Специальное (дефектологическое)образование Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование и развитие сенсомоторных навыков у младших школьников с УО на уроках ИЗО.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 5
1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 5
1.2. Особенности развития сенсомоторной сферы у учащихся с умственной отсталостью 9
1.3. Развитие изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Коррекционная направленность сенсомоторного развития младших школьников на уроках изобразительной деятельности 23
2.2. Содержание и анализ констатирующего этапа 28
2.3. Методические рекомендации по формированию и развитию сенсомоторных навыков на уроках изобразительного искусства 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова [28], Е.И. Исенина [26], Л.В. Антакова-Фомина [1]) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн [41], Ж.И. Шиф [52] отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» [50].
Цель исследования – изучить особенности сенсомоторного развития младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Главные задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития сенсомоторной сферы у учащихся с умственной отсталостью.
3. Раскрыть развитие изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников.
4. Разработать коррекционную направленность сенсомоторного развития младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования – процесс изобразительной деятельности детей школьного возраста.
Предмет исследования — особенности сенсомоторного развития младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические — диагностические задания Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревича; интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи.
При работе с детьми с умственной отсталостью необходимо осуществлять оптимальный подбор методов и средств, направленных на ослабление или устранение у детей недостатков психофизического развития, формировать положительные личностные качества. В этой связи особое место занимают вопросы применения изобразительной деятельности в дидактических целях, т.е. в целях исправления у школьников недостатков познавательной, двигательной, речевой, эмоциональной сфер.
Изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью характеризуется своеобразием и замедленным темпом развития. В их рисунках находят отражение недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мыслительной деятельности и несформированность двигательной сферы. Отличительной особенностью изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью является запаздывание перехода стадий развития рисунка и более выраженная восприимчивость к обучению изобразительной деятельности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. В рисунках школьников с интеллектуальными отклонениями присутствуют штампы, ошибки в передаче цвета, формы, пространственном расположении предметов, что обусловлено недостатками зрительного восприятия. Изображаемые предметы носят примитивный и фрагментарный характер, рисунки отличаются схематичностью и ограниченностью тематики.
В ходе рисования у учеников с умственной недостаточностью оптимизируются сенсомоторные навыки, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются навыки пространственной ориентировки. Коррекция нарушений производится путем избирательного воздействия на нарушенные функции посредством систематического воспитания правильного восприятия учениками формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, воспитания у детей умений устанавливать сходства и различия между объектами и т.д. Продуктивность подобной работы повышается благодаря применения вариативных и многократно повторяемых графических действий с использованием разнообразного изобразительного материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо. Это понятие и термин ввели советский нейро- и психофизиолог Н. А. Бернштейн и советский физиолог П. К. Анохин [2].
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов детского развития. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [49].
Почти у всех учеников с ограниченными возможностями наблюдается недостаточное развитие моторики. Основания такого не достаточного развития разнообразны. Изъяны распространяются на мелкую и крупную моторику, что ведет к замедлению темпов развития разных двигательных навыков, автоматизация которых требует существенных стараний, времени.
Также, выработанные навыки описываются неустойчивостью, тенденцией к стремительному распаду. Изъяны в сфере моторики довольно часто выражаются в разных стереотипных движениях.
Формирование детей с умственной отсталостью с первых дней их жизни значительно различается от формирования нормально-развивающихся детей, как подметили В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов [29].
У детей с умственной отсталостью замедленно формирование прямостояния, поскольку они существенно позже держат голову, начинают сидеть, стоять, ходить. Такая задержка у большинства детей достаточно значительна, порой захватывает не только первые годы жизни, но и далее.
С позиции Е.А. Стребелевой [47], А.А. Катаевой [27], у детей с умственной отсталостью не возникает хватания без специального влияния взрослых, что, сочетаясь с физиологической незрелостью, приводит к не разработанности ручных умений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы