Дефектологическое образование Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игр-драматизаций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности формирования культуры поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3 Использование игр-драматизаций как средство формирования культуры общения детей с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 34
Список литературы 38

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области специальной психологии и педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей развития личности детей с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации.
Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение коммуникативными навыками (ориентацией человека в коммуникационных процессах, отражающей степень адекватности понимания им основных смыслов).
В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывает интерес развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР [4 с. 769].
На сегодняшний день проблемы коррекции различных нарушений у детей актуальны. Это не удивительно, ведь экологическая катастрофа, образ жизни, питание, социально- экономические катаклизмы, происходящие в последние годы, привели к резкому увеличению нарушений различного рода у детей.
В настоящее время нарушения поведения занимают важное место среди проблем и трудностей, возникающих у детей. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование личности ребёнка, становление различных форм его поведения.
По мнению Лубовского В.И., поведение детей с ЗПР соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4– 5 лет, т.е. разница в 2–3 года [19 с. 31]. Изучением детей дошкольного возраста занимались: Божович Л.И., Запорожец А. В., Мухина В.С., Урунтаева Г.А., Эльконин Д.Б.; нарушения поведения в детском возрасте исследовали Дубровина И.В., Монина Г.Б., Люблинская А.А., Фурманов И.А.; особенности развития детей с ЗПР раскрыты в исследованиях Боряковой Н.Ю., Блиновой Л.Н., Лебединской К.С., Лубовского В.И., и других исследователях. Особенную актуальность и практическую значимость изучение формирования культуры поведения детей с задержкой психического развития приобретает в дошкольном возрасте, как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий дошкольного обучения.
Целью данной работы является изучение особенностей культуры поведения детей с задержкой психического развития.
Задачами данной работы являются:
 определение особенностей эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития;
 характеристика формирования культуры общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
 использование игр-драматизаций с целью формирования культуры общения детей с задержкой психического развития.
В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя: метод формирующего эксперимента, тестирование, наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Методологическую базу исследования составили следующие научные подходы:
‒ личностно ориентированный подход к развитию личности ребенка с задержкой психического развития, направленный на поддержку у дошкольников процессов самопознания, самореализации и самостроительства (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Г. И. Ефремова, И. А. Коробейников и др.) [5 с. 8];
‒ гуманистический подход к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития требует пристального изучения психолого-педагогических особенностей детей данной категории, учет их индивидуальных, возрастных и гендерных различий в процессе организации коррекционно-развивающего процесса (Т. А. Власова [6 с. 10], М. С. Певзнер, К. С. Лебединский [12 с. 63], Н. Н. Матвеева и др.). Также методологическую основу исследования составили: теория психического развития личности ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна); компенсаторная теория аномального развития ребенка (Л. С. Выготского); теория единства биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы являлось изучение особенностей культуры поведения детей с задержкой психического развития. В результате исследования культуры поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития выявлена проблема коммуникативной деятельности, которая заключается в неадекватном развитии речевых и неречевых средств общения; изучены педагогические технологии театрализованной деятельности в теории, результаты которых позволили установить тесную взаимосвязь особенностей театрализованной и коммуникативной деятельностей.
Стоит отметить, что у детей с задержкой психического развития без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается со значительным отставанием, поэтому поиск эффективных условий развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением специального образования.
Развитие эмоционально – волевой сферы у детей с задержкой психического развития является актуальным, так как эмоциональное состояние играет существенную роль в развитии психики ребенка. Специалисты отмечают недостаточность развития эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
У детей с ЗПР все психические функции развиваются медленней. Общение — одна из важнейших психических функций, его определяют, как особый вид деятельности, при которой удовлетворяется потребности в коммуникациях. Оно служит источником развития человека, его духовной жизни и социальных возможностей.
В общении человек способен понять себя и дифференцировать эмоции – радость, восхищение, грусть, недовольство. Часто дети не имеют примера построения речевых конструкция, что вызывает сложности при формировании спонтанной и диалоговой речи – это, в итоге, приводит к недоразвитию связанной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. В случае нарушения фонематического слуха возникают проблема во времени обучения в общеобразовательных учреждениях. Взаимосвязанными являются уровень сформированности речи и уровень мышления человека.
У детей с ЗПР речь, как и другие психические процессы формируется в замедленном темпе, также отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, бедность словарного запаса, в речи преобладают имена существительные, понижена речевая активность.
Общение детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется низким уровнем речевой активности. Они могут редко и робко проявлять инициативу в общении- это объясняется тем, что у них снижен познавательный интерес. У детей с ЗПР наблюдается гендерность в общении, из-за чего снижается круг общения. По причине высокой пресыщаемости детей с ЗПР длительность установленного межличностного контакта длится от 5 до 7 минут.
Общие характеристики трудностей детей с ЗПР в общении заключаются в неумении детей выстраивать дружественные отношения, неумении задавать вопроса взрослым, неумении адекватно оценить ситуацию и принять верное решение, в следствии чего возникают сложности при выполнении совместной работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый тип психического развития ребенка, который характеризуется незрелостью некоторых психических и психомоторных функций или в целом всей психики и формируется под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [17 с. 35].
Как показывает практика, дети с ЗПР не могут справиться с программой детского сада и к семи годам, когда приходит время поступления в школу, не готовы к обучению. В общеобразовательной организации такие дети сразу попадают в категорию отстающих. Предупредить это возможно при условии своевременного выявления таких детей и оказания им квалифицированной помощи в условиях детского сада.
Дошкольный возраст – благоприятный период в развитии ребенка, поэтому своевременное выявление и коррекция нарушений должны осуществляться как можно раньше, именно тогда, когда такая работа наиболее продуктивна, ведь без осуществления коррекции познавательных процессов у ребенка с задержкой психического развития невозможно полноценное усвоение программы детского сада, а затем и школы.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что у детей с задержкой психического развития без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается со значительным отставанием, поиск эффективных условий развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением специального образования.
Научные исследования (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Н. Л. Лихачевой, В. С. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. С. Слепович, У. В. Ульенковой, Г. В. Фадиной, С. Г. Шевченко, А. С. Широкшиной и др.) посвящены изучению проблем обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: ‒ классики специального образования Т. А. Власова, М. С. Певзнер в своих исследованиях обосновали научные подходы к понятию «задержка психического развития», описали психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития, особенности организации коррекционного процесса в образовательном учреждении с детьми с задержкой психического развития; классификация задержки психического развития (клинические и психолого-педагогические подходы) представлена в трудах К. С. Лебединской.
Автор к первой группе отнесла задержку конституционального происхождения, ко второй – соматогенного, к третьей – психогенного, к четвертой – церебрально-органического [27 с. 10]; ‒ в исследованиях В. С. Лубовского сделан акцент на специфике обучения детей с задержкой психического развития, методах и приемах развития внимания, мышления, памяти данной категории детей; ‒ клинико-нейропсихологический подход к детям с задержкой психического развития представлен в трудах известного психолога И. Ф. Марковской; ‒ практико-ориентированную направленность носит исследование Е. С. Слепович.
Автор в своем методическом пособии описывает игровые технологии, направленные на коррекцию познавательной сферы, игровой деятельности детей с задержкой психического развития; ‒ в монографии У. В. Ульенковой представлены результаты исследования общих особенностей к учению шестилетних детей с задержкой психического развития, описаны диагностические методики, позволяющие определить уровень психического развития дошкольников [39 с. 150]; ‒ специфика подготовки специалистов к работе с детьми с задержкой психического развития раскрывается в учебно-методическом пособии Г. В. Фадиной [40 с. 56]; ‒ в научных исследованиях С. Г. Шевченко представлена система развивающего воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы