Часть дипломной работы Педагогика/Психология Русский язык с методикой преподавания

Часть дипломной работы на тему Формирование морфемных умений у младших школьников на уроках русского языка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретические аспекты и методика изучения морфемного состава слова 4
1.1 Значение, задачи и содержание изучения морфемного состава слова 4
1.2 Лингвометодические основы методики изучения морфемного состава слова 8
1.3 Система изучения темы «Состав слова» в УМК «Перспектива» 16

  

Введение:

 

Cлово – это значимая единица языка и один из «предметов», над устройством которого люди задумывались очень давно. Слово является объектом, который имеет две стороны: формальную (включает в себя звуковую, то есть буквенную составляющую) и содержательную (включает в себя лексическое и грамматическое значения в слове).
Одним из самых сложных заданий на уроках русского языка является, разбор слова по составу, то есть анализ внутренней структуры слова. Благодаря правильному морфемному анализу снижается уровень орфографических ошибок, поскольку в основе орфографии русского языка лежит морфологический принцип. Актуальность исследования заключается в формировании морфемных умений у младших школьников на уроках русского языка и применении морфологического принципа. Проведенное исследование в начальной школе указывает на существующее противоречие между требованиями к достижению базового уровня освоения учебного материала по теме «Состав слова» и уровнем морфемных умений у младших школьников.
Объектом исследования служит начальное языковое образование.
Предметом исследования является процесс формирования морфемных умений у младших школьников.
Цель курсовой работы – заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании приемов обучения морфемному анализу.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
— рассмотрение научных основ изучения морфемы в начальной школе.
— выявление системы изучения темы «Состав слова» в учебно-методическом комплекте «Перспектива».
— установление актуального уровня морфемных умений учеников второго класса.
— апробирование методических материалов в ходе опытно-экспериментального обучения.
В ходе нашего исследования мы прибегали к использованию таких методов как: анализу и обобщению научно-методической литературы по теме исследования, педагогическому эксперименту и обработке полученных данных (качественному и количественному анализу результатов исследования).
Теоретическую базу исследования составили работы Е.А. Земской, М.В. Панова, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина и др. о видах морфем по их месту в слове и по функции, работы М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, Е.Г. Мережко, М.Ю. Барабановой и др. о методических подходах к изучению морфемной структуры слова в начальной школе, а также научные работы о принципах обучения русскому языку Л.П. Федоренко.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного автономного учреждения «СОШ №31 г. о. г. Стерлитамак Республики Башкортостан».
Практическая значимость курсовой работы заключается в получении возможности применять предложенные нами методических материалы в практике обучения младших школьников.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Значение, задачи и содержание изучения морфемного состава слова
Ученые-методисты (Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Н. Г. Львов и другие) дают следующее определение значению изучения морфемного состава слова. В первую очередь получение теоретических сведений о составе слова дает возможность ученикам обрести определенные знания о языке, что, в результате, способствует повышению уровня их языковой компетенции.
Помимо этого, ученики младших классов впервые сталкиваются с понятиями основ морфемики и словообразования, что обогащает их знания об окружающей действительности, так как установление семантико-структурной связи слов опирается на связь соотносительных понятий (к примеру, в словах море, моряк, морской мы наблюдаем семантическую и структурную связь, поскольку они являются наименованиями сопоставимых между собой понятий). В процессе осознания учениками семантико-структурных соотношений мосты слов расширяют их представление о связях между предметами, процессами, что имеют место в окружающей действительности.
Базовые знания о словообразовании являются крайне важными для понимания учениками основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Известные лингвисты (В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, Н. М. Шанский и другие) отмечают, что создание новых слов осуществляется благодаря уже существующим морфемам в языке; исторически сложившимся моделям, закрепившимся в системе русского словообразования. Наблюдение за образованием слов предоставляет возможность ученикам понять закономерности развития языка, положительно влияет на формирование у школьников внимания и интереса к слову.
Во время работы над изучением морфемного состава слова школьники младших классов усваивают один из ведущих способов раскрытия лексического значения слова. Осмысливание учениками младших классов роли морфем в слове помогает более точно употреблять слова в речи, то есть в ходе изучения основ словообразования просматривается формирование точности речи школьников. К тому же основываясь на теоретических знаниях о составе слова и приобретенных умений в анализе слов ученики познают закономерности правописания, что в дальнейшем хорошо им послужит при формировании орфографических навыков. И в последних, благодаря изучению морфемного состава слова перед учениками открывается возможность овладеть логическими операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением), которые, в свою очередь, способствуют развитию сознательного владения словом как единицей языка [1].
Охарактеризуем задачи изучения теми «Состав слова».
1. Сформирование представления у учеников начальных классов о составе слова, главных признаков каждой морфемы (будь-то корень, окончание, приставка или суффикс).
2. Сформирование комплекса умений, неразрывно связанных с анализом слова по составу, а именно: выделение окончания (при членении данной морфемы ученикам должно быть по силе изменять слово); поиск и выделение корня (исходя из лингвистической корневой морфемы, школьники должны быть способными подобрать ряд однокоренных слов, разнообразных по составу); выделение приставки (при членении приставки ученики обязаны уметь подбирать однокоренные слова с разными приставками или неоднокоренные слова с данной приставкой); выделение суффикса (при членении суффикса необходимо брать во внимание два признака данной морфемы: суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов).
3. Помощь ученикам в осознании сущности морфологического принципа русской орфографии (без введения термина).
4. Обучение сознательному пользованию правилами правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомление с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; умение проводить различия между приставкой и предлогом; развитие орфографической бдительности.
5. Обогащение и активизация словаря учеников начальных классов во время проведения лексических и словообразовательных упражнений.
6. Создание оптимальных условий для развития логического мышления младших школьников.
Т. Г. Рамзаева описывала в своих работах систему изучения морфемного состава слова как целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в научно обоснованной последовательности, взаимосвязи, формировании практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).
Употребительно к морфемному составу слова система определяет:
а) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала;
б) последовательность работы над морфемами; определенное взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образованием слова, а также морфемного состава слова и его лексического значения;
в) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением знаний из области словообразования.
Система изучения состава слова состоит из четырех этапов. На первом этапе, который еще называют пропедевтическим проводятся подготовительные словообразовательные наблюдения, предшествующие изучению темы «Однокоренные слова». Основной задачей первого этапа является подготовка учеников к пониманию семантической и структурной соотносительности, которая существует в языке между однокоренными словами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы