плане дошкольного учреждения для воспитателей планировались семинары «Играем — познаем», «Труд — лучший воспитатель», проводились консультации «Возрождение традиций семейного воспитания», «Экономика и человек». Из содержания годовых планов ДОО следует, что работа в основном направлена на всестороннее развитие личности ребенка. При этом педагоги не учитывают то, что в современных условиях всестороннее развитие личности дошкольника невозможно без основ экономического воспитания. Цели и задачи экономического воспитания влияют на последующее становление личности ребенка и вместе с тем имеют самостоятельную ценность.
Кроме того, нами были изучены календарно-тематические планы воспитателей, работающих в старшей и старшей группах. В ДОО используется блочная система планирования. При анализе календарно-тематических планов обращалось внимание на такие моменты: каковы цели, задачи и программное содержание экономического воспитания, соответствие программного содержания возрастным особенностям детей, формы работы с детьми, осуществляется ли индивидуальный подход к детям и связь с родителями. Выяснилось, что в ДОО работа педагогов по экономическому воспитанию с детьми часто проводят бессистемно, преобладают отдельные мероприятия, а выбор темы обычно определяется ее разработанностью в методической литературе. Проводимая работа носит эпизодический характер, большей частью познавательный. Воспитатели, работающие в старших группах, знакомили детей лишь с отдельными аспектами экономического воспитания: виды труда, наименование денег, процессы купли — продажи. Такие действенные средства экономического воспитания, как практическая деятельность самих детей, используются крайне незначительно.