Дефектология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
формирования мелкой моторики у детей 4-5 лет с
задержкой психического развития посредством пальчиковых игр………………………….. 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР………………………… 6

1.2.Общая характеристика мелкой
моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития. 14

1.3.Пальчиковые игры как средство формирования
мелкой моторики………20

Глава 2. Опытно-экспериментальное
исследование формирования мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой
психического развития посредством пальчиковых игр.

2.1. Диагностика мелкой моторики у
детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

2.2. Рекомендации по применению
пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой
психического развития.

2.3.Организация
опытно — экспериментального 
исследования………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………………… 27

Приложение………………………………………………………………………..

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Задержка психического развития (ЗПР) означает
отставание темпа психического развития, это состояние незрелости
эмоционально-волевой сферы и небольшая интеллектуальная недостаточность. Интеллектуальная
недостаточность при ЗПР связана не с низкими способностями, а с недостатком
работоспособности и с высокой утомляемостью. Родители детей с ЗПР чаще всего
обращаются к специалисту тогда, когда ребенок начинает обучаться в школе, и
становится очевидной его неспособность учиться наравне со всеми. Но диагностика
ЗПР возможна раньше, так как эти дети отличаются от нормы в сторону
замедленности развития всех сфер психики. Они хуже говорят, у них хуже память и
внимание, эмоции детей с ЗПР неустойчивые, дети не умеют контролировать свои
поступки, избегают умственного напряжения.

Дети с ЗПР отличаются также
недостаточно развитой мелкой моторикой. Мелкая моторика – это те тонкие
движения пальцами, которые необходимы для выполнения точных движений с мелкими
предметами. Моторные функции у человека тесно связаны с развитием мозга, так что
недостаточность мелкой моторики – это предпосылка нарушения интеллектуальных
функций. Поэтому актуальность темы исследования связана с важностью
коррекционной работы по формированию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР, от
такой работы зависит развитие детей и их способность потом учиться в школе.

Недостатки развития мелкой моторики
контингента с задержкой психического развития выделяются как отечественными,
так и зарубежными учеными. Однако, специальных исследований посвященных
изучению мелкой моторики и психомоторики особенных дошкольников явно
недостаточно.

В научных работах отечественных
авторов (В.В. Лебединский, К.С Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, У.В.
Ульенкова) отмечается, что у данного контингента детей проявляются особенности
формирования двигательной сферы: у них нет тяжелых двигательных расстройств, но
обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции
произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и
недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают недостаток развития
мелкой моторики рук, несовершенство межанализаторного синтеза, что затрудняет
становление графомоторных и других навыков и является преградой к успешному
обучению.

Для коррекции дошкольникам с ЗПР
нужен тренинг незрелых функций, в том числе мелкой моторики. Нужна работа по развитию
мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки
ребенка к обучению письму, как: кинестетический праксис, кинетический праксис, тактильные
ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений,
сформированность щепоти руки.

Пальчиковые игры подходят для детей,
так как они понятны детям (создают мотив деятельности), проводятся в игровой
форме, учат вслушиваться в речь взрослого, позволяют развивать мелкую моторику.
Так, развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения
предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

Объект
исследования: процесс формирования мелкой моторики у детей 4-5 лет с
задержкой психического развития посредством пальчиковых игр.

Предмет исследования: пальчиковые игры.

Цель исследования: на основе анализа теоретических и
эмпирических данных разработать рекомендации
по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с
задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1) дать психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;

2) раскрыть особенности мелкой моторики у детей 4-5 лет с ЗПР;

3) охарактеризовать пальчиковые игры как средство формирования мелкой
моторики;

4) на основе эмпирических данных охарактеризовать мелкую моторику у
детей 4-5 лет с ЗПР;

5) разработать рекомендации по применению пальчиковых игр для развития
мелкой моторики у детей 4-5 лет с ЗПР.

Теоретические основы исследования. Проблема дошкольников с ЗПР привлекала
внимание многих исследователей. Среди них необходимо назвать таких ученых, как Т.А. Власова,
К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.П.
Шевченко и др.

Среди современных исследователей проблемы ЗПР необходимо назвать Г.И.
Ефремову, Е.Л. Инденбаум, М.В. Кисову, И.А. Коробейникова, О.О. Рогалеву, Е.С.
Слепович и др.

Мелкую моторику при ЗПР исследовали О.В. Ведерникова, Е.М. Мастюкова и
др.

Также в работе мы опирались на работы таких ученых, как Е.Г. Азина,
А.Ф. Акулиничева, Е.В. Архипова, Т.Г. Горячева, С.Н. Сорокоумова и др.

Практическая значимость работы в том, что в ней разработаны рекомендации по применению пальчиковых игр для
развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с ЗПР.

Методы исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, эмпирическое
исследование.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР

В отечественной литературе
психофизический инфантилизм был описан в работах М.О. Гуревича, В.А.
Гиляровского, Г.Е. Сухаревой, Е.Н. Крыловой, В.П. Кудрявцевой, А.Ф.
Мельниковой, М.С. Певзнер и др. Для этого типа аномалий характерна задержка
развития наиболее поздно созревающих отделов центральной нервной системы [4, с. 101].

Первоначально
проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях
обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е.
Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего,
замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми
нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным
показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и
обратному развитию [7].

Именно
тенденция к обратному развитию отличает ЗПР от умственной отсталости и других
патологий. Задержка психического развития – это временное, обратимое к норме
замедление темпа созревания отдельных психических функций (эмоционально-
волевой и/или познавательной сфер) в результате действия неблагоприятных биологических
и социальных факторов [43, с. 11]. Н.В. Филиппова
дает такое определение: «задержка психического развития представляет собой
отставание развития психических процессов у детей, которые потенциально могут
быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания»
[55, с. 256].

Обратимость
дефекта является существенным признаком ЗПР. При других нарушениях можно
говорить только о частичной коррекции, однако при ЗПР важно как можно раньше
начать заниматься с ребенком, тогда можно добиться практически полной
компенсации дефекта. Особенно это характерно для случаев, когда задержка психического развития не
связана с какими-либо другими соматическими или психическими заболеваниями у
дошкольника. Л.С. Выготский пишет о первичных и вторичных нарушениях в
структуре развития [9]. При некоторых проблемах задержки в психическом развитии
может и не возникать, или она носит вторичный характер, тогда необходимо
лечить, прежде всего, первичное заболевание, но и в этих случаях с дошкольников
необходимо работать [51].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы