Страноведение китайского языка Часть дипломной работы Иностранные языки

Часть дипломной работы на тему Формирование духовно-нравственного потенциала на уроках китайского языка( на примере концепта благородного мужа)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка в системах образования Китая и России 8

1.1. Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности 8

1.2. Формы, методы и приемы нравственного воспитания на уