Часть дипломной работы на тему Формирование практических умений на занятиях внеурочной деятельности по технологии в 6-ых классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие практических умений и способы их формирования на занятиях внеурочной деятельности по технологии 5
1.2 Особенности формирования практических умений на занятиях внеурочной деятельности 16
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Перестройка всех сфер жизни общества, активизация человеческого фактора в решении социально-экономических проблем повышают требования к участнику общественного производства. В этих условиях школа должна готовить ответственного, дисциплинированного и вместе с тем инициативного, творчески мыслящего работника. Важное место здесь принадлежит трудовому обучению учащихся.
Главной целью трудового обучения является формирование технологически образованной личности, которая может реализовать себя в самостоятельной жизни, профессионально самоопределиться и найти свое место в современном обществе. Достижение этой цели предполагает поиск и применение методов учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности.
Трудовое сознание личности включает представления об отношении к труду, участия в общественно полезном труде, осознание необходимости трудовой самосовершенствования, систему знаний, трудовых умений и навыков, смещение роли труда в выборе будущей профессии.
Основной формой организации обучения в школе был и остается урок. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий обычный урок для учеников уже есть скучным и неинтересным. Традиционные формы обучения сводятся к преимущественно вербальной подачи информации, ориентированной на сохранение и передачу знаний, умений и навыков, современные тенденции развития требуют обращаться к новым технологиям направленных на гармоничное развитие личности. Но неизменным остается системный подход к процессу обучения и стремление сохранить результативность обучения путем активизации умственной деятельности школьников.
Организация уроков трудового обучения предполагает учебно-воспитательную деятельность учителя и учеников. В трудовой деятельности учащихся на первый план всегда выступают межличностные отношения, соотношение индивидуального и коллективного труда, самооценка и общественная оценка процесса и результатов трудовой деятельности, формирование коллективизма.
Трудовое воспитание учащихся основной школы направлено на развитие сознательного отношения к труду, формирование творческой личности, становление профессиональных интересов. На уроках трудового обучения дети приобретают навыки работы с различными конструкционными материалами, учатся их обработки, знакомятся с деятельностью человека в различных отраслях производства и экономики. Ученики 5 — 9 классов разрабатывают творческие проекты и представляют их на выставках. К лучшим проектам создают мультимедийные презентации.
Итак, одной из задач современной школы является организация такой деятельности, которая способствовала бы воспитанию у учащихся положительного отношения к труду, а трудовое обучение как учебный предмет должен выполнять свои функции в решении указанных выше задач.
В связи с вышеизложенным, тему выпускной работы можно считать актуальной.
Объект исследования: организация практических умений на занятиях внеурочной деятельности учащихся по технологии.
Предмет исследования: методика формирования практических умений учащихся 6-ых классов в процессе внеурочной деятельности по технологии «Бисероплетение».
Цель исследования: разработать методику формирования практических умений во внеурочной деятельности по технологии в школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть способы формирования практических умений внеурочной деятельности и их применение в учебном процессе.
3. Изучить особенности формирования практических умений на занятиях внеурочной деятельности по технологии.
4. Разработать программу внеурочной деятельности по технологии.
5. Составить план-конспект занятия внеурочной деятельности по технологии в 6 классе.
6. Экспериментально апробировать разработанную программу внеурочной деятельности «Бисероплетение».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении отражены актуальность, сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования.
В первой главе рассмотрено понятие практических умений во внеурочной деятельности. Раскрыты способы и особенности формирования практических умений на занятиях внеурочной деятельности.
Вторая глава содержит программу внеурочной деятельности по технологии в 6 классе «Бисероплетение»; план-конспект занятия внеурочной деятельности по технологии в 6 классе на тему «Дерево из бисера».
В третьей главе отражены результаты педагогического эксперимента и даны методические рекомендации по формированию практических умений на занятиях внеурочной деятельности по технологии.
В заключении сделаны основные выводы по работе.
Библиографический список содержит 28 литературных и интернет источников.
Материал выпускной квалификационной работы имеет как теоретическую, так и практическую значимость, может быть использован учителями технологии при подготовке и организации внеурочной деятельности в школе, а так же для проведения кружковых занятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие практических умений и способы их формирования на занятиях внеурочной деятельности по технологии
Термины «умение» и «навыки» порой отождествляют, определяют похожими, вообще путают, рассматривают как дополнение друг друга: на основе полученных знаний вырабатывается умение — на основе произведенного умения во время многократного повторения той или иной операции, выполнение ее становится автоматическим — вырабатывается навык.
В энциклопедическом словаре термин «умение» толкуется как «Способность человека выполнять любую деятельность или отдельные действия на основе полученного ранее опыта, знания выполнения данного действия» [4, с. 552].
Философский словарь трактует понятие «умение» как сплав навыков и знаний, определяет четкость выполнения любой деятельности, и считается средством применения усвоенных знаний на практике, это значительно сложнее образования, чем навыки или знания, взятые отдельно [2]. В «Педагогической энциклопедии «отмечается, что» умение — это возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.
Приобретенные человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека. Легкость и скорость овладения умениями говорит о высоком уровне способностей человека» [3, с. 362].
Психологи под умением понимают освоенный субъектом способ выполнения действия, который обеспечивается совокупностью приобретенных знаний и навыков. Производится путем упражнения и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся. В совокупности с навыками и знаниями умение обеспечивает правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения [4].
Ю.К. Бабанский характеризует умение, как сознательное владение каким-либо приемом деятельности [3].
К.К. Платонов определяет умение как «результат педагогической работы» с учеником. В их структуру, одновременно со знаниями и навыками, входит творческое мышление, которое полагается в основу творческой деятельности [19]. Ученый характеризует умение как способность человека выполнять любую деятельность или воздействие на базе ранее полученного опыта рассматривает умение как способность человека продуктивно выполнять работу по преобразованию предмета в продукт в новых условиях.
Поэтому умение включает представления, знания, навыки концентрации, распределения и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и регулирования деятельности [19].
В. Онищук указывает, что умение в своей основе являются творческими действиями. Они не могут быть автоматизированными, так как отражают готовность человека к принятию решений и их реализации, которые постоянно меняются. Умение предусматривает использование ранее накопленного опыта, определенных знаний, без которых не умений. Они включают в себя Экстериоризацию — воплощение знаний в физическое или умственное действие [18]. Поскольку умение является важным средством успешной деятельности, их выработка должны уделять должное внимание, потому что это является показателем мастерства человека, его «умелости». Умение характеризуются «вариативной адекватностью» средств достижения цели по отношению к изменению условий деятельности. Последнее возможно тем, что умение обеспечивается синтезом свойств личности (волевых, умственных, чувственных) и является средством сознательного, целенаправленного, произвольного, творческого труда.
Важным параметром умения выступает его практически действенный характер. Этот параметр входит как в определение умения, так и в анализ условий его выработки (в качестве такового называется органическое сочетание теории с практикой).
Согласно Е.О. Милерян, «умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека выполнять определенную деятельность в меняющихся условиях ее течения.
Умение выполнять определенное действие — это владение необходимыми знаниями и техническими приемами ее выполнения (навыками) и способность применять их при решении задач в новых условиях» [9, с. 371].
И.Я. Лернер, К.К. Платонов считают, что умением, особенно умением широкого характера, всегда предшествует накопление знаний, то есть оно включают в себя в качестве цепей специальные навыки. И.Я. Лернер считает, что навыки есть операция, способ выполнения которой доведено до автоматизма, то есть почти не контролируются сознанием, а умение — это способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, которые имеют общую цель, и усвоены в степени готовности применять их в вариативных ситуациях. Умения могут быть усвоены на разных ступенях совершенства и всегда контролируются сознанием [12].
Академик С. У. Гончаренко отмечает, что «достояние умений является сложным процессом аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в ходе которого создаются и закрепляются ассоциации между заданием, необходимыми для его выполнения, знаниями и применением знаний на практике. Формирование умений проходит несколько стадий. Сначала – ознакомление с умением, осознание его смысла, затем первоначальное овладение им.
Наконец, самостоятельное и все точнее выполнение практических задач. Ученый определяет умение как способность должным образом выполнять определенные действия, основанные на целесообразном использовании человеком приобретенных знаний и навыков» [7, с. 338].
Н.Н. Фицула, говоря об умении, утверждает, что рассматривают различные виды умений — первичные умения, близкие к навыкам, то есть поддающиеся автоматизации действий, и вторичные умения, которые отличаются от навыков.
Вторичными умениями называют такие действия, которые принципиально не могут быть автоматизированные, так как не имеют однозначного правила в своей основе и предусматривают элементы творчества [30].