Часть дипломной работы на тему Формирование имиджа детской музыкальной школы средствами социально-культурных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы подходов к понятию «имидж детской музыкальной школы» 3
1.1. Понятие, виды и составляющие имиджа 3
1.2. Имидж детской музыкальной школы, основные подходы и составляющие 11
1.3. Факторы формирования и способы построения имиджа детской музыкальной школы с учетом этапов 17
1.4. Технологии социально-культурной деятельности как средство построения имиджа детской музыкальной школы 23
Введение:
Актуальность исследования. Существующий рынок образовательных услуг и услуг сферы культуры обязывает учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования для детей, ориентироваться на потребителя и учитывать его потребности. Чтобы стать востребованным и конкурентоспособным учреждением, необходимо сформировать положительный имидж учреждения.
Известно, что основной функцией образа является формирование позитивного отношения к кому-либо или чему-либо. Если сформируется позитивный настрой, то в результате влияния социальных связей обязательно последует доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор.
Динамичные изменения в современном обществе определяют смену приоритетов и ценностей не только в области экономики и политики, но и в системе образования. Предпринятые в последние годы попытки усовершенствовать эту систему отражены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Концепции развития непрерывного образования детей до 2020 года и Программе развития Система российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год. Все эти документы не только отмечают роль искусства в воспитании подрастающего поколения, но и говорят о необходимости привлечения наибольшего количества детей к художественному и музыкальному образованию.
В связи с этим перед каждым руководителем школы стоит задача — сделать ее привлекательной для потенциальных учащихся, известной широкому кругу общественности, что, в свою очередь, требует отдельной заботы об имидже образовательного учреждения и значительных усилий для его формирования. В то же время практика многих музыкальных школ и школ искусств показывает, что их директора не уделяют должного внимания этому аспекту управленческой деятельности или не имеют достаточно специальных управленческих технологий для создания положительного имиджа учреждения. Межотраслевые отношения остаются мало востребованными, и именно они, по мнению многих ученых, специалистов в области управления, могут обеспечить продвижение учреждения на рынке образовательных услуг и сделать его конкурентоспособным среди других образовательных организаций.
В мировой практике используется множество методов формирования имиджа, однако единой общепризнанной системы исследования имиджа организации еще не существует. Мы полагаем, что основной причиной такой ситуации является как сложный характер нематериальных активов, так и различное толкование сущности данного образа, а также существенные ограничения на использование определенных моделей.
Вышесказанное свидетельствует о том, что работа по формированию имиджа организации является одной из актуальных задач современного менеджмента. Высокая практическая значимость и актуальность данной проблемы определили направление исследования по разработке модели формирования позитивного имиджа организации.
Степень научной разработанности.
Понятие «имидж» сформировалось как объект научного интереса в XX в. В изучении имиджа следует выделить следующие направления:
⎯ Первое посвящено разработке теории имиджа: Г. Г. Почепцов, В. Г. Горчакова, А. Ю. Панасюк и др.
⎯ Другим направлением, представленным в литературе, является работа, посвященная формированию имиджа образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Среди них работы Д. В. Бухарова И. А. Зуевская, И. Р. Лазаренко И. К. Пшеничной, И. Хоменко, А. В. Щербакова, Яковлева Т. Н. и другие, но опять же со ссылкой на общеобразовательные организации.
Итак, А. В. Щербакова проанализировала важность компонентов имиджа и их влияние на восприятие школы различными группами респондентов; Д. В. Бухаров говорит об актуальности имиджевой политики перед лицом усиливающейся конкуренции между школами и И. А. Зуевская выделяет этапы формирования имиджа по отношению к конкретному учебному заведению. Вопрос формирования позитивного имиджа школы, в частности детской музыкальной школы, в литературе не поднимался. Также необходимо отметить некоторые пункты национального проекта «Культура. 2019–2024». В Указе Президента от 8 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» прямо отмечено:
Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость:
а) обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
б) продвижения талантливой молодёжи в сфере музыкального искусства.
Данные пункты непосредственно связаны с возможностью осуществления успешной имиджевой деятельности музыкальных школ.
В этой ситуации выявлен ряд противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне — между потребностью учреждений дополнительного образования позиционировать себя на рынке образовательных услуг и отсутствием или недостаточностью механизмов такого позиционирования;
2) на научном, теоретическом и методологическом уровне — между необходимостью теоретической разработки вопросов, связанных с формированием позитивного имиджа детской музыкальной школы, и отсутствием понимания того, какие средства, методы и способы могут повлиять на этот процесс.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью создания положительного имиджа детской музыкальной для успешного функционирования и недостаточным использованием ресурсных возможностей и эффективных способов.
