Часть дипломной работы на тему Формирование нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1 Особенности формирования
нравственных качеств у старших дошкольников 7
1.2 Потенциал
игровой деятельности для формирования нравственных качеств у старших
дошкольников. 16
1.3 Модель образовательной работы по
формированию нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности. 30
Выводы по первой главе. 33
Список использованной литературы.. 36
Введение:
Актуальность исследования.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер
его отношения к людям, к природе, к самому себе. Это отношение выражается в
сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Одной из
первоочередных задач формирования личности дошкольника является воспитание
гуманных чувств и отношений. Доброжелательное отношение к сверстникам,
понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным
поступкам, оказывает влияние на развитие человечных взаимоотношений между
ребятами, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для
каждого ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения.
К
нравственным качествам могут быть отнесены уважение к людям, забота об их
благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Нравственность проявляется
в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во
всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу. Проблема воспитания нравственных
качеств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно
подробно и с разных позиций:
—
рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и
младшего возраста;
—
изучались средства воспитания нравственных качеств (художественная литература,
игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Значительный
вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A. M.
Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой,
И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
В
дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного
развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система
взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды
деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок
пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем
взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений,
открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.
Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным
нормам и правилам поведения.
В
настоящее время в связи с современными подходами педагогической системы
выделяются гуманистические идеи и ориентиры, которые направлены на уважение к
личности каждого человека. Важной задачей образования становится формирование
гуманных взаимоотношений и нравственных качеств детей. В дошкольный период
детства начинается формирование личности человека. Детский сад становится
первой организованной малой группой, в которой у детей начинают формироваться
их первые отношения со сверстниками, а в устанавливаемых отношениях детей
проявляются первые штрихи детского коллектива. Федеральный государственный
образовательный стандарт определяет одним из принципов построения дошкольного
образования и важным аспектом развитие у детей эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирования уважения и чувства принадлежности к сообществу детей
и взрослых.
В
современных исследованиях нет однозначного определения содержательной и
процессуальной сторон формирования нравственных дошкольников, недостаточно
освещены методические аспекты с учетом современной ситуации в дошкольном
образовании, в том числе в игровой деятельности.
Цель исследования: изучить
особенности формирования нравственных качеств у старших дошкольников в игровой
деятельности.
Объект
исследования: нравственные качества старших
дошкольников.
Предмет
исследования: формирование у детей старшего дошкольного
возраста нравственных качеств в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы
предполагаем, что формирование нравственных качеств у старших дошкольников в игровой
деятельности будет успешным, если
–
организация игровой деятельности с детьми ориентирована на обеспечение
овладения воспитанниками определенных составляющих нравственных качеств
(когнитивной, мотивационной, поведенческой);
–
совместная деятельность дошкольников включает в себя различные игровые формы и
содержание, позволяющие получать практический опыт гуманистических переживаний
и гуманных поступков детей;
–
применяются педагогически обоснованные методы и средства, активизирующие становление
и выражение нравственных качеств детей в действиях и поступках.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать существующие научные исследования проблемы формирования нравственных
качеств у старших дошкольников, уточнить основные понятия исследования.
2.
Проанализировать значение игровой деятельности в формировании у старших
дошкольников нравственных качеств;
3.Предложить
модель формирования нравственных качеств старших дошкольников в игровой
деятельности;
4.
Эмпирически исследовать состояние сформированности нравственных качеств у
старших дошкольников;
5.
Разработать и практически апробировать комплекс игровых мероприятий,
направленных на формирование нравственных качеств у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую
основу исследования составляют:
–
исследования особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного
возраста Н.М. Аксариной, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Т.А.
Марковой, В.Н. Мясищева, Е.О. Смирновой, Л.А. Пельевской.
Методы
исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической
литературы); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические
задания); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ
результатов исследования).
В качестве критериев сформированности
гуманных отношений старших дошкольников можно выделить следующие:
1. Эмоционально-мотивационный
критерий: потребность в проявлении нравственных качеств во взаимоотношениях со сверстниками;
2. Когнитивный:
— Представление о том, что такое «нравственные
качества»;
-Представление о способах проявления
нравственных качеств в различных ситуациях: оказание помощи, эмоциональная
поддержка сверстника, выражение радости по поводу успехов товарища и др.;
3. Поведенческо-деятельностный:
— Умение сохранять доброжелательность к
сверстнику в ситуациях столкновения интересов детей, уступать).
Заключение:
1. Теоретический анализ
научных источников показал, что нравственные качества рассматриваются во многих
исследованиях как важные новообразования личности, на
основе которых ребенок осмысливает окружающую действительность и выстраивает
конструктивные отношения с другими людьми и с самим собой.
2.
Нравственные качества формируются на речевой основе и подкрепляются в
деятельности (реальной или специально моделируемой), сформированные
нравственные качества выступают регулятором поведения ребенка, его отношений с
другими людьми.
3.
Структуру нравственных представлений и качеств старших дошкольников образует
единство компонентов:
—
когнитивный компонент включает знания
ребенка о содержании базовых этических понятий, нравственных ценностях и нормах
поведения, понимание их общественно-значимого смысла, знания о нравственных
качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое
поведение в соответствии с нравственными нормами, руководствоваться ими в
процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
—
эмоционально-мотивационный компонент
заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком
нравственных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении
результатов своих поступков, если таковые соответствуют усвоенным нравственным
нормам и ценностям, желании ребенка овладеть нравственными качествами и
проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
—
деятельностный компонент проявляется
в способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными
нравственными ценностями, нормами и правилами;
—
рефлексивный компонент как
способность ребенка адекватно оценивать собственные поступки, сопоставляя их с
нравственными нормами, в результате происходит уточнение содержания
нравственных норм, формируется позитивная «Я концепция» ребенка.
4.
Игровая деятельность содержит высокий потенциал для формирования у старших
дошкольников нравственных представлений: данная деятельность позволяет создать
условия для практического освоения нравственного взаимодействия во
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, а также рассматривании,
обсуждении и обыгрывании различных ситуаций.
5.
Мы считаем, что формированию нравственных качеств у старших дошкольников в
игровой деятельности будет способствовать модель образовательной работы,
включающая четыре взаимосвязанные этапа, каждый из которых акцентирует внимание
педагога на формировании определенного структурного компонента нравственных
представлений:
— первый этап образовательной работы
ориентирован на формирование когнитивного компонента, реализующего
познавательно-ценностную функцию нравственных представлений (получение знаний о
нравственных нормах, их общественной значимости, нравственных качествах
личности и др.);
—
второй этап образовательной работы направлен на формирование
эмоционально-мотивационного компонента, реализующего эмоционально-оценочную
функцию нравственных представлений (субъективное отношение ребенка к тому или
иному нравственному качеству или норме поведения);
—
на третьем этапе образовательной работы формируется деятельностный компонент,
реализующий регулятивную функцию нравственных представлений (выстраивание
ребенком отношений с другими людьми в ситуациях общения и взаимодействия на
основе нравственных норм);
—
четвертый этап образовательной работы ориентирован на формирование
рефлексивного компонента, реализующего рефлексивную функцию нравственных
представлений (управление нравственным развитием на основе самооценки
собственных поступков и поведения с нравственными нормами и правилами).
6.
Основными условиями, обеспечивающими реализацию модели образовательной работы
по формированию у старших дошкольников нравственных представлений, являются:
сотрудничество педагогов с семьями воспитанников и создание развивающей
предметно-пространственной среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности
формирования нравственных качеств у старших дошкольников Проблема
нравственного воспитания детей дошкольного возраста является актуальной задачей
воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. В
Законе РФ ФЗ-273 «Об образовании в РФ» подчёркивается, что «система образования
призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих нравственную и религиозную
терпимость».
В современных социальных условиях формирование
личности представляет собой основной целевой ориентир образовательной
деятельности. Личностный подход в образовательной деятельности подразумевает
включение в ее содержание ценностных смыслов нравственной ответственности и
гражданской активности, говоря иначе, происходит достижение основной цели –
становление социально зрелой личности. В современной социокультурной ситуации
формирование нравственных характеристик детей представляется одной из главных
задач, решаемых образовательной деятельностью на всех ступенях образования.
С
точки зрения В. А. Садовничего, большое значение имеет двуединая задача, решение
которой лежит на системе образования – «обучение и воспитание, подготовка
специалистов, сочетающих глубокие знания с гражданской ответственностью и
патриотизмом» [8, с. 49]. Образование занимает центральную позицию в
духовно-нравственном совершенствовании и подъеме представителей современного
общества.
Президентом
Российской Федерации В. В. Путиным делается особый акцент на значимости
грамотного, тщательно продуманного и спланированного нравственного воспитания
личности, «популяризации исторических знаний, воспитания молодежи на основе
ценностей патриотизма, гражданственности, уважительного отношения ко всем
страницам и эпохам национальной истории» [8, с. 37–38]. Анализируя вопрос
полноценного всестороннего формирования поликультурного социума, В. В. Путин указывает
на следующее: «гражданская задача образования, системы просвещения – дать
каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который
составляет основу самоидентичности народа. Необходима стратегия национальной
политики, основанная на гражданском патриотизме» [8, с. 16–17].