Часть дипломной работы на тему Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СПИСОК ТЕРМИНОВ……………………………………………….…………..…4
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………14
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ
И ЗАРУБЕЖНЫМИ УЧЕНЫМИ ………………………14
1.2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.…………………………………………………………23
1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….48
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………….…………………….……………….………………………….51
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ………………….…………………….…………………….……………51
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………………………………………
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА …
3.2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ …………
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ …………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………
Введение:
Актуальность: Уже достаточно продолжительное время в проводимых психолингвистических исследованиях особое внимание
уделяется значимости усвоения процессов словообразования для нормального развития
устной речи детей. Словообразование — это
процесс создания новых слов на базе существующих единиц. Доказано, что от полноценного
овладения словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы
языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
В процессе развития активного словаря
у ребёнка совершенствуется умение связывать слова – образуются словесные связи,
формируется словообразование. Навыки словообразования у ребёнка, независимо от отсутствия
или наличия патологии, формируются постепенно – от простого к сложному. Процесс
овладения лексико-грамматическим стрем языка, слоговой структурой слова, образования
новых словоформ происходит в несколько этапов. Совершенно очевидно, что на разных
ступенях развития речи ребенок осваивает элементы языка с разной степенью однородности:
что-то усвоено в полностью, а что-то лишь частью. Это и объясняет существование
многообразных форм нарушений нормы речи у детей.
Число детей, в развитии речи которых имеются
те или иные отклонения, увеличивается год от года. Статистика речевых нарушений
у дошкольников по России содержит сравнение периодов 1970–1980 гг. с настоящим временем.
В то время лишь 25% детей нуждались в помощи логопеда. В наше время сложно найти
дошкольника или школьника младших классов без дефектов речи, некоторые начинают
говорить только после трех лет. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР
представляют одну из самых многочисленных групп – около 40% [Коновалова, С.29–34].
Достаточно распространенным речевым расстройством
среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является
общее недоразвитие речи (ОНР). [Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак.
пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС,
2002.28]
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон
речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых
расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Впервые теоретически
обосновано оно было на основании многочисленных исследований разнообразных форм
речевых патологий у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом
НИИ дефектологии в 50 — 60-х годах ХХ в Отклонения в формировании речи стали рассматриваться
как нарушение развития, протекающих по законам иерархического строения высших психических
функций.
Общее недоразвитие речи замедляет процессы
психофизического развития ребенка, мешает развитию нормальной словообразовательной
и словотворческой деятельности. В результате проведенных наблюдений, выяснилось,
что формирование навыков словообразования у таких детей начинается только с третьего
уровня речевого развития, так как для первых двух уровней присуще «нерасчлененное»
(в терминологии Н. С. Жуковой) восприятие речи и неумение самостоятельно и верно
пользоваться методами словообразования. Дети с ОНР имеют ограниченные возможности
усвоения норм языка, которые затрудняют выполнение базовых операций.
Дети, имеющие
этот диагноз, очень сильно отстают от своих сверстников с нормально развитой речью.
Даже при выполнении элементарных операций выделения словообразовательных морфем
из состава слова, уровень предпосылочных условий для развития словообразования у
них весьма невысок.
Отечественные
лингвисты, психологи и психолингвисты считают овладение навыками словообразования
одним из ярких показателей нормального развития речи ребенка.
Недостаточно
развитая речь отрицательно сказывается на развитии памяти. Дети с ОНР, в отличие
от детей без нарушений, при относительно сохранной смысловой, логической памяти,
имеют достаточно низкую вербальную память и продуктивность запоминания.
Все дети в нашем государстве имеют право
на получение образования. Это обозначено в федеральном законе № 273 «Об образовании
в Российской федерации» в статье 5. Он даёт право на образование не только детям
с нормотипичным развитием, но и детям, имеющим речевые патологии. [ФЗ №273].
При существующей системе образования,
при всех ее недостатках и достоинствах, вопрос совершенствования и улучшения результативности
обучения и воспитания подрастающего поколения остаётся актуальным. Одной из главных
задач, которые стоят перед дошкольными учреждениями, является подготовка детей к
обучению в школе. Правильная, хорошо развитая речь является одним из важнейших показателей
подготовленности к успешному школьному обучению. Согласно ФГОС дошкольного учреждения,
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества [ФГОС].
Ученые, изучавшие вербальное и невербальное
развитие детей с ОНР, единодушно указывали на трудности,
с которыми сталкивается ребёнок при овладении процессами словообразования (Н.С.
Жукова (Жукова, Н.С. Логопедия [Текст].
– Екатеринбург, 2005 – 364 с), Р.Е. Левина (Левина Р.Е. Основы
теории и практики логопедии [Текст]. – М., 2008 –287 с), Т.Б.Филичева (Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи [Текст]. – М.: Владос, 1991 – 268 с.), Г.В. Чиркина (Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи [Текст]. – М.: Владос, 1991 – 268 с.), С.Н. Шаховская (Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия [Текст]. – М.: Владос,
2003 –678 с.)
и др.)
Проработкой указанной проблемы
занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Особенность словообразования
у детей дошкольного возраста с ОНР вызывала интерес у таких исследователей, как:
Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева,
С. Н. Шаховская и другие.
В своих исследованиях Н. С.
Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева отмечали, что период появления первых слов
у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Но использование
в речи отдельных слов занимает более длительное время, объединение отдельных слов
в двухсловное предложение происходит у них значительно позже. Дети, имеющие нарушения
в речевом развитии, долго не могут уловить грамматической изменяемости слов родного
языка. Т. В.Туманова, проводя анализ уровня развитости речевых навыков у детей с
ОНР, выяснила, что уже в дошкольном возрасте у них можно заметить недостаточное
развитие навыков словообразования. В устной речи это проявилось в том, что дети
не умеют в полной мере использовать различные части речи, в многочисленных заменах
и смешении слов, в бедности словарного запаса, что послужило причиной того, что
дети используют в речи в основном глаголы и существительные, гораздо реже местоимения,
прилагательные, наречия [Туманова, С.34-41]. Р. Е.Левина [Левина, С.122], в своих
научных исследованиях воспользовалась анализом качества развития речевой функции
у детей с общим недоразвитием речи, в ходе экспериментов, она выяснила, отталкиваясь
от их уровня развития, что дети, которые имеют первый и второй уровни речевого развития
не применяют навыки словообразования. Анализируя материалы исследований, учёные
сделали вывод, что детское словотворчество и словообразование носит спонтанный характер
и складывается пониманием применяющихся грамматических элементов (В. Штерн, С. Эрвин-Трипп
и др.).
Важнейшим условием социальной адаптации
таких детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития,
обеспечивающий в дальнейшем усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически
правильным письмом, что невозможно без высокого уровня сформированности языковых,
в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно
связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности
анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой
структуре. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение
выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных
морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет
производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок
орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический
принцип. [Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. — М.: 1977.]
Нарушение развития процессов словообразования
проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи.
Поэтому проблема нарушений словообразовательных процессов у дошкольников с ОНР является
актуальной.
Проблема исследования: Несмотря на очевидную значимость, актуальность
и степень ее исследованности в научной литературе, необходим поиск новых форм, методов
и приемов формирования навыков словообразования, как важной части грамматического
строя речи и одного из важных блоков речевой деятельности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: грамматический строй речи – словообразование.
Предмет исследования: процесс формирования навыков словообразования у
детей 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация
коррекционно-развивающей программы по формированию навыков словообразования у детей
с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: Известно, что у детей с ОНР в недостаточной
степени сформирован грамматический строй речи, умение выделять, дифференцировать и синтезировать
морфемы, определять их общие значения, что приводит к нарушению навыков словообразования.
Предполагается, что если во время логопедической работы учесть специфику нарушения
и применить специальные методики по словообразованию частей речи разными способами,
то навык словообразования будет сформирован.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную
и зарубежную психолого-педагогическую литературу по изучению формирования навыков
словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР;
2. Исследовать особенности
навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Разработать и апробировать
логопедическую программу по формированию навыков словообразования у детей дошкольного
возраста с ОНР;
4. Оценить эффективность коррекционно-развивающей
программы по формированию навыков словообразования у детей дошкольного возраста
с ОНР.
Теоретико-методологическая база исследования:
– теория порождения речевого
высказывания (Л. С. Выготский);
– концепция «теоретического
обоснования феномена общего недоразвития речи» (Р. Е. Левина);
– концепции о возрастных этапах,
закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А. А. Леонтьев, А. Н.
Гвоздев)
– методика формирования готовности
к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи (Туманова Т. В)
– психолого-педагогическая
классификация речевых нарушений (Р. Е. Левина).
Методы исследования: методы теоретического уровня (теоретическое сравнение
и сопоставление, анализ и синтез, обобщение, классифицирование); методы эмпирического
уровня (наблюдение, эксперимент, измерение, практическое сравнение).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №125 города
Тюмени. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей 5 лет с общим
недоразвитием речи третьего уровня.
Методики исследования:
– Методика психолингвистического
исследования нарушений устной речи у детей (Лалаева Р. И).
Этапы исследования: На первом этапе осуществлялось изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
исследования; на втором этапе подбиралась диагностическая методика для изучения
состояния навыков словообразования и определение основных критериев, по которым
должна происходить оценка полученных данных, проведение констатирующего эксперимента
и анализ результатов; на третьем этапе были определены принципы для разработки коррекционно-развивающей
программы по формированию навыков словообразования, программа была разработана и
реализована, проведен контрольный эксперимент, анализ и оценка результативности
разработанной программы.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что научно-теоретические
рекомендации и использованные методы формирования навыков словообразования могут
помочь дошкольным образовательным учреждениям во время обучения детей с ОНР и подготовке
их к школе.
Апробация результатов исследования:
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа включает в себя:
титульный лист, оглавление, список терминов, введение, основную часть (состоит из
трех глав), заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ УЧЕНЫМИ.
В русском языке словообразование выступает
как основной вид речемыслительной деятельности, включающей в себя определенные базовые
операции.
По мнению Л.С Выготского данные операции
представляют собой следующие процессы: распознавание и выделение фонем на слух и
операция включения (т.е. интеграция) словообразовательной частицы в состав нового
слова [Выготский, с.51] Выготский Л. С. Развитие устной речи. Детская речь. Ч.1.1996.
51с.].
Наибольшее внимание к вопросу развития
словообразования у нормально развивающихся детей стали проявлять на рубеже ХIХ-ХХ
веков. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения
были сделаны в работах таких известных ученых, как И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов,
Н.В.Крушевский, К.И.Чуковский и др., характеризуя их как проявление высокого лингвистического
мастерства и одаренности ребенка.
Почти все исследователи, в разные времена
занимавшиеся изучением речи детей, подчеркивали у них качества, которые наиболее
ярко раскрываются ещё в дошкольном возрасте. К ним учёные причисляют, прежде всего,
особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и чрезвычайную способность
придумывать новые причудливые названия, не похожие на образцы взрослой речи. К.
И. Чуковский подчеркивал, что «критическое отношение к смыслу и форме слов наблюдается
не только у особо одарённых детей, но чуть ли не у всех без изъятия» [Туманова Т.В.
Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников
с общим недоразвитием речи). М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005г.
144стр.,стр.8].
В дореволюционный период большой популярностью
пользовались теоретические наработки в области освещения проблем словообразования,
принадлежавшие преподавателям Казанской лингвистической школы. Одним из них был
лингвист И. А. Бодуэн де Куртене, который по достоинству оценил важность дневниковых
записей детской речи для теоретических работ в лингвистике.
Самостоятельным же объектом изучения словообразование
становится лишь с середины 40-х годов двадцатого века. Затем в 60-е годы происходит
окончательное выделение словообразования в отдельную лингвистическую дисциплину.
К этому времени появляются новые исследования, в которых излагаются основы теории
словообразования (Г.О.Винокур, В.М. Жирмунский, М.М.Покровский, А.И.Смирницкий и
др.).