Часть дипломной работы на тему «Формирование навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Значение связной речи у нормально развивающихся детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Общие представления об общем недоразвитии речи
1.3. Особенности связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Фрагмент текста работы:
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext’>Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыка
составления связного текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с
общим недоразвитием речиstyle=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext’>
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext’>1.1 Значение связной речи у нормально развивающихся детей
старшего дошкольного возрастаnormal’>color:windowtext’>
Многие
исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают
характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием
связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается
совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную
взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Такой
исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что «связная речь в широком понимании
представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой
характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного
языка единое целое» [13, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что любое
самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной
речи.
Среди
исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном
возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В.П.
Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.
По мнению М.В.
Шукайло в связной речи определяются все достижения дошкольников в овладении
родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой культуры
речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности
построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития
ребенка. Однако связная речи является наиболее сложной формой речевой
деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического
развернутого изложения [50]. 
Основной
функцией связной речи выступает коммуникативная. Ее осуществление протекает в
двух формах – диалог и монолог. Диалог как форма речи представляет собой
реплики, которые характеризуются цепью речевых реакций, осуществляющиеся в виде
сменяющих друг друга вопросов и ответов, или принимающие форму разговора
нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников и
ситуации, когда участники процесса понимают, о чем идет речь. 
Монологическая
речь представляет собой вид связной речи, которая исходит от одного лица, и
выполняет коммуникативную цель, заключающуюся в сообщении тех или иных фактов
из окружающей действительности. Монолог является самой сложной формой речи,
которая служит для целенаправленной передачи информации [30]. 
Следует
отметить, что развитие форм связной речи, т.е. диалогической и монологической,
занимает важную позицию в процессе речевого развития детей, а также центральное
место в общей системе работы по развитию речи в дошкольных организациях. 
Обучение
связной речи представляет собой важную цель и средством практического овладения
навыками родного языка. В связи с этим освоение различных сторон речи выступает
как необходимое условие по развитию связной речи, тогда как связная речи
оказывает влияние на обучение ребенка применять самостоятельно отдельные слова
и синтаксические конструкции. Отмечается, что при нормальном онтогенезе
развитие связной речи сопровождается развитием мышления, деятельности и общения
[25]. 
Говоря об
этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года
жизни посредством эмоционального общения детей с взрослыми происходит
закладывание основ будущей связной речи. Основываясь на понимании, в первую
очередь примитивном, начинает протекать развитие активной речи ребенка.
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif’>Далее, на втором году
жизни у ребенка проявляются первые осмысленные слова, которые впоследствии
выполняют функцию обозначения предметов. Постепенно формируется в речи детей
первые предложения. 
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif’>На третьем году жизни
происходит развитие понимания речи быстрым темпом, формируется собственная
активная речь ребенка, растет его словарный запас и усложняется структура
предложений. С этого момента времени ребенок начинает использовать
диалогическую форму речи [10].
В период
дошкольного детства протекает отделение речи от непосредственного практического
опыта. При этом главная особенность этого процесса заключается в появлении
планирующей функции речи, которая получает форму контекстной, монологической
речи. Ребенок усваивает различные типы связных высказываний, среди которых
выделяется описание и повествование, что касается рассуждения, то оно частично
в дошкольном возрасте, опирается при этом на наглядный материал, а впоследствии
без него. Далее происходит усложнение синтаксической структуры рассказов,
растет количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [16].
Независимо от
формы речи, основным коммуникативным условием является связность. Поэтому с
целью овладения коммуникативными навыками важна организация специального
развития у дошкольников составления связных высказываний.