Психолого-педагогическое образование Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование готовности к семейной жизни у студенческой молодёжи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ.. 9

1.1.
Содержание и сущность понятий формирования готовности к семейной жизни  9

1.2 Анализ и обзор научных подходов к проблеме
формирования готовности молодёжи к семейной жизни. 13

1.3.
Студенческая семья как нестандартный тип семейно-брачных отношений  23

Вывод по
главе 1. 29

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. На сегодня в нашей стране остро стоят не
решенные вопросы семьи: низкий уровень материального и финансового состояния,
ухудшение психологического и физического здоровья родителей и детей, постоянный
рост количества разводов и неофициальных браков. В последнее время наблюдается
картина взглядов и предпочтений нынешней молодежи и молодых семей: не торопятся
заводить серьезные отношения и брать на себя ответственность в плане семьи, а
если заводят детей, то количество детей в большинстве случаев не превышает больше
двух. На сегодняшний день качество воспитания, осмысленное выполнение
родительской роли определяют положение современного общества, культуру семьи и
психологическое здоровье личности дальнейших поколений. Исходя из данного
вопроса, общество сильно заинтересовано ценностными ориентациями института
семьи, родительскими установками, осознанным родительством, а также стилем
семейного воспитания. Можно сказать, практически каждый человек рано или поздно
стремится к тому, чтобы создать свою семью, стать родителем. Отсюда можно
предположить, что, действительно, молодежь сейчас затягивает с созданием  семьи, культура их взглядов на семейную жизнь
из года в год меняется, так как возможностей для молодежи стало больше в плане
саморазвития, карьеры, появились другие интересы. Также, к этому списку
различных факторов можно включить и проблемы, с которыми они сталкиваются в
детско-родительских отношениях и отношениях между родителями. Все это дает
понять, что данная тема представляет собой особую актуальность и требует
хорошего изучения вопроса.

Студенческая семья – это
молодая семья, где оба супруга или один из них являются студентами очного
учебного заведения. Студенческая семья отличается от обычной
семьи, в основном, социально-демографическим показателем и неким сплочением в
результате общих интересов.

Социально-психологическая
готовность к созданию семьи и брака – это наличие образования, профессии,
экономической независимости у будущих родителей, а также сформированность
нравственного сознания. Сформированное нравственное сознание
предполагает у юношей и девушек понимание социальную значимость семьи,
обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, а также к
реализации всех прав и обязанностей людей, вступающих в брачные отношения.

Проведенный
анализ педагогической теории и практики по проблемам формирования этнокультурной компетенции старшеклассников в
региональной образовательной среде позволяет выделить ряд следующих противоречий между:


обновлением нормативно-правовых основ Российского образования к регионализации
образования и потребностями педагогической науки в создании теоретических основ
формирования готовности к браку и семье;


потребностью многонационального российского сообщества в личности, обладающей
родительской компетенцией, с высокой культурой 
общения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий формирования готовности молодежи к
созданию семьи;

На
основе сопоставления выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования, которая
заключается в поиске наиболее эффективных психолого-педагогических условий
формирования готовности студенческой молодежи к созданию семьи.

Объект исследования:
система подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Предмет исследования: процесс формирования социально-психологической готовности
студенческой молодежи к созданию семьи.

Цель исследования:
изучить теоретические основы семейной педагогики и психологии, определить
готовность студентов Педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова к
созданию семьи.

Гипотеза исследования:
процесс формирования социально-психологической готовности студенческой молодежи
к созданию семьи будет успешной, если:

— студенты будут изучать теоретические
основы педагогики и психологии семьи как основополагающих институтов
жизнедеятельности личности;

— систематически
проводить социально-психологическую, информационную подготовку студенческой
молодежи к браку и семье;

— внедрить Программу
«ЛАД», различные формы работы, направленные на развитие основных компонентов
социально-ролевого блока в структуре готовности к браку и семье. Задачи исследования:

1.Изучить  литературу по данной проблеме и провести
научно-теоретический анализ, определить сущность и понятия готовности молодежи
к браку и семье, выбрать методики для исследования проблемы;

2.Провести
эмпирическое исследование по формированию готовности к семейной жизни у
студенческой молодежи, вывести основные выводы и предложить методические
рекомендации;

3.Разработать
и реализовать авторскую программу «Общественная школа «ЛАД» для подготовки студенческой
молодежи к семейной жизни (на примере Центра студенческой семьи «Надежда» в г.
Якутске).

Методологической основой
исследования явились нормативно-правовые документы, научные данные, концепции
по проблеме подготовки молодежи к семейной жизни, представленные в работах
таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Силяева, Р.В. Овчарова, А.В.
Петровский, Л.Б. Шнейдер и др.;


подходы к анализу развития семьи как малой социальной группы, рассмотренные в
работах Г.М. Андреевой, Шнейдера, Э.Г. Эйдемиллера и др.;


теоретические подходы о влиянии атмосферы семьи на социальное развитие и
степень психологического благополучия свидетельствуют работы психологов,
педагогов и практиков семейного воспитания А.Я. Варга, Е.Г. Замолоцких, А.С.
Спиваковской, В.Я. Титаренко, М.Д. Гермогеновой, М.М. Прокопьевой и др.

Методы исследования. Для
социально-психологической диагностики были использованы три методики:

1.
Опросник «Определение  ценностных
ориентаций студентов» (автор:  М.М.
Прокопьева);

2.
Методика «Сознательное родительсво» (авторы: Р.В. Овчарова, М.О.Ермикина);

3.
Анкета на определение «Отношение молодежи и молодых родителей к  осознанному 
родительству » (авторы: М.М. Прокопьева, Я.Г. Потапова).

 База исследования. Опытно-экспериментальная
работа проводилась в Центре студенческих семей «Надежда», Педагогический
институт СВФУ им. М.К. Аммосова; Частный детский сад «Первая ступенька» ГО «г.
Якутск».

 Определены основные этапы исследования:

На
первом
этапе (сентябрь
2019 г. – апрель 2020 г.) – были рассмотрены обзор и анализ литературы,
исследований по теме нашего исследования, что позволило выявить и определить
проблему, предмет и цель исследования, объект, вывести свою гипотезу и задачи,
выбрали методы исследования, расписали план работы для дальнейшего исследования,
разработана программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе,
разработали и реализовали программу «ЛАД» по формированию готовности
студенческой молодежи к созданию семьи в Республике Саха (Якутия). Далее, чтобы
выявить готовность формирования ответственного родительства у студенческой
молодежи и молодых родителей, нами были выбраны и проведены несколько методик.

На третьем этапе,
разработали методические рекомендации, писали научные статьи.

Научная и теоретическая
значимость исследования. Обобщение выводов и суждений
литературных данных и исследований отечественных и зарубежных ученых по
формированию готовности к семейной жизни у студенческой молодежи.

Практическая значимость
исследования. Проведенная и обоснованная
исследовательская работа по формированию готовности к семейной жизни
студенческой молодежи дает возможность использовать в практике формирования
системы подготовки студентов к семейной жизни.

Достоверность и
обоснованность проведенной работы и полученных
результатов определяются путем использования социально-психологической теории и
практики, эмпирических и теоретических методов исследования.

Апробация и внедрение
результатов исследования осуществлены в рамках выступлений Всероссийская научно-практическая конференция (с международным
участием) для бакалавров, магистрантов и аспирантов «Молодой исследователь:
вопросы науки и образования», посвященная 85-летнему юбилею
члена-корреспондента РАО, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических
наук, профессора Дмитрия Алексеевича Данилова (декабрь 2020 г.), X Всероссийская
научно-практическая конференция студентов, аспирантов и практических психологов
с международным участием «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»,
посвященная памяти профессора И. П. Чабыева (апрель 2021 г.).

На
защиту выносятся следующие положения:

—  в современном мире нравственные представления
о браке и семье у современной молодежи претерпели серьезные изменения,
многочисленные исследования это подтверждают. В настоящее время изменились сами
устои семьи, постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и
воспитания детей, происходит разрушение традиционных семейных ценностей,
снижается социальная значимость отцовства и материнства, а материальные
ценности начинают превалировать над духовными.


методические рекомендации на основе полученных результатов эмпирического
исследования по формированию готовности к семейной жизни у студенческой
молодежи,  программа «ЛАД» по
формированию готовности студенческой 
молодежи к созданию семьи в Республике Саха (Якутия) позволит с разных
сторон воздействовать на заявленные целевые категории посредством определенных
усилий.

Объем и структура
диссертации состоит из двух глав, шесть параграфов,
списка источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья
представляет собой один из важнейших социальных институтов общества. В жизни
каждого субъекта семья реализует ряд важнейших социально-психологических
функций: репродуктивная, финансово-хозяйственная, эротическая, воспитывающая,
социализация детей и т.д. Именно в семье человек зачастую получает необходимую
ему социальную и психологическую поддержку.

Однако
в современных условиях происходит преобразование отношения к семейной жизни, в
первую очередь в среде молодежи. Следует отметить, что тенденции в данной сфере
скорее негативные: семья утрачивает свою ценность, молодые люди не торопятся
вступать в брак. Современные женщины в большей степени ориентированы на
получение образования и построение карьеры, мужчины часто считают семью обузой,
негативный опыт родительских семей также можно считать негативным фактором.
Появляются новые формы семейной жизни: гостевой брак, сожительство и т.д.

Особым типом семьи
следует считать студенческую семью. Для данного типа семьи характерны
специфические проблемы: материальные трудности, жилищные проблемы,
неустроенность быта, необходимость заканчивать профессиональное образование и
строить профессиональную карьеру, что часто приходится совмещать с воспитанием
ребенка. Положительным фактором можно считать то, что во многих случаях при
создании семью студенты руководствуются чувством любви и духовной близости.
Необходима система поддержки студенческих семей во всех направлениях
(финансовом, социальном, психологическом).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К
СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Содержание и сущность понятий формирования готовности к
семейной жизни Семья
— это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на
общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность
норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между
супругами, родителями и детьми, детей между собой [13].

Семья
выполняет ряд функций. Воспитательная функция состоит в том, что она реализует
потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их
воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает
социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Хозяйственно-бытовая
функция заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой;
содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой
функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в
общественном труде физических сил. Если общество не создает условий для
обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова
частенько становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не
выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и
безнадзорности детей [21].

Эротическая
функция обеспечивает удовлетворение сексуально-эротических потребностей
супругов. С точки зрения общества важно, что семья осуществляет регулирование
сексуально-эротического поведения, обеспечивает продление человеческого рода.
Если в супружеских отношениях, с одной стороны, вследствие психологического
барьера, присутствует сексуальная дисгармония, то получение супругами радости в
интимном отношении становится невозможным. С другой стороны, если сексуальная
распущенность и измены одного из супругов попирают чувство целомудрия другого,
то это также становится причиной развода.

Эмоциональная
функция способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии,
уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Эта функция
обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению
психического здоровья граждан. Если в семье отсутствует атмосфера мира и
взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям,
то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология
разрушителя с девиантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения
делает развод единственным выходом [21].

 Социокультурная функция сохраняет национальные
традиции; направлена на эстетическое взаимообогащение родственников;
обеспечивает выполнение социальных норм поведения; реализует желание в
совместном проведении отдыха; играет значительную роль в повышении культурного
уровня развития общества. Если семья не живет национальными традициями и не
формирует собственные, то она не складывается как единая система и живой
организм родовой преемственности. Слабые внутриродственные связи не способны
выдержать жизненных испытаний и приводят к разводу [28].

Духовно-нравственная
функция утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения
божественной заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех
жизненных обстоятельствах и иметь общую судьбу. В семье создаются наилучшие
условия для раскрытия духовного роста и творческого потенциала каждой личности.
Отсутствие духовных оснований в современной семье искажает всю
эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношений, порождает
безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость, негативно влияет на
все функции.

Многие
исследователи настаивают на том, чтобы рассматривать готовность к браку с точки
зрения личностного развития (Г. Крайг, Э. Эриксон, Г. С. Абрамов). Другие
акцентируют внимание на конкретных проблемах семейных отношений (Б. Ю. Шапиро,
А. Н. Обозова, В. А. Сысенко, Р. Уинч, Е. С. Калмыкова). Третьи же обращают
внимание на психологические компоненты готовности к браку (Н. В. Малярова, В.
С. Торохтий, И. В. Дубровина, Л. Б. Шнейдер, А. Керкгофф, К. Девис). По мнению
Л. Д. Шнейдер, готовность к браку включает в себя целый комплекс аспектов,
таких как [6]:


формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности
принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному
партнеру; ·


подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;


способность к самоотверженности по отношению к партнеру;


наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, –
эмпатийный комплекс;


высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;


умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции
собственной психики и поведения.

Готовность
молодежи к браку определяется как система социально-психологических установок
личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни,
ценностям супружества [28].

Согласно
Н.В. Маляровой, готовность к браку – это «система социально-психологических
установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к
образу жизни, ценностям супружества» [31].

С.И.
Ожегов говорит о готовности к браку как об ответственности за собственную
деятельность [36]. Согласно категориям философии, ответственность есть нечто
иное, как обязанность отвечать за себя и за когото перед кем-то. Это мнение
подтверждают Берковец и Даниельс, которые говорят о социальной ответственности.
По их мнению, чувство ответственности возникает у человека тогда, когда он
понимает, что кому-то нужна его помощь [50].

Семья
является тем самым местом, где важно проявлять и уметь получать помощь близкого
человека. По мнению Е. П. Зритневой можно определить готовность личности к
брачно-семейным отношениям как социально-психологическое образование,
интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл
знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения
домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье [21].

Можно
выявить определенные уровни психологической готовности к браку, которые
определяются степенью сформированности и структурной организацией ее
компонентов, таких как представления о супружеской иерархии, супружеские
отношения, ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и
ожидания [19]:


высокий уровень характеризуется достаточной степенью сформированности всех
компонентов;


средний уровень характеризуется высокой, средней и низкой степенями
сформированности одних компонентов над другими;


низкий уровень характеризуется средней степенью и низкой степенью
сформированности компонентов.

По
мнению А. Н. Волковой главную роль в психологической готовности к браку играет
осознанность ролевых ожиданий и притязаний партнёров в браке [9]. Ожидания —
это представления о том, какими характеристиками должен обладать партнёр и
какие функции в семье он будет исполнять. Ролевые притязания — это личная
готовность супруга к выполнению определённого рода ролей и соответствующих этой
роли занятий в семейных отношениях. От того, насколько будут согласованы
представления о ролевом взаимодействии в паре, завит положительный исход
адаптации к семейной жизни [9]. Однако современный мир имеет свои отличительные
особенности, которые влияют на развитие и становление личности.

Обучение
в вузах способствует формированию волевых, эмоциональных, когнитивных качеств и
мотивационной сферы личности [33]. В результате психологическая готовность в
отечественной и зарубежной психологии представляет собой сложное явление,
которое имеет несколько сторон исследования и требует комплексного изучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы