Часть дипломной работы на тему Формирование культуры речевого поведения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие и формирование творческой, всесторонне развитой личности, способной решать сложные социальные и производственные задачи. В реализации этой проблемы важен уровень культуры речевого поведения, однако она не является врожденным свойством человека, ее нужно формировать и развивать. Основной функцией начальной школы является формирование не только интеллектуальных, но и коммуникативных свойств учащихся, способности к активно-деятельной взаимодействия с окружающим миром с учетом требований благородства, морали, вежливости. Поэтому целенаправленную педагогическую работу по формированию культуры речевого поведения нужно начинать именно на этом возрастном этапе развития личности.
Борьба за высокую культуру речи должна включать в себя работу по воспитанию навыков правильного пользования богатейшим фондом единиц речевого поведения у всех членов общества. Однако определяющим для максимального культурного и речевого развития человека является начальный период обучения [20].
Младший школьный возраст является начальным этапом собственно социализации ребенка. Именно с вступлением его в школу становится возможным целенаправленное педагогическое воздействие на личность. К тому же черты духовного мира ребенка наиболее интенсивно формируются в младшем школьном возрасте, что подтверждено многими учеными-психологами (Л. Выготский, А. Запорожец, Н. Лейтес, Н. Босов, Г. Гуменный и др.). Именно в этот период жизни формируется фундамент характера ребенка, его мировоззрения, нравственных убеждений, правил поведения в обществе (Н. Ветлугина, Г. Вильчинская, М. Ив). Необходимость раннего формирования положительного опыта речевого общения обусловлена также тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновения у детей негативных форм речевого поведения [22].
Введение:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие и формирование творческой, всесторонне развитой личности, способной решать сложные социальные и производственные задачи. В реализации этой проблемы важен уровень культуры речевого поведения, однако она не является врожденным свойством человека, ее нужно формировать и развивать. Основной функцией начальной школы является формирование не только интеллектуальных, но и коммуникативных свойств учащихся, способности к активно-деятельной взаимодействия с окружающим миром с учетом требований благородства, морали, вежливости. Поэтому целенаправленную педагогическую работу по формированию культуры речевого поведения нужно начинать именно на этом возрастном этапе развития личности.
Борьба за высокую культуру речи должна включать в себя работу по воспитанию навыков правильного пользования богатейшим фондом единиц речевого поведения у всех членов общества. Однако определяющим для максимального культурного и речевого развития человека является начальный период обучения [20].
Младший школьный возраст является начальным этапом собственно социализации ребенка. Именно с вступлением его в школу становится возможным целенаправленное педагогическое воздействие на личность. К тому же черты духовного мира ребенка наиболее интенсивно формируются в младшем школьном возрасте, что подтверждено многими учеными-психологами (Л. Выготский, А. Запорожец, Н. Лейтес, Н. Босов, Г. Гуменный и др.). Именно в этот период жизни формируется фундамент характера ребенка, его мировоззрения, нравственных убеждений, правил поведения в обществе (Н. Ветлугина, Г. Вильчинская, М. Ив). Необходимость раннего формирования положительного опыта речевого общения обусловлена также тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновения у детей негативных форм речевого поведения [22].
Культура речевого поведения человека представляет собой многоплановое явление. Она включает несколько компонентов, среди которых основное значение имеют: а) культура речевого этикета — «микросистема национально специфических вербальных единиц, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности…» (Формановская, Акишина,); б) культура мышления — процесса формирования и решения мыслительных, коммуникативных задач; в) культура языка как упорядоченности в индивидуальном опыте системы фонетических, лексических и грамматических средств выражения мысли; г) культура речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения и д) культура соматической (телесной) коммуникации (И. Н. Горелов, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров) как совокупности всех невербальных средств (жест, мимика, пантомима) (Амбарцумова). Порядок перечисления этих компонентов не свидетельствует о степени их важности, отражая только внешние («а» и «д») и внутренние («б», «в», «г») по отношению к речевой деятельности аспекты [6].
Проблема культуры речевого поведения всегда была в центре повышенного внимания отечественных лингвистов и методистов (Н.Д. Бабич, И.К. Билодид, А.Н. Беляев, С.Я. Ермоленко, М.А. Жовтобрюх, А.П. Канищенко, А.П. Коваль, Л.И. Мацко, М.И. Пентилюк, М.М. Пилинский, В.М. Русановский и др.).
Следовательно, особую значимость приобретает работа, направленная на формирование культуры речевого поведения, начиная с начального звена общеобразовательной школы, поскольку приобретенные в младшем школьном возрасте лингвистические знания и речевые умения становятся основой коммуникативной совершенства и нормативности речи. Острая необходимость разработок этой лингводидактической проблемы в связи с потребностями сегодняшнего обусловили выбор темы нашего исследования » Формирование культуры речевого поведения младших школьников».
Объект исследования — процесс формирования культуры речи младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия формирования культуры речевого поведения младших школьников на уроках родного языка.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования культуры речевого поведения младших школьников на уроках родного языка.
Гипотеза исследования — если во время овладения общеречевыми умениями и навыками внедрять научно обоснованную и методически целесообразную педагогическую технологию формирования культуры речи, которая включает поэтапность усвоения основных коммуникативных признаков речевой культуры, рациональное использование адекватных методов, приемов и средств речевого развития, соответствующую организацию учебно-речевой деятельности путем языкового обеспечения и построения системы упражнений, то это повысит эффективность овладения младшими школьниками культурой речевого поведения.
Согласно цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить состояние исследуемой проблемы.
2. Обосновать психолого-педагогические предпосылки процесса формирования речевой культуры учащихся начальных классов.
3. Определить уровень речевой культуры учащихся младших классов.
4. Сделать выводы и предложить учителям-практикам рекомендации по формированию основных коммуникативных признаков речевой культуры.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирования и моделирования учебно-речевой деятельности; синтез эмпирического материала;
б) эмпирические — целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ уроков русского языка и чтения; изучение продуктов речевой деятельности учащихся; анкетирование, беседы; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); методы математической обработки экспериментальных данных.
Использованные методы обеспечили комплексное познания предмета исследования, позволили количественно и качественно проанализировать экспериментальные данные.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 60 страниц.
Фрагмент текста работы:
1.1. Психолого-педагогическая трактовка сущности понятия «культура речевого поведения»
Интерпретация речевого поведения в большинстве исследований основана на разграничении понятий «язык» и «речь», где язык — это отдельный разговор конкретного этноса, языковой код, а речь — процесс устного общения. Зыбкое разграничение понятий язык и речь, что присуще лингвистической практике, приводит к использованию терминологических дублетов языковая / речевая поведение. Это обусловлено традиционным суженным подходом к понятию «язык» как к определенной абстракции, что существует вне социума. Некоторое недопонимание относительно унификации термина языковое поведение в социолингвистике внесли авторы учебника «Социолингвистика» [13, 15].
«В термине речевое поведение акцентирована односторонность процесса: им обозначают те свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации — либо говорящего (адресанта) или слушающего (адресата). Термин речевое поведение удобно при описании монологических форм речи, например, коммуникативных ситуаций лекции, выступления н собрании, митинге и тому подобное. Однако он не является достаточным при анализе диалога: в этом случае важно выявить механизм взаимных речевых действий, а не только языковое поведение каждой из сторон, которые общаются. Следовательно, понятие «языковое общение» (речевое общение) включает в себя понятие «речевое поведение» [6].
Такое толкование скорее касается психологических или культурологических параметров речевого поведения и не претендует на определение речевого поведения в связи с выбором языкового кода. Это «речевое поведение адресанта, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, то есть на поддержку речевого контакта как такого» [10].
«Языковое поведение» в социолингвистическом ракурсе — несмотря на корреляционная связь с культурологическими и психологическими явлениями — понятие отличительное. Анализ речевых ситуаций предполагает понимание понятия языка как такового, включающее в себя речи как практическую составляющую. В лингвистических исследованиях последнего десятилетия понятие «речевое поведение» связано чаще всего непосредственно с практикой выбора языкового кода и находится во взаимодействии с понятиями «языковая устойчивость», «Языковое сознание», «языковая лояльность», «переключение кодов», «смешивания кодов», «Интерференция», «полилингвизм», «языковая ситуация», «языковая компетенция», «Межъязыковые контакты» и другие.
В работе Н. Быковой «Типы речевого поведения» [6] описано стереотипы речевого поведения представителей разных этнических сообществ. На основе фактического материала, собранного методом анкетирования и включенного наблюдения, исследователь обнаруживает влияние демографических и социокультурных факторов на вариативность речевого поведения, исследует механизмы формирования и функционирования кодовых переключений в зависимости от социального статуса, ситуации общения, темы коммуникативного акта и тому подобное. Н. Быкова указывает на принцип разграничения понятий «язык» и «речь», «языковое и речевое поведения», которое соответственно определяет динамику развития стереотипов языкового и речевого поведения в различных социальных и возрастных группах. Наиболее характерными типами речевого поведения жителей конкретного населенного пункта стали, по мнению автора, кодовые переключения языкового и речевого характера. «Переключение первого вида связано с сознательным выбором языка коммуникации … тип такого речевого поведения характеризуется как изменение кода» [6]. Второй вид — переключение кодов в конкретном речевом акте, «когда коммуникант принимает две или более структурных единиц другого языка, соблюдая именно ее грамматические формы». Автор отмечает, что речевое поведение индивида обусловлена социокультурными нормами.
Основными социальными факторами, которые непосредственно влияют на выбор языка общения, является коммуникативная сфера, языковая (коммуникативная) компетенция говорящего, а также традиции, обычаи, принятые в сообществе. В речи отражаются ситуативно-стратификационные факторы, такие, как социальный контекст, в котором происходит общения, статус индивида, отношения между коммуникантами и т.д. [7].
В исследовании Ф. С. Бацевич [5] изучения речевого поведения направлено на «Установление эндогенных и экзогенных факторов, обуславливающих формирование того или другого типа речевого поведения молодежи» [4].
Мацюк Г. П. [13] рассматривает «изучение языковой компетенции личности, которая возникает одновременно и как определенная сила, способная своим поведением формировать тот или иной тип языковой ситуации, и как объект воздействия со стороны государства, с помощью системы мероприятий диктует определенные стереотипы речевого поведения, культивирует желаемый тип ценностных ориентаций» [5]. Автор рассматривает языковую компетенцию «через количественные и качественные параметры, фиксированные в речевом поведении личности» и указывает, что «в речевом поведении личность проявляет себя в трех измерениях: как носитель определенного языка (языков), как индивид со всеми особенностями индивидуальной речевой деятельности и как член социума, исполнитель требований нормативной социокультурной деятельности общества» [5].
В работе Г. Яворской [22] речевое поведение является одним из проявлений языкового сознания, реализацией языковых рефлексий. Рефлексии над языком (языковые рефлексии), — считает исследовательница, — могут быть реализованы «в двух основных планах: первый (поверхностный) ее уровень состоит из взглядов на язык, характерных для данной языковой общности или отдельных общественных слоев; второй (глубинный) уровень реализуется в речевом поведении, а именно — в активном выборе языковых вариантов, которые считают правильными или более приемлемыми, за счет других вариантов, которые воспринимаются, соответственно, как непригодные» [22].
Определяющими факторами, которые обуславливают природу языкового поведения социологи определяют стратификационные факторы и мотивы. С точки зрения социологии феномен речевого поведения базируется на взаимопонимании, сотрудничестве людей и культур. Однако если в социологическом исследовании речевого поведения основное внимание будет основываться на выяснении влияния социальных факторов на языковое поведение как вида социального поведения, то изучение речевого поведения в социолингвистическом ракурсе предполагает определение связи между языковым поведением и социальными детерминантами, обусловливающие выбор языков. В социологии чаще всего рассматривают языковое поведение в контексте, где ключевой доминантой является не язык, а поведение как вид социальной деятельности, в частности Л. Антошкина как представитель бихевиоризма в социологии «в основу общения ставит не язык как систему, а сами только речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека» [3]. Дж. Мид рассматривает язык как «Часть корпоративного процесса, обеспечивает взаимное приспособление индивидов». В феноменологическом направлении социологических исследований речевого поведения язык трактуют как «средство между поколениевого взаимодействия в историческом развитии нации», что особенно существенно при исследовании речевого поведения в полиэтническом обществе.
В общем, речевое поведение с точки зрения социологии — это вид социального поведения, который является способом социального взаимодействия, опосредованный коммуникативными, когнитивными, интеракционными и экспрессивными модусами, вызванными языком [16]. В социолингвистике речевое поведение раскрывает отношение к языку как основному инструменту для реализации коммуникативных, психологических, культурных потребностей в соответствии с социальной ситуацией и внутренних установок по выбору языкового кода, указывает на связь между языковую идентичностью и прагматичным выбором языка.
Речевое поведение отражает уровень языкового сознания субъекта. Находясь в общем поле речевой деятельности эти социолингвистические категории пересекаются лишь частично: когда языковой выбор соответствует принципам и основам, на которых построено языковое сознание говорящего. Индивидуальное языковое сознание, также как индивидуальное речевое поведение, является относительным, ведь «человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми, под их влиянием» [21], поэтому языковое сознание каждого формируется в связи с языковой окружающей средой, языковой ситуацией, языковыми ценностями в обществе, и речевое поведение индивидуума является индикатором сбалансированности его состояния языкового сознания с языковой действительностью. Языковое сознание формируется в общественном институты: семьи, учебно-воспитательном учреждении, спонтанной языковой среде (сфера обслуживания, транспорт и т.д.), под влиянием средств массовой коммуникации, речевого ландшафта и тому подобное. Одни из этих факторов влияет опосредованно как проявление планового языкового воспитания, другие — спонтанно: слышу / вижу — (анализирую) — следую.
Таким образом, речевое поведение человека детерминировано над индивидуальными факторами, «она зависимых от господствующей матрицы социогруповой динамики», что является продуктом «коллективного программирования сознания» [10]. Не одномерным является также психический склад человека. Важной частью его является воображение, оно «Развито настолько, что фактически живем вместе в двух измерениях, в двух реальностях — настоящий и кажущейся. Воображаемый мир в значительной степени определяет наше поведение». И языковую тоже. Поэтому речевое поведение в социолингвистическом измерении — это не только языковая практика, часто обусловлена социальным или языковой средой и соответственно являются ролевым выбором языка, но и языковая идентификация, проявляется через отношение к языку, самыми распространенными проявлениями которого является этноязыковая самоидентификация и языковая ориентация, обычно являются определяющими при выборе языка как родного. Именно в этом проявлении речевого поведения «языковое сознание выступает как совокупность культурно и социально обусловленных установок по языку, которые отражают коллективные ценностные ориентации» [11] и является двигателем к изменению в языковой практике человека.
Содержание понятия «речевое поведение» раскрывается через призму объективных и субъективных критериев, влияющих на выбор языкового кода. Изучение речевого поведения имеет теоретические и прикладные аспекты, ведь современные исследования речевого поведения ориентированы на широкий спектр целей и тематик.
Речевое поведение можно условно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Индивидуальная языковая поведение связано с понятием языковой личности, коллективная — с социальной группой, этноязыковой и этническим сообществом, обществом, нацией. Однако каждая индивидуальная речевое поведение реализуется в определенном социуме (Макро-коллектив: общество, нация, этнос, этноязыковая сообщество и т.д., микро-коллектив: учебное заведение, работа, улица, семья). В значительной степени коллективно-языковое поведение — это совокупность и взаимодействие речевого поведения индивидов. Совокупность речевого поведения индивидов является основой языковой среды, однако и именно языковую среду коррелирует индивидуальную языковое поведение.
В речевом поведении индивида объединены эмотивная и рациональные аспекты. Эмотивные доминируют в выборе языка как родного, самоидентификации с языковой общностью, отношении к языку. Рациональные аспекты во языковой практике, связанной с использованием языка в различных социальных и коммуникативных обстоятельствах, ориентации на языковую среду и языковую и политическую ситуацию в государстве. Языковая практика часто является ролевым социально-обусловленным выбором языка, и этот выбор связан с языковой компетенцией, языковыми приоритетами в обществе, статусным положением и коммуникативной мощностью языков.
Категория «речевое поведение» имеет такое свойство как изменчивость. Сущность ее заключается и в изменении языковой самоидентификации, и в выборе основного языкового кода в языковой практике. К индивидам, для которых характерно это свойство речевого поведения, чаще всего попадают ситуативные личности говорящие на двух языках.
Понятие «речевое поведение» направляется к толкованию, что находит свое разветвление в категориях «языковое сознание», «языковая устойчивость», «переключение кодов», «смешивания кодов», «изменение языковых кодов», «языковая лояльность», «языковая ориентация», «языковые приоритеты» и другие.
Речевое поведение — это выбор языкового кода, проявляется через речевую деятельность или социально мотивированные изменения в языковом сознании отдельного носителя или языковой группы и обусловленный системой взаимосвязанных социальных, правовых, психологических и социокультурных факторов, которые являются определяющими в отношениях речь и человек, язык и сообщество, язык и общество