Преподаватель Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование познавательной активности в экспериментальной деятельности у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Сущность понятия «познавательная активность» в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста 14
1.3 Экспериментирование как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1 Особенности проявления познавательной активности в у детей старшего дошкольного возраста в совместной познавательно-исследовательской деятельности 36
2.2 Апробация педагогических условий формирования познавательной активности в совместной познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Особое внимание уделяется в последнее время проблеме развития познавательной деятельности, в частности, познавательной активности дошкольников, в связи с чем необходим поиск инновационных педагогических средств при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы развития познавательной активности выражаются в разработке педагогических средств для организации воспитательного процесса в детском саду.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции развития образования на 2016-2020 годы» одной из стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования выделено обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений [54].
В ФГОС ДО (далее Стандарт), утвержденном Приказом Министерства науки и образования РФ № 1155 от 17.10.2013, зафиксированы принципы дошкольного образования, одним из которых является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4.7). Познавательное развитие выделено в Стандарте (п.2.6) как одна из образовательных областей и включает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности (п.2.6) [63].
Старший дошкольный возраст является сензитивным для начала формирования учебной деятельности. Общение становится внеситуативным опирается на представления ребёнка об окружающей действительности.
Понятие «активность» как научная категория исследуется в философском, биологическом, психологическом, педагогическом аспектах. В психологии активность дошкольников выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Единых подходов по определению понятия «познавательная активность» в педагогике нет. Познавательная активность детей рассматривается с различных точек зрения: как «ориентировочно-исследовательская активность» (A.B. Запорожец, E.H. Соколова), как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович), как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др.), как качество личности (М.И. Лисина, К.А. Абульханова-Славская и др.) [1, 8, 25, 43, 68].
Вопросам познавательной активности, усвоения умений и знаний посвящены исследования многих ученых, среди которых Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, и др. [12, 17, 27, 55, 69]. В исследованиях показано, что познавательная активность оказывает положительное влияние на усвоение знаний и качество мыслительной деятельности, являясь стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.И. Сорокина и др.) [17].
В исследованиях Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др. показано, что познавательная активность является необходимой составляющей для совершенствования склонностей и способностей к различным видам творческой деятельности [12, 40]. А.Ф. Лазурским интеллектуальная активность изучается в контексте умственной деятельности [39]; Д.Б. Богоявленской познавательная активность рассматривается как интегральное свойство умственной деятельности [7]; Н.С. Лейтес данный феномен исследуется в рамках развития психологических механизмов интеллектуальной одаренности [12]; Г.И. Щукиной — в ракурсе активизации деятельности учения и т.д. [69].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил описать феномен познавательной активности. Активности в психолого-педагогических исследованиях даются различные определения: она отождествляется с деятельностью (Т.Д. Марцинковская); определяется как «способность изменяться под влиянием различных внешних и внутренних стимулов» (А.Н. Леонтьев); и т.д.
Познавательная активность интерпретируется учеными по-разному: как «ценное личностное образование, выраженное отношением индивида к деятельности» (Г.И. Щукина); «преодоление ребенком противоречий между возрастающими познавательными потребностями и имеющимися возможностями для их удовлетворения» (В.С. Ильин); «деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предмету и процессу деятельности» (Т.И Шамова); «стремление к познанию» (Т.И. Зубкова); интегральное свойство умственной деятельности (Д.Б. Богоявленская); и т.д.
Познавательная активность представляет собой активность, формируемую в ходе познания, и ее отличительными особенностями являются такие, как наличие творчества, проявление интереса к познанию и восприятию информации, потребность пополнить имеющиеся знания, стремление к самостоятельному поиску ответов на интересные для ребенка вопросы; способность как к усвоению способа познания, так и к применению его в разных ситуациях. Познавательная активность дошкольников представляет собой личностное образование, деятельное состояние, выражающее интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на сам процесс познания: это и потребность в приобретении новых знаний, и необходимость приложения умственных усилий в процессе получения знания; и готовность детей к процессу познания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность понятия «познавательная активность» в психолого-педагогических исследованиях

Прежде чем давать трактовку понятию «познавательная активность», необходимо дать определение термину «активность». Философы рассматривают понятие активности как «универсальное, всеобщее свойство материи». Это свойство в различных условиях выступает мерой направленного действия, возбужденным состоянием субъекта, способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами. [61]. В структуре деятельности активность связана с потребностью. Связь активности с потребностями обусловливает их непрерывающуюся связь с эмоциональными переживаниями.
Проблема активности личности в отечественной психологии отражена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес и других. С позиции психологии как науки активность это способность менять окружающую действительность, руководствуясь своими потребностями [43, с. 20]. Исследователями (С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и другие) доказано, что радостью достижения успехов стимулируется активная деятельность [55]. Ученые выделяют познавательную активность как один из видов активности вообще (исследования Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Г.И. Щукиной) [20, 43, 69]
Активность в психолого-педагогических исследованиях отождествляется с деятельностью (Т.Д. Марцинковская) [44]. А.Н. Леонтьев определяет активность как способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под влиянием различных внешних и внутренних стимулов [42]. Согласно Н.Н. Поддьякову, активность подразделяется на собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [49, 50].
Анализ научных источников свидетельствует об отсутствии однозначных определений при описании познавательной активности. Познавательная активность интерпретируется учеными по-разному: как «ценное личностное образование, выраженное отношением индивида к деятельности» (Г.И. Щукина); «преодоление ребенком противоречий между возрастающими познавательными потребностями и имеющимися возможностями для их удовлетворения» (В.С. Ильин); «деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предмету и процессу деятельности» (Т.И Шамова); «стремление к познанию» (Т.И. Зубкова) [27, 28, 64, 69].
Для обозначения познавательной активности в науке применяют множество понятий — «интеллектуальная активность», «умственная активность», «поисковая активность», которые являются близкими по значению. А.Ф. Лазурским [39] интеллектуальная активность изучается в контексте умственной деятельности; Д.Б. Богоявленской [7] познавательная активность рассматривается как интегральное свойство умственной деятельности; Н.С. Лейтес [40] данный феномен исследуется в рамках развития психологических механизмов интеллектуальной одаренности; Г.И. Щукиной [69] — в ракурсе активизации деятельности учения и т.д. [16].
В целом познавательная активность имеет множество формулировок, однако большинство исследователей трактуют ее как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием различных факторов как субъективного (любознательность, усидчивость, воля, мотивация), так объективного (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения) характера.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы