Часть дипломной работы на тему Формирование лексических навыков при обучении говорению с помощью электронных образовательных ресурсов на уроках итальянского языка (основное общее образование)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Говорение как вид речевой деятельности
1.2. Роль и место лексических умений и навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
1.3. Электронные образовательные ресурсы как средство обучения иноязычной лексике
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Особенности использования электронных образовательных ресурсов при обучении говорению на итальянском языке
2.2 Серия упражнений, направленная на формирование и закрепление лексических навыков у учащихся средней школы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность. Современную школу невозможно представить без иностранного языка. Согласно ФГОС ООО, главной целью изучения иностранного языка в основной общей школе, в том числе второго иностранного языка, является развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка» в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соотвествии с темами и ситуациями общения, отобранными соответственно возрасту учащихся; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, УУД; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Важно, что учащийся должен не просто иметь все вышеперечисленные знания, а уметь осуществлять речевую деятельность, то есть коммуницировать на изучаемом языке.
Таким образом, можно говорить о том, что знание лексики – одна из основных целей изучения иностранного языка, так как человек с недостаточным словарным запасом не сможет осуществлять коммуникацию на иностранном языке в полной мере. На всех этапах очень эффективно использовать электронные образовательные ресурсы, которые помогут сделать обучение более творческим, интерактивным и интересным для учащихся.
Глобализация, тенденция к которой постоянно присутствует в современном мире, влияет на все процессы общественной жизни, включая экономику, образование и культуру. Наблюдаются черты развития четвертой технической революции, связанные с формированием общества знаний, инфо-коммуникационными технологиями и громадными массивами передаваемой информации и человеческих контактов. Владение иностранным языком в современном мире – это одна из базовых характеристик современного, успешного человека.
Италия и итальянский язык уже свыше пятисот лет составляют неотъемлемую часть культурного ареала России. Сегодня Италия – во многом приоритетный партнер России, по объему товарооборота с нашей страной она занимает второе место в Европе и пятое в мире. Ширятся наши культурные связи. Большой отклик получил «перекрестный» 2011 год итальянского языка и культуры в России, год русского языка и культуры в Италии.
Интенсивный культурный обмен, туризм и широко присутствующий в России итальянский бизнес обусловливают небывалую востребованность итальянского языка. Тысячи россиян посещают курсы при Итальянском институте культуры в Москве и его филиале в Санкт-Петербурге, курсы при отделениях «Данте Алигьери». В настоящее время в Москве 17 школ предоставляют возможность изучения итальянского языка как иностранного.
Во многих российских университетах работают преподаватели итальянского языка. Одновременно растет число российских студентов, направляющихся для изучения языка в Италию. Шесть десятков школ внедряют итало-российскую «Программу распространения итальянского языка в России». Из них около тридцати расположены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке и ряде других городов. Появились российские школы-побратимы, осуществляющие в ходе электронного общения совместные учебные программы со школами в Италии.
На сегодняшний день популярность итальянского языка среди молодежи, в том числе среди учащихся постепенно возрастает. Существует Программа распространения итальянского языка в России «PRIA» («ПРИЯ»), которая была создана в 2005 году совместно с итальянским посольством в Москве [12]. Данная программа обеспечивает для русских учащихся финансирование со стороны Министерства иностранных дел Италии для того, чтобы частично компенсировать затраты, связанные с деятельностью по распространению итальянского языка (включительно с факультативными занятиями).
Преподаватели итальянского языка получают возможность повысить свою профессиональную квалификацию в итальянских учебных заведениях. Учащимся, изучающим итальянский язык, участие в мероприятиях программы предоставляет возможность интегрироваться в образовательную сеть, а учебным учреждениям, предоставляющим услуги по изучению итальянского языка, обеспечивает налаживание сотрудничества с иными учреждениями, осуществляющими подобную деятельность.
Программа регулярно организовывает мероприятия и конкурсы для российских школьников. На данный момент в программе учувствуют более 200 итальянских и русских учебных учреждений. Более того, победа Италии на таких международных конкурсах, как Евровидение и Чемпионат мира по футболу, вызвали ещё больший интерес к Италии и итальянскому языку у детей и взрослых.
Неотъемлемым признаком преподавания иностранных языков в школе является активное применение новейших теоретико-практических технологий. Ведь использование этих технологий позволяет значительно повысить качество образовательного процесса, реализовать личностно ориентированный подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем их знаний и индивидуальных потребностей. Поэтому проблема обеспечения оптимального использования этих технологий как средства совершенствования процесса изучения учащимися иностранного языка приобретает сегодня особую актуальность.
Различные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе освещались в научных трудах многих ученых. Так, к числу классиков методики преподавания иностранного языка можно отнести Н. Д. Гальскову, Е. И. Пассова, Е. Н. Соловову. В работах данных исследователей дано определение лексике, выделены и описаны этапы формирования лексических навыков.
Среди современных исследований можно выделить работы В. Л. Бартощак, И. И. Вартановой, А. В. Котовой. Так, В.Л. Бартощак изучала возможности применения инновационных технологий обучения иностранному языку в системе дистанционного образования. В работах И.И. Вартановой определялись дидактические способы повышения учебно-познавательной мотивации учащихся с помощью внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. А.В. Котова исследовала информационные технологии как средство организации самостоятельной работы учащихся. В то же время дальнейшего изучения требует вопрос применения этих технологий, а также геймификации на уроках иностранного языка.
В настоящее время недостаточным является как количество, так и качество русскоязычных учебных материалов по лексике итальянского языка. Зачастую существующие задания приходится дорабатывать, дабы привести их в соответствие возрасту обучающихся. Поэтому возникает необходимость в использовании дополнительных средств и материалов.
Важным вспомогательным фактором предстает в указанном контексте использование электронных ресурсов, способствующих облегчению построения процесса обучения иностранному языку в школе. Так, можно назвать такие доступные для использования обучающие сайты, приложения и технологии, как Quizlet, Canva, Miro, Learning Apps. Применение названных ресурсов в школьном обучении иностранному языку является доступным, поскольку в современном учебном процессе используются смарт-доски, а в классах присутствует необходимое оборудование.
Исходя из актуальности исследования, можно определить следующие основные противоречия между:
— мотивацией изучения итальянского языка как иностранного и возможностями для этого, предоставляемыми учебными заведениями;
— возможностью изучать итальянский язык как иностранный в отечественных и зарубежных учебных заведениях;
— готовностью преподавателей итальянского языка к использованию электронных образовательных ресурсов и наличием доступа у них к данным ресурсам.
Таким образом, целью данного исследования является создание серии упражнений на основе использования электронных образовательных ресурсов для формирования лексических навыков обучающихся на уроках итальянского языка. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать современные теоретические основы обучения школьников говорению на иностранном языке;
2) Определить роль и место лексических умений и навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции;
3) Уточнить особенности и возможности электронных образовательных ресурсов как средства обучения иностранному языку;
4) Выявить специфику использования электронных образовательных ресурсов при обучении говорению на итальянском языке;
5) Разработать серию упражнений с опорой на вышеизложенные положения.
Объект исследования: процесс формирования лексических навыков при обучении говорению на итальянском языке.
Предмет исследования: формирование лексических навыков при обучении говорению с опорой на электронные образовательные ресурсы. Гипотеза исследования: электронные образовательные ресурсы могут способствовать формированию у обучающихся лексических навыков при обучении говорению на иностранном языке, при условии:
учёта психологических и возрастных особенностей школьников;
тщательного отбора электронных образовательных ресурсов и предлагаемого учащимся материала.
При написании работы использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ методических материалов и взглядов исследователей на проблему, указанную в названии работы;
анализ учебников итальянского языка разных авторов для определения способов формирования лексических навыков учащихся в каждом из них;
анализ и сравнение электронных образовательных ресурсов;
описание и классификация существующих электронных образовательных ресурсов;
включенное наблюдение за деятельностью учащихся средней школы;
синтез и анализ теоретического и эмпирического материала, полученного в ходе исследования.