Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования фонематического восприятия у детей с ФФН 6
1.1 Развитие фонематического восприятия в норме 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 11
1.3 Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ФФН 13
Список литературы 20

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности. В связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно сказываются на психическом развитии ребенка в целом.
В данном процессе от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок. Комплексное решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки фонематического восприятия ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми.
Проблемы развития фонематического восприятия в дошкольном возрасте исследованы отечественными учеными: Е.Н. Белоус, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздевым, Е.В. Колесниковой, И.Е. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, М.Ф. Фомичевой, И.Н. Шевченко и др.
Одной из актуальных проблем логопедии дошкольного возраста является коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), которое Р.Е. Левина трактует как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, считается одним из распространенных нарушений речи.
Нарушения в развитии фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что дети испытывают значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе психологического развития: у них наблюдаются замкнутость, нежелание говорить, неразвитость коммуникативных способностей.
Таким образом, вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием являются актуальными.
Анализ существующих направлений научных исследований позволяет выделить противоречие между значимостью формирования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и недостаточным внедрением соответствующих программ в практику дошкольного образования.
Разрешение данного противоречия составляет проблему исследования: какова роль целенаправленного формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет протекать успешнее при введении в процесс разнообразных форм игровой деятельности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. На основе теоретического анализа специальной литературы изучить особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Проанализировать методические подходы к формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Выявить эффективные игровые формы работы елями по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
4. Провести диагностику уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать и апробировать программу работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, диагностика констатирующий эксперимент); статистические (обработка результатов диагностики).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для коррекционно-логопедической работы в ДОУ.
Экспериментальной базой исследования является: ГБДОУ детский сад №……комбинированного вида г…………., в диагностическом обследовании участвовало ……детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура исследования включает: введение, три главы, заключение, список литературы из 40 наименований, приложение.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования фонематического восприятия у детей с ФФН

1.1 Развитие фонематического восприятия в норме

Усвоение ребенком звуковой стороны речи, ее акустических характеристик в единстве с овладением двигательными (артикуляционными) образами фонем (реализаторами фонем) являются базовыми компонентами для дальнейшего овладения речью.
Понятие «звук», «фонема», «фонематическое восприятие» привлекают внимание специалистов из лингвистики, психологии, акустики, психоакустики, психолингвистикии других отраслей науки. Особое значение приобретает содержание этих понятий для коррекционной педагогики, в частности логопедии, поскольку проблема формирования фонематического восприятия у детей является актуальной и общей [22].
В современных научных исследованиях в области отечественной логопедии важно отметить наличие весомых достижений в исследовании теории восприятия и аналитико-синтетической «отделки» речевых сигналов.
Особое внимание ученых и практических работников привлекают вопросы восприятия, распознавания фонем в слове, что является чрезвычайно важным при формировании устной речи у детей. Несколько меньше внимания уделяется изучению особенностей восприятия детьми отдельных звуков, их характеристик [26].
При этом установлено, что существенным для коррекционной работы является знание нарушений речевых процессов – фонетических или фонематичных, что указывает направление развивающей работы, а также выбор соответствующих методик.
Необходимо отметить, что вопросы фонетической и фонематической сферы, их определение и трактовки в литературных источниках часто носят неоднозначный характер.
Мы исходили из того, что под фонематической структурой языка понимают систему организации звуковых кодов языка, в которой определенные признаки, которые имеют смысловое различающееся значение, и работа по формированию фонетических образов звуков являются базовыми для развития фонематической структуры речи

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы