Дошкольная педагогика Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………….
7

1.1
Проблема формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в
психолого-педагогической и методической литературе………………………….
7

1.2.
Структурная характеристика формирования коммуникативных навыков у старших
дошкольников……………………………………………………………………..
14

1.3
Анализ современной практики дошкольных образовательных организаций по
формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами
дидактических игр……………………………………………………………………………..
30

ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ 
I……………………………………………………………………. 38

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..
41

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Освоение
ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и
общения с другими людьми. Также в сфере коммуникации происходит развитие
сознания и высших психических функций личности.

Коммуникативные навыки
ребенка формируются, начиная с раннего детства и проявляются в готовности и
умении общаться со сверстниками и взрослыми, слушать и понимать обращенную
речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д.

Проблема общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в
исследованиях различных научных направлений.
Вопросы развития коммуникативных навыков детей нашли
отражение в исследованиях И.А. Зиминой, М.И. Лисиной,
Л.М. Шипицыной, В.И. Яшиной, и др.

Для формирования коммуникативных
навыков детей дошкольного возраста определяющими являются условия общения, та
среда, в которой складываются отношения, а также опыт совместной деятельности,
не скованной жесткими рамками и ограничениями, имеющей творческий характер.
Более всего этим параметрам отвечают разнообразные формы игровой деятельности.
Будучи органически связанной с познавательной деятельностью, детская игра
строится по принципу добровольности и отвечает, прежде всего, личным интересам и
потребностям детей. Это дает возможность всесторонне учитывать их запросы,
индивидуальные наклонности, дифференцировать выбор тематики и содержания игр.

Игра считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Она
является самым естественным и характерным видом деятельности для
ребенка на протяжении всего дошкольного детства, когда происходит интенсивное
развитие всех сфер его психики. Возможности игры в создании условий для
произвольного и вариативного поведения, разнообразных видов коммуникации,
развития восприятия, мышления и воображения, общих и особенных представлений,
логичности и индивидуальности действий не сравнимы ни с чем. Особенное значение
игры обосновано психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем,
Д.Б. Элькониным и др.) и педагогами (Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П.
Усовой, и др.).

Дидактические игры обладают высоким развивающим
потенциалом, создавая для дошкольников условия овладения коммуникативными
навыками при решении игровых задач, ориентируясь на определенные правила
действий и общения.

Формирование коммуникативных навыков старших
детей посредством дидактических игр позволяет компенсировать трудности процесса
обучения, которые возникают в связи с возрастными особенностями и переходом к
этапу подготовки к школе. Содержание, формы и методы организации
дидактических игр обладают возможностью направлять старших дошкольников на
самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения;
способствует закреплению новых знаний детей, полученных в процессе общения, а
значит, в конечном счете, может положительно влиять на формирование
коммуникативных навыков.
Вариативность дидактических
игр, значительная роль в них самостоятельности дошкольников позволяют в
игровой, творческой форме осваивать достаточно сложные коммуникативные навыки.

Анализ литературы по теме исследования
показывает, что педагогикой и психологией накоплен обширный материал, охватывающий
разнообразные научные подходы в изучении проблемы формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста. Однако, наряду с наличием
научных и практических разработок в области формирования коммуникативных
навыков у старших дошкольников, наблюдается недостаточная разработка
возможностей их формирования средствами дидактических игр.
В последние
годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов для
коммуникативного развития дошкольников (А.Н. Давидчук, О.В. Евдокишина,
Л.Г. Селихова

Р.И. Иванкова, Н.Н. Князева, И.В. Селезнева
), однако, их
использование в практике работы дошкольных образовательных учреждений не
является систематическим.

Это актуализирует проблему
исследования: каковы возможности формирования коммуникативных навыков у младших
школьников средствами дидактических игр? Актуальность разрешения данной
проблемы обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: теоретически
изучить и обосновать условия и методы формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить их
эффективность.

Объект
исследования:
процесс коммуникативного развития старших дошкольников.

Предмет
исследования
: использование дидактических игр для формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Гипотеза исследования
заключается в ряде предположений о том, что формирование коммуникативных
навыков у старших дошкольников будет более эффективным, если:
процесс будет осуществляться посредством
использования дидактических игр с разнообразной тематикой;
в данном процессе будут учитываться
психофизиологические индивидуальные и возрастные особенности старших дошкольников.

В связи с целью исследования и
положениями гипотезы, необходимо решить ряд задач:

1.     Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования
коммуникативных навыков.

2.     Рассмотреть особенности формирования коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста.

3.     Изучить возможности дидактической игры как средства формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников.

4.     Выявить методы формирования коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и
проверить
их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Теоретическо-методологической
основой
исследования являлись:

           
исследования в области возрастной психологии,
педагогики и закономерностей личностного развития (Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

           
концепции развития детей дошкольного возраста
(А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева
и др.);

           
работы, освещающие проблемы
коммуникативного развития детей дошкольного возраста (И.А. Зимняя, И.А. Гришанова,
А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.);

           
исследования детской игры и игровой деятельности
дошкольников, ее развивающего потенциала (
Л.С. Выготский,
Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко,
А.П. Усова. Д.Б. Эльконин, и др.).

Для решения поставленных
задач использовался комплекс методов:
анализ научной и методической  психолого-педагогической литературы по теме
исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и
качественная обработка экспериментальных данных, систематизация методических
средств.

Практическая
значимость
исследования заключается в том, что предложенный комплекс дидактических
игр может быть использован воспитателями,
педагогами ДОУ и родителями с целью развития коммуникативных способностей детей
старшего дошкольного возраста, в том числе в период их подготовки к обучению в
начальной школе.

Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы,
приложение.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

1.1 Проблема
формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников в
психолого-педагогической и методической литературе

 

Реализация
требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу
целенаправленной подготовки детей к полноценному общению в различных сферах
жизнедеятельности, начиная с раннего возраста.

Высокую
значимость в процессе развития социально и культурно развитой личности имеет
полноценное и своевременное формирование у нее коммуникативных навыков.
Ориентируясь на обозначенные еще в Национальной доктрине образования РФ (2000
г.) ориентиры на историческую преемственность, сохранение и развитие
национальной культуры, И.В. Лесняк справедливо видит ведущее значение овладения
навыками коммуникативной деятелности в решении задач социально-культурного
наследования [36].

В
психолого-педагогических исследованиях коммуникативная деятельность детей
рассматривается как основа их социализации, а задача формирования у детей
способности к коммуникации изучается в единстве информационно-коммуникативных,
регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков [15].

Коммуникативные
навыки обеспечивают человеку возможность вступать, поддерживать, завершать
общение. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает
потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от
потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и
сотрудничеству [12].

Исследуя
феномен общения, ученые выделили три детерминированных компонента (Б.Ф. Ломов, А.А. Реан):

        
коммуникативный,
содержание которого составляет обмен информацией между общающимися;

        
интерактивный,
реализуемый в организации взаимодействия в общении;

        
перцептивный,
который отражает то, как именно воспринимают друг друга партнеры по общению.

С точки зрения
такого подхода, коммуникативная деятельность может быть охарактеризована
посредством таких параметров как: 1) потребность в общении; 2) коммуникативная
мотивация; 3) средства коммуникации; 4) рефлексия.

Характеризуя коммуникативные навыки,
целесообразно выделить несколько аспектов коммуникации, которые определяют
область применения данных действий [8].

Самая известная трактовка понятия
«коммуникация» – это взаимодействие субъектов, в процессе которого не только
происходит обмен информацией, но и устанавливаются межличностные связи.
Следовательно, коммуникативные навыки, используемые участниками такого общения,
направлены на учет позиции собеседника либо партнера
по коммуникации.

Для дошкольника овладение подобными
коммуникативными навыками позволяет преодолеть собственную эгоцентрическую
позицию во взаимодействии с другими людьми (соучениками, учителем). Эгоцентризм
является не каким-то отклонением, а обычным явлением для большинства дошкольников,
как возрастной особенности. Ребенок данного возраста лучше всего осознает
только ту точку зрения, которая совпадает с их собственной [48].

В условиях социализации в группе сверстников,
благодаря столкновению различных точек зрения в совместных видах деятельности,
препятствия к взаимопониманию в общении преодолеваются.

В процессе коммуникации принято выделять три
основных компонента: вербальный, невербальный и паравербальный.

Под вербальной коммуникацией понимается
речевое общение в условиях совместной деятельности и в соответствии с
потребностями выражаемой информации [37]. Речевое общение – это
взаимообусловленные речевые действия говорящего и слушающего. Необходимо
отметить, что слушание, также как и говорение, относится к речевой
деятельности. Говорящий, как правило, выступает в роли инициатора речевой
коммуникации, но эффективность общения в значительной степени зависит от того,
как участники общения понимают друг друга, реагируют на речь и поведение
собеседника, какими действиями подтверждают обратную связь.

Наряду с вербальными средствами
коммуникации, большое значение имеют невербальные средства, то есть,
«несловесный язык». Невербальные средства объединяют большой круг явлений,
включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и
различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и
даже различные сферы искусства [10].

В узком смысле под невербальной
коммуникацией понимается система невербальных
знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. 
Ключевым
моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение
психических явлений. Особенностью невербальной коммуникации является
преобладание непроизвольных,
неосознаваемых комплексы движений, выражающих личностную неповторимость
человека. Сюда, например, относятся
разнообразные жесты, экспрессия
лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса,
прикосновения, которые связаны с изменяющимся психическим состоянием человека,
его отношениями к партнеру общения и с ситуацией взаимодействия.

Несмотря на то, что невербальная
коммуникация с трудом поддается формализации, невербальные средства так же, как
и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения,
для коррекции взаимодействия [8].

Отметим, что вербальные и невербальные
компоненты коммуникации выступают в единстве, а особенности их сочетания
зависят от ситуации общения. При этом средства невербальной коммуникации
дополняют речь, но могут существовать автономно, параллельно речи, а также как
единственное средство общения.

Основным средством коммуникации в современном человеческой сообществе
выступает речь.

ФГОС ДО раскрывает содержание речевого развития ребенка как совокупность
компонентов: «владения речью как средством общения и культуры; обогащения
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; … понимания на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирования звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы