Часть дипломной работы на тему Формирование этической культуры младших школьников в процессе создания публицистических жанров — лонгрида
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 11
1.1. Многообразие трактовок понятия «этическая культура» в современной науке 11
1.2. Этическая культура в рамках журналистского творчества 21
1.3. Лонгрид как жанр журналистики 32
1.4. Онтогенетические особенности формирования этической культуры при знакомстве с речевыми жанрами 50
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМИ ЖАНРАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 61
2.1. Возможности программ по внеурочной деятельности для формирования этической культуры младших школьников в процессе создания новых публицистических речевых жанров 61
2.2. Уровни, критерии, показатели сформированности этической культуры у детей младшего школьного возраста (констатирующий этап
эксперимента) 66
2.3. Организация и содержание опытного обучении. Результаты опытного обучения 78
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение А — Задания для констатирующего и контрольного этапов для определения уровня сформированности этической культуры младших школьников 105
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Любое общение требует от него умения соблюдать общепринятые правила поведения, которые трактуются нормами морали. Поскольку современный мир стремительно развивается, процесс образования так же должен реагировать на подобные изменения. ФГОС НОО ставит задачу развития у младших школьников универсальных учебных действий, в частности коммуникативных и личностных. Этическая культура играет значимую роль в жизни человека и является составной частью и коммуникативных, и личностных результатов образования. В связи с этим перед учителем стоит важная задача – научить ребенка уважать окружающих его людей и мир в целом.
Актуальность концепции формирования этической культуры для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
• задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальное объединение в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
• необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
• необходимостью обеспечения развития УУД в связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования;
• нехваткой методического обеспечения (пособий, статей и т.п.), раскрывающего возможности формирования этической культуры в процессе создания произведения нового речевого публицистического жанра [Волчегорская Е.Ю., Черных Е.В. Методологические подходы к этико-правовому воспитанию младших школьников // БГЖ. 2019. №1 (26). – с. 203-205].
Формирование этической культуры – одна из актуальных проблем современного общества, которая должна решаться сегодня каждым человеком, каждой организацией и всеми, кто имеет какое-либо отношение к детям.
Проблемой формирования этической культуры у детей занимались такие ученые как А. М. Виноградова, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, О. В. Защиринская, которые утверждали, что необходимо знакомить школьников с правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, прививать бережное отношение к культурным ценностям, знакомить педагогов и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
На наш взгляд, требуется целенаправленное воспитательное воздействие семьи и школы на подрастающее поколение и непосредственно совершенствование самого процесса формирования этической культуры на основе современных требований жизни общества.
Заключение:
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств предполагает становление отношений ребенка к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе должна проводиться систематически и целенаправленно под руководством учителя. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, приобщения к нормам этического поведения и культуры, этических чувств.
Процесс формирования у младших школьников этической культуры при знакомстве с речевыми жанрами предполагает непосредственное взаимодействие с общественной моралью и базовыми ценностями людей, освоение правил поведения и этикета для детей, а также лучших образцов социально одобряемого поведения. Одним из публицистических жанров, с котором можно познакомить учащихся начальной школы является лонгрид.
Создатели «Словаря новых медиа» характеризуют лонгрид как формат подачи журналистских материалов в интернете. К его отличительным особенностям, по их мнению, относится большой объём текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, аудио, инфографики и других. Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Популярность лонгрида обусловлена предметом отображения, в качестве которого могут выступать резонансные события, интересные судьбы, загадочные происшествия, необычные объекты действительности, общественно важные проблемы и т.д.
Мультимедийный лонгрид является эффективным средством формирования этической культуры младших школьников. Основный задачи использования лонгрида на уроках и во внеурочных занятиях является — формирование у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию; развитие коммуникативную компетенцию; формируют условия для положительной мотивации к учению.
С целью проверки эффективности использования лонгрида в процессе формирования этической культуры младших школьников была проведена экспериментальная работа. В исследовании приняли участие младшие школьники 4 «В» класса, которые составили контрольную группу, и ученики 4 «Г» класса, которые составили экспериментальную группу. Возраст детей 9-10 лет. Всего было задействовано 60 учащихся. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В результате анализа данных по уровню сформированности этической культуры можно сделать вывод, что у учащихся контрольного класса уровни сформированности этической культуры не изменились: у 16% (5 чел.) учащихся высокий уровень сформированности этической культуры, у 63% (19 чел.) учащихся – средний, и у 21% (6 чел.) – низкий уровень. Среди учащихся экспериментального класса в результате реализации занятий по разработанной программе вырос высокий уровень сформированности этической культуры на 20% и снизился низкий уровень – на 10%. Дети продемонстрировали более высокие знания правил и норм культурного поведения, при этом стараются придерживаться их в процессе общения как со своими сверстниками, так и в процессе общения с взрослыми.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
1.1. Многообразие трактовок понятия «этическая культура» в современной науке
Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 год [эл. реусрс] – URL http://zakon-ob-obrazovanii.ru ].
Формирование духовно-нравственной личности непосредственно связано с формированием этической культуры учащихся, поэтому является одной из первостепенных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества.
Единой трактовки понятия «этическая культура» не существует.
Например, Кондрашов В.А. под этической культурой понимает исторически формирующуюся систему духовных ценностей, некий процесс нравственного развития человечества, совершенствования его морали [Кондрашов, В.А. Этика [эл. реусрс] – URL http://samlib.ru/k/kondrashow_w_a/ocherk26.shtml].
Картамышева Л.В. отмечает, что этическая культура – это «система ценностей, включающая нравственные обычаи, традиции, моральные нормы и принципы, идеалы и понятия, укоренившиеся в обществе и сознании человека, и рефлексию над ними в рамках философско-этических теорий» [Картамышева Л.В. Модель формирования субъектно-нравственной позиции школьников // Поволжский педагогический вестник. 2016. №1 (10). – с. 46-52]
Многие ученые считают, что этическая культура – это некое единство нравственного сознания и нравственного поведения, основывающееся на этических нормах и ценностях [Кузнецов, И.В. Современный этикет – М.: Дашков и К, 2017. – 496 с., Лихачева, Л.С. Уроки этикета в рассказах и картинках. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2004. – 243].
Под этической культурой понимают сформированность этических знаний, нравственных навыков, моральных принципов, которые проявляются в деятельности человека. [Кругляницо, Т.Ф. Этика и этикет [эл. ресурс] – URL http://mei.ttk-logistic.ru/vesterny/etika-kruglyanitso-t-f-kruglyanitso-t-f-, Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [эл. реусрс] – URL http://www.studfiles.ru/preview/2979910/page:6/].
Как отмечает Щуркова Н.Е., наиболее высоким уровнем этической воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали [Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие [эл. ресурс] – URL https://elibrary.ru/item.asp?id=20070170 ]. Отсюда следует, что этически воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У этически воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.
Таким образом, этическая культура, по мнению Щурковой Н.Е., – это, культура человека, проявляющаяся, прежде всего, во владении нравственными знаниями, этическими нормами, умении жить согласно им и мотивировать ими свою деятельность.