Объект исследования – имидж детской музыкальной школы.
Предмет исследования – формирование имиджа детской музыкальной школы средствами социально-культурных технологий.
Цель исследования – изучить формирование имиджа детской музыкальной школы средствами социально-культурных технологий.
Гипотеза исследования: процесс формирования позитивного имиджа детской музыкальной школы будет наиболее успешным при использовании различных средств социально-культурных технологий.
Задачи исследования
1. Исследовать понятие, виды и составляющие имиджа;
2. Изучить основные подходы к исследованию имиджа детской музыкальной школы и составляющие к нему;
3. Описать факторы формирования и способы построения имиджа детской музыкальной школы с учетом этапов;
4. Охарактеризовать технологии социально-культурной деятельности как средства построение имиджа детской музыкальной школы.
Методологической основой исследования послужили: теоретические положения о природе и структуре феномена «имиджа» (А. Ю. Панасюк, Е. В. Змановская), способы формирования имиджа образовательного учреждения (Д. В. Бухаров, И. А. Зуевская, И. Р. Лазаренко, М. С. Пискунов, М. В. Томилова, И. Хоменко, А. В. Щербаков); положения, определяющие стратегию развития дополнительных образовательных учреждений и их место в обществе (Е. Л. Никитина, Л. В. Тарасенко, Е. А. Филиппова, Т. Н. Яковлева, И. А. Хоменко).
Практическая база исследования. ______________________________
Методы исследования
-теоретические: выявление, анализ, обобщение источников по теме исследования; методический анализ и обобщение практического опыта;
-эмпирические методы: медиа-анкетирование.
Новизна исследования заключается в попытке обоснования средств, и способов формирования имиджа детской музыкальной школы средствами социально-культурных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о том, как сформировать позитивный имидж образовательного учреждения средствами социально-культурных технологий.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы руководителями детских музыкальных школ для укрепления позиций своего учебного заведения, для установления внешних связей как элемента управленческой деятельности; в системе курсовой подготовки менеджеров из области дополнительного образования для повышения их квалификации; высшие учебные заведения по подготовке учеников, учебные курсы по управлению музыкальным образованием.
Этапы исследования.
Первый этап. На данном этапе происходил анализ и обобщение теоретических трудов по вопросам формирования имиджа учреждений дополнительного образования.
Второй этап. На втором этапе на основе анализа передового педагогического опыта выявлялись способы и пути формирования позитивного имиджа детской музыкальной школы.
Третий этап. На третьем этапе была проведена систематизация и обобщение материала. Оформлялась выпускная квалификационная работа.
Положения, выносимые на защиту.
1. Имидж детской музыкальной школы — это устойчивый имидж данного типа учреждения дополнительного образования для детей, который развился на основе общественного мнения о миссии детской художественной школы, о качестве образовательных услуг, предлагаемых в порядке создать современную открытую культурно-образовательную среду, способствующую личностному развитию всех субъектов образовательного процесса.
2. Позитивный имидж детской музыкальной школы включает в себя следующие составляющие: качество образовательных услуг, оказываемых учреждением, уровень психологического комфорта в учреждении, стиль учебного заведения, который является его организационной культурой (традициями, стиль взаимодействия, культивируемые отношения), позитивный имидж персонала и руководителя учреждения, а также его внешние атрибуты.
3. Способы создания положительного имиджа детской музыкальной школы состоят из семи этапов (определение миссии; анализ внешней среды; определение целевой аудитории; планирование; мотивация членов школьного сообщества; реализация проекта; проверка эффективности).
4. В процессе формирования имиджа детской музыкальной школы могут использоваться технологии социально-культурной деятельности, что способствует продвижению имиджа детской музыкальной школы во внешней среде, повышению репутации учреждения среди социальных партнеров и потребителей услуг, формирует и позиционирует в сознании актуальных и потенциальных потребителей уникальный бренд детской музыкальной школы как современного учреждения культуры и центра дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В рамках первой главы настоящей работы рассмотрены понятие, виды и составляющие имиджа. Выявлено, что имидж представляет собой целенаправленно созданный образ объекта (в данном случае организации), основанный на особенностях, свойствах, ценностных характеристиках объекта и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на общественное или индивидуальное сознание, с целью получения моральных и материальных преимуществ, достижения успеха. Виды имиджа многообразны и определяются типом классификации. В общем случае можно говорить о внешнем и внутреннем имидже любой организации. Также имидж можно классифицировать по субъекту, по степени рациональности восприятия, по соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований и др. В процессе исследования выявлены такие функции имиджа, как гарантирующая, поддерживающая, аттрактивная, психологическая, дифференцирующая. Также в ходе работы сделан вывод о сложной многоуровневой структуре имиджа.
В рамках первой главы рассмотрены основные подходы и составляющие к имиджу детской музыкальной школы, который представляет собой эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированного, с целенаправленно определенными характеристиками и предназначенного для оказания психологической помощи. влияние определенной направленности на конкретные группы общества. Структур имиджа детской музыкальной школы состоит из позитивного имиджа лидера, качества образовательных услуг, уровня психологического комфорта, имиджа персонала, стиля образовательного учреждения, внешних атрибутов.
Для формирования имиджа детской музыкальной школы необходимо провести маркетинговые исследования, оценить ресурсы образовательного учреждения, сформировать программу развития, выполнить запланированный перечень мероприятий, осуществлять промежуточный контроль за результатами деятельности и проводить соответствующее регулирование, а также организовать оценку окончательных результатов деятельности.
В процессе исследования выявлены факторы формирования и способы построения имиджа детской музыкальной школы с учетом этапов. К числу таких факторов отнесли позитивный имидж лидера и качество образовательных услуг.
Также были проанализированы технологии социально-культурной деятельности в качестве средства построения имиджа детской музыкальной школы. В процессе исследования установлено, что культурно-досуговая деятельность является главной функцией детских музыкальных школ, и, следовательно, важной составляющей их работы.
На основании проведенной работы был сделан следующий вывод: можно определить имидж детской музыкальной школы в качестве устойчивого образа данного вида образовательного учреждения, который складывается на основе существующего общественного мнения о миссии учреждения, качестве оказываемых ею образовательных услуг в целях формирования современной культурно-образовательной среды, которая отличается открытостью и способствует личностному развитию всех участников образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы подходов к понятию «имидж детской музыкальной школы»
1.1. Понятие, виды и составляющие имиджа
Английское слово «image» при дословном переводе обозначает «образ», при этом под образом понимается не только визуальный, зрительный образ объекта, но и образ его мышления, действий, поступков.
В свою очередь, английское «image» происходит от латинского imago – производного от «imitari» («имитировать»).
В русском языке слово «имидж» раскрывается как мнение или суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь, а слово «образ» – как вид, облик, представление, обобщенное художественное отражение, тип, характер, порядок [3].
Поэтому слово имидж может употребляться в широком смысле, как представление о чём-либо.
Позже имидж становится элементом теории и практики PR, прочно входит в политическую и общественную жизнь. Первые работы в этой области в 1970-е гг. рассматривали имидж на примере США как средство манипулирования массовым сознанием.
С 1990-х гг. имидж стал предметом повышенного общественного внимания в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Как научное понятие слово «имидж» используется сравнительно недавно и до сих пор трактуется неоднозначно.
Одни считают, что имидж можно и нужно формировать, учитывая ожидания аудитории, место и время. Другие утверждают о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей [28, с. 34].
Это понятие интегрирует многие аспекты психологического знания и разрабатывается в различных отраслях психологии, политологии, педагогики. Имидж понимается не только как предметный (зрительный) образ, но и как отражение целостности внешнего и внутреннего, с точки зрения единства формы и содержания.
Создание положительного имиджа становится значимой частью для правительств многих стран.
Понятие «имиджелогия» было введено в России в научный оборот в 1990-х гг. и быстро получило признание. Имиджелогию принято считать российским детищем.
Целью формирования имиджа А.Ю. Панасюк считает сформированность психологического притяжения (аттракции) у определенной или неопределенной группы людей к такому-то объекту (кандидату в депутаты, товару, фирме) для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта (проголосовать за кандидата, купить данный товар, стать клиентом данного банка) [6, с. 22].
Вопросы психологии имиджа, психологии настроения, пропаганды и массовой коммуникации рассматривали О.С. Анисимов, Е.В. Егорова-Гантман, А.М. Зимичева, В.С. Комаровский, Д.В. Ольшанский, Е.Б. Перелыгина, У. Липпман и др.
Анализ исследований показывает, что в истории, теории и психолого-педагогической практике рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей имиджа, самопрезентацией и готовностью к самопрезентации (Э. Гоффман, А.Н. Лебедев-Любимов и др.), обоснованы теоретические подходы процесса, цели, задачи, концептуальные положения исследуемого феномена (Р.Ф. Баумейстер, С. Илко, Д. Майерс, Е.Б. Перелыгина, Р. Хофф, и др.), определены стратегии и принципы имиджа и самопрезентации (Э. Джонс, Р. Чалдини), практические подходы изучаемого процесса (Е.М. Зимачева, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, В.Н. Панкратов, М. Шнайдер и др.).
Исследование имиджа как специфического явления давно стало междисциплинарным.
Имидж является предметом исследования ученых, представляющих различные области знаний: от экономистов, занимающихся теорией маркетинга, до современных политологов, совершенствующих имиджелогию как инструмент эффективных технологий продвижения во власть личностей, общественных объединений, политических партий.
Исследования имиджа обогащаются путем осмысления результатов изучения эффективной самопрезентации и стратегий самоподачи, анализа межличностной обратной связи, разработки эффективных психотехнологий [28, с. 56].
Так, историю возникновения, становления и развития имиджа мы условно разделили на три этапа:
1) доисторический период (9–7 тыс. до н.э. – XVIII в.);
2) период систематизации (XVIII – середина XX в.);
3) информационный период (середина XX в. – по настоящее время).
Существуют множество определений понятия «имидж», к основным из которых относятся:
1) имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации [12];
2) имидж – символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект субъектного взаимодействия [15];
3) имидж – образ, который представляет окружающим, своего рода форму самопрезентации, при которой подчёркиваются сильные стороны и скрываются недостатки [25, с. 24];
4) имидж – это объект, обладающий своей структурой, особенностями и закономерностями развития и существования [36, с. 191];
5) имидж – образ, наделяющий явление характеристиками, лежащими за пределами его реальной сущности, за пределами той качественной определенности, которая раскрывается в практике непосредственного воздействия [17, с. 36];
6) имидж – это искусственно созданный в глазах широкой публики образ, не имеющий ничего общего с истинной натурой [9, с. 23];
7) имидж – это образ, который формирует и развивает организация, он должен соответствовать ценностям, нормам и требованиям, предъявляемым к организации [21].
Так, обобщив все вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что имидж – это целенаправленно созданный образ объекта (в данном случае организации), основанный на особенностях, свойствах, ценностных характеристиках объекта и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на общественное или индивидуальное сознание, с целью получения моральных и материальных преимуществ, достижения успеха.
В настоящее время «имидж» является основным понятием науки имиджеологии, в рамках которой имидж изучается с теоретической точки зрения.
На сегодняшний момент существуют несколько вариантов классификации имиджа.
Как сложное системное образование он представляет собой комплекс частных имиджей и имеет несколько критериев классификации.
В общем случае имидж любой организации можно определить ее внутренним и внешним имиджем, то есть восприятием тех, с кем ей приходится взаимодействовать.
Внутренний и внешний имидж организации в первую очередь связан соответственно с ее внутренним и внешним восприятием.
При этом руководство каждой организации должно принимать во внимание, что ее корпоративная культура, поведение персонала могут оказать прямое влияние на социальный и деловой имидж, создавая образ в глазах общества.
Так, внешний имидж организации содержит в себе несколько элементов:
1. бизнес-имидж;
2. политический имидж;
3. экономический имидж;
4. инновационный имидж;
5. социальный имидж.
Особое значение для коммерческих предприятий имеет бизнес-имидж, включающий в себя об организации со стороны поставщиков, потребителей, партнеров.
В бизнес-имидж также включено конкурентное положение на рынке и кадровый имидж [7].
Важнейшей составляющей любой организации является и внутренний имидж, которым определяется адекватность организационного имиджа в целом.
Главным образом внутренний имидж определяется корпоративной культурой предприятия, в том числе мнением его сотрудников. Внутренний имидж составляет, таким образом, самомнение об организации [18, с. 120].
Небрежность и невнимание по отношению к внутреннему имиджу может привести к дисгармонии в деятельности предприятия, являясь одним из признаков нестабильности.
Внутренний и внешний имидж организации в большей степени зависит от специфики и отрасли деятельности организации. Тем не менее, любые типы предприятий обладают общими особенностями внутреннего и внешнего имиджа.
Самым объемным и значимым элементом внешнего имиджа можно считать бизнес-имидж, характеризующий деловую активность организации, включая конкурентную позицию и взаимоотношения с контрагентами.
Социальная часть внешнего имиджа предприятия включает в себя мнение общества о нем, его деятельности и вкладе в общественное благосостояние.
Для того, чтобы поддержать социальный имидж организации могут принимать участие в благотворительных и социальных мероприятиях.
Еще одной важнейшей определяющей внешнего имиджа организации является имидж ее товара (продукции, услуг). Значительное влияние на мнение о производителе может оказать представление потребителей о качестве, функциональности и отличительных свойствах продукции.
Важным элементом, являющимся одновременно выражением имиджа организации, можно считать внешнюю атрибутику (фирменный, корпоративный стиль).
Корпоративный дизайн может распространяться посредством оформления помещений или транспортных средств, фирменной символики на продукции организации и др [2, с. 85].
Внутренний имидж организации включает в себя имидж руководства организации, имидж ее сотрудников и корпоративную культуру организации.
Имидж руководства организации состоит из представлений о компетентности управления, личностных характеристиках менеджеров, способностях и ценностной ориентации.
Имидж руководства может оказать большое влияние на атмосферу в организации, часто напрямую воздействуя на производительность труда. Лидер с харизмой и сильным влиянием, находящийся во главе компании, может влиять на укрепление корпоративного духа, повышение общей эффективности, улучшение организационного имиджа [8].
Имидж сотрудников организации отражает их различные социально-психологические характеристики, профессиональную подготовку и культурные особенности.
В.Е. Ланкин автор книги «Маркетинг: основы маркетинга» предлагает следующую классификацию имиджа:
‒ по субъекту:
1) личный: имидж конкретного человека;
2) товарный: имидж товара, услуги;
3) групповой: организационный, корпоративный, национальный имидж;
‒ по степени рациональности восприятия:
1) когнитивный, дающий «сухую» специальную информацию и ориентированный, главным образом, на узких специалистов;
2) эмоциональный, чувственный, ориентированный на широкую аудиторию и призванный вызвать сильный эмоциональный отклик;
‒ соотношение индивидуальных особенностей и социальных требований:
1) конъюктурный: подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории;
2) органичный: ориентированный на самоощущение и самовыражение;
3) сбалансированный: сочетающий обе ориентации [19, с. 27].
Такие ученые как Ф. Дженкинс и Д. Ядин классифицируют имидж следующим образом:
‒ зеркальный: содержит собственное представление о человеке или организации;
‒ текущий: имидж человека или организации, воспринимаемый аудиторией в данный момент времени;
‒ желаемый: идеальный имидж, к которому стремится человек или организация;
‒ корпоративный: имидж организации в целом;
‒ множественный: имидж, образованный при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации [24, с. 281].
Э. Сэмпсон в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов, задающих:
‒ самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения;
‒ воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оценённую информацию;
‒ требуемый имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым.
Как следует из приведённой выше классификации, существует довольно большое количество оснований для классификации имиджа, что позволяет сделать вывод о многоуровневости и структурной сложности анализируемого понятия.
Правильно организованный имидж фирмы играет важную роль в ее деятельности, и эта роль может быть рассмотрена через его функции. К основным функциям имиджа относятся:
1) гарантирующая функция выполняет роль гарантии качества товаров, работ и услуг для клиента, а для поставщиков и инвесторов – гарантией выгодных деловых контактов;
2) поддерживающая функция выражается в поддержке новых выпускаемых на рынок продуктов организации;
3) аттрактивная функция отражается в положительном имидже, привлекая работников, инвесторов, клиентов на выгодных для организации условиях;
4) психологическая функция заключается в снижение риска морального разочарования в продуктах, работах, услугах потребителями, в увеличении удовлетворения сотрудниками организации от выполняемой ими работы.
5) дифференцирующая функция выделяет предприятие среди прочих, например, с помощью фирменного стиля [26].
Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формировании адаптационной способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды.
Подводя итог по вышесказанному, можно сказать, что имидж – это характеристика, присущая человеку, группе людей, а также товару или услуге, представляющая собой образ того или иного объекта, воспринимаемый аудиторией.
Имидж обладает сложной многоуровневой структурой, которая определяется его носителем и обусловливает множество подходов к его трактовке. Являясь на сегодняшний день одной из ключевых характеристик своего носителя, имидж выполняет ряд важнейших функций, как в коммуникационном процессе, так и в процессах социализации и личностного развития.