Часть дипломной работы на тему Формирование навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР в условиях логопедического сопровождения в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В соответствии с этим большинство ученых выделяют следующие компоненты общения: перцептивный, коммуникативный и интерактивный. Коммуникативный компонент состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивный – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями); перцептивный – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
На этапе дошкольного возраста происходит постепенный переход от одной формы общения со взрослыми и сверстниками к другой. Это обеспечивает не только процесс становления общения и формирование коммуникативных умений, но и возникновение таких важнейших способностей, как сопереживание, взаимопомощь, организация содержательного общения.
Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) представляют собой обширный контингент в силу того, что данным диагнозом могут охватываться дети раннего возраста, имеющие различные первичные нарушения развития (апраксия, синдром Дауна, аутизм, задержка когнитивного развития, ослабленное здоровье и т.д.). У большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются в себе и не хотят разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. При выявлении задержки речевого развития необходимо начинать коррекционную работу как можно раньше для того, чтобы предупредить вторичные отклонения в личности ребенка, так же, активно используя средства альтернативной коммуникации (жесты). Чем адекватнее и раньше создаются условия для развития детей, тем успешнее преодолевается темповая задержка речевого развития.
В практической части исследования мы проанализировали МАДОУ №___ по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы наглядно показали общий уровень сформированности навыков общения детей группы выборки, подтвердили наличие дефицита и ресурсов в коммуникативной сфере и указали на необходимость проведения специальной работы с целью устранения имеющихся проблем и дефицита, в частности формирования навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР, с учетом выделенных уровней сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР.
Работа по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР в условиях логопедического сопровождения в ДОО включала в себя подвижные игры, коммуникативные игры, игровые упражнения, беседы направленные, на развитие внимания и интереса к сверстникам, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, развитие умения входить в контакт и вступать в диалог, развитие навыков задавать вопросы, обмениваться репликами, развитие навыков согласовывать свои действия с действиями партнера.
Все уражнения подобранны с учетом возраста и поставленных задач. Подвижные игры были выбраны не случайно, проведение подвижных игр всегда связанно с большим эмоциональным подъемом, радостью и весельем. Активные движения, продиктованные содержанием игры, вызывают у детей массу положительных эмоций.
Образный характер игр с правилами позволяет, на время, отказаться от игрушек и направить внимание детей на сверстников. Игра в подвижные игры дети получают положительные эмоции и сами того не замечая учатся. Проведение подвижных игр дает детям большой эмоциональный подъем, доставляет много радости, в тоже время решает поставленные нами задачи.
Реализованный комплекс мероприятий представил возможность выявить и проанализировать итоговый уровень сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР. Таким образом, на завершающем этапе экспериментальной работы при диагностировании уровня сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР получены итоговые обобщенные результаты группы: низкий уровень выявлен у 20% дошкольников, средний уровень составил 40%, высокий уровень составил 40%. Именно этот факт доказывает результативность формирования навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР посредством реализации разработанного комплекса мероприятий коммуникативной направленности, что в свою очередь доказывает гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ
3.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования
Для выявления особенностей сформированной навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР было проведено экспериментальное исследование.
Задачи эксперимента:
— подобрать методики для исследования сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР;
— описать критерии оценки сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР;
— провести качественный и количественный анализ полученных результатов;
— на основе полученных данных разработать содержание логопедического сопровождения в ДОУ по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития;
— проанализировать результаты экспериментального исследования.
Содержание эксперимента опирается на принципы, разработанные Л. С. Выготского, Р. Е. Левиной, П. Я. Гальпериным и др.
Принцип динамического изучения, подразумевающий использование диагностических способов с учетом возраста обследуемого, обнаружение его допустимых способностей.
Принцип развития, который предполагает анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценку причины возникновения, предположение последствий влияния речевого дефекта, все это требует знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
Принцип качественного анализа данных включает в себя методы действий, характер ошибок, связь ребенка с экспериментатором, а еще к результатам собственной деятельности. Высококачественный анализ приобретенных итогов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных.
Деятельностный принцип, учитывает активность ребенка, в согласовании с которой проводиться коррекционная деятельность.
Принцип последовательного подхода, подразумевающий проведение исследования в соответствии с этапами. Любому этапу ставятся свои задачи, способы и приемы коррекционной работы.
Первый этап — подготовительный, включал в себя подготовку речевого и иллюстрационного материала.
Второй этап — основной, включал собственно обследование детей. Обследование детей проводилось индивидуально.
Третий этап — заключительный, включал в себя анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в период с _______ на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения _______.
В данном образовательном учреждении организацию учебно-воспитательного процесса определяет основная образовательная программа ДОУ на основе ФГОС с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой [3] и в коррекционной её части программы Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой [2] «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
В эксперименте принимали участие 10 детей 3–4 лет с диагнозом задержка речевого развития (Таблица 1).