Часть дипломной работы на тему Формирование коммуникативных навыков слабовидящих детей с детским церебральным параличом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения коммуникации слабовидящих детей с ДЦП 5
1.1. Научные
основы формирования коммуникативной компетенции детей. 5
1.2. Особенности речи у детей с ДЦП.. 9
1.3. Формирование коммуникативных умений у детей с
нарушением зрения. 14
Список
использованной литературы.. 27
Введение:
Актуальность работы. Овладение
речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и
дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться
лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка,
достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый
аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого
окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и
правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще
недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью
как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Отечественные лингвисты,
психологи и педагоги рассматривали коммуникативные навыки как одну из
основополагающих успешного развития любого ребенка. Нарушение развития
процессов коммуникации проявляется в расстройствах взаимоотношений индивида и
социума, а соответственно и личности в целом.
Поэтому
проблема формирования коммуникативных навыков у слабовидящих детей с детским церебральным параличом является
актуальной. Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин,
лежащих в его основе, соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо
для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения осложнений в
школьном обучении.
Объект исследования – процесс
формирования коммуникативных навыков.
Предмет исследования – коммуникативные
навыки слабовидящих детей с детским церебральным параличом.
Цель исследования – изучить
особенности формирования коммуникативных навыков слабовидящих детей с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить научные основы
формирования коммуникативной компетенции детей;
2.
изучить особенности речи у детей с ДЦП.
3.
проанализировать особенности формирования
коммуникативных умений у детей с нарушением зрения
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Научные основы формирования коммуникативной компетенции
детей Важным
в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи
понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой
деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными
психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение
в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде,
обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических
механизмов речевой деятельности.
В
логопедии наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин
«коммуникация». Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в
трудах Г.М. Андреева, А.А. Бодалева, Л.В. Запорожца, Л.А. Леонтьева, М.И.
Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина.
Коммуникация
– процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В
словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как
сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение»
характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины
эквивалентными.
Коммуникативные
умения – освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми,
к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его
личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в
соответствии с этим строить свое поведение[1].
В
последнее время термин «коммуникативная компетенция» стал наиболее
употребительным. Данный термин предполагает владение лингвистической компетенцией,
наличием умений соотносить средства языка с задачами и условиями общения,
знание сведений о языке, понимание взаимоотношений между общающимися, умение
обеспечить общение учитывая социальные нормы поведения и коммуникативной
целесообразности[2].
В
настоящее время проблема развития и формирования коммуникативной компетенции в
воспитании и обучении рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование
на основе собственных действий. Под коммуникативной компетенцией также
необходимо понимать умение установить и поддержать нужную взаимосвязь с другими
людьми. В составе этой компетенции объединяется комплекс знаний и умений,
которые обеспечивают плодотворное развитие коммуникативного процесса.
Положение
о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и
разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что
«психологическая природа человека представляет совокупность человеческих
отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее
структуры»[3]. [1] Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В.
Коржевина. – М.: Московский социальный институт, 2001. – 294 с. [2] Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / О.Е.
Смирнова, М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с. [3] Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В.
Коржевина. – М.: Московский социальный институт, 2001. – 294 с. – С. 28.