ДО Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у старших дошкольников…………………………………………………….
1.2 Потенциал игровой деятельности для формирования
нравственных представлений у старших дошкольников………. …….
1.3 Модель образовательной работы по формированию нравственных представлений у старших дошкольников в игровой деятельности…………………………………………………………………

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….
2.1 Исследование уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников…………………………………
2.2 Апробация модели образовательной работы по формированию нравственных представлений у старших дошкольников в игровой деятельности…………………………………………………………………
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………..……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… .

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Тема нравственного воспитания, формирования нравственных представлений и качеств личности у дошкольников всегда была и остается актуальной. Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное неравенство и т.п., не способствуют формированию у детей нравственных представлений и качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают нравственные нормы и модели поведения, они эгоистичны и капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Различные аспекты проблемы формирования нравственных качеств личности ребенка нашли отражение в исследовании, как отечественных (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.А. Козлова, B.C. Мухина, А.Ш. Шахманова, Д.Б. Эльконин и др.), так и зарубежных (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.) ученых. Ученые едины во мнении, что дошкольный возраст является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм морали, нравственности и этики. В этой связи необходимо организовывать в дошкольном учреждении специальную работу педагога с разъяснением нравственных и моральных норм, развитием нравственных отношений к человеку, к природе, к труду с тем, чтобы сформировать у детей устойчивые нравственные представления.
Понятие «нравственные представления» является интегрированным, оно включает не только знания ребенка о нравственных нормах и ценностях, но и принятие их для себя как личной значимости моральных категорий (целей, качеств, норм), выступающих основой направленности собственного поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.А. Козлова, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.). Нравственные представления должны стать для ребенка системой убеждений и нравственных ценностных ориентаций, которыми он руководствовался бы в различных жизненных ситуациях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в своей деятельности и т.д.
Игре как ведущему виду деятельности в старшем дошкольном возрасте принадлежит приоритет в процессе нравственного воспитания и формирования нравственных качеств личности (Р.И, Жуковская, А.В. Запорожец, С. А. Козлова, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). Игровые технологии обеспечивают интерес детей и эмоциональную вовлеченность в игровые действия, тем самым предоставляют педагогам возможность создать условия для практического применения детьми сформированных на теоретическом уровне знаний и представлений в новых условиях (игровых ситуациях).
Проведенный нами анализ проблемы формирования нравственных представлений у старших дошкольников в игровой деятельности позволил выявить следующие противоречия:
— между социальной потребностью в формировании нравственных представлений и ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста и недостаточным научным знанием о механизме их формирования у детей в игровой деятельности в условиях дошкольных образовательных учреждений;
— между потребностью образовательной практики в современных игровых технологиях, ориентированных на формирование у детей в старшем возрасте нравственных представлений и качеств личности, и недостаточной разработанностью системы использования игр, игровых упражнений и игровых заданий в процессе нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нравственное становление личности происходит на всем протяжении жизни. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Можно перечислить следующие особенности нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте:
∙ формируются первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
∙ расширяется действенность нравственных представлений;
∙ проявляется сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает соответствовать нравственной норме.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.
В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие нравственные представления, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким).
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Наиболее эффективно формирование нравственных представлений происходит у дошкольников в игре. Здесь очень важна роль воспитателя, чтобы нравственные нормы не принимали форму назидания, а воспринимались детьми естественно, как правила игры. В игре дошкольники берут на себя роли взрослых людей, разыгрывают «взрослое содержание жизни» и, таким образом в воображаемом плане, подчиняясь правилам роли, усваивают и типичные формы поведения взрослых людей, и их взаимоотношения, и те требования, которыми они руководствуются. Так формируются у детей представления о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и что такое зло, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам. Воспитание поведения облегчается правилами, в которых педагог формулирует свои постоянные требования к детям.
Основными условиями формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста могут быть:
— Знание воспитателем закономерностей становления нравственных представлений на ранних ступенях развития онтогенеза;
— Умение планировать работу по формированию нравственных представлений, разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
— Положительное отношение взрослого к малышу и малыша к взрослому, на фоне которого происходит нравственное развитие;
— Эмоциональное отношение малыша к различным ситуациям, его внутренняя позиция и нравственная оценка взрослого;

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Особенности формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте

Задача формирования нравственных представлений у дошкольников входит в перечень задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ФГОС ДО). В программе «От рождения до школы» за 2019 год в качестве основных направлений социально-коммуникативного развития значится нравственное воспитание детей 6-го года жизни. А именно: «Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости. Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее» [От рождения до школы. 225].
Для того, чтобы раскрыть особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим понятие «представление» как категорию психологии. К изучению этой категории обращались философы, психологи, педагоги, физиологи и др. Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «представление» в психологии. Отечественная психология исходит из положения, что все представления человека есть результат уже бывших актов ощущения и восприятия (первый путь возникновения) или воображения (второй путь их возникновения). Т. е., представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [Рубцова].
По мнению С.Л. Рубинштейна, представление является результатом обобщения существенных и несущественных признаков; тесно связано с прошлым опытом человека, но не является «… механической репродукцией восприятия. Это изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающее и отражающее сложную жизнь личности» [Рубинштейн].
Структурной частью системы представлений личности являются нравственные представления, которые, сохраняя все ранее определенные характеристики психологической категории представлений, обладают рядом специфических параметров, одним из которых является теснейшая связь с моральной сферой личности. В отечественной психологии проблема нравственности рассматривалась с точки зрения социальной и культурно-исторической (Б. Г. Ананьев (1950), Л. С. Выготский (1984), А. Н. Леонтьев (1983), С. Л. Рубинштейн (1989). Нравственная сфера – это взаимодействие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в сфере личности, что обеспечивает взаимосвязь нравственного поведения и сознания.
Педагоги всегда уделяли важное значение вопросам нравственного воспитания детей. К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский говорили о необходимости формировать нравственные идеалы уже в детском возрасте. И чем раньше начнется нравственное воспитание, тем устойчивее будут представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Еще А. С. Макаренко дал определение нравственности, сказав, что это: «результат умственного развития», выраженного в способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки» [Цит. По: Фархшатова, Давлетова]. Нравственностью можно считать способность к сопереживанию. Макаренко считает очень важным влияние примеров нравственного и безнравственного поведения, которые демонстрирует социальная среда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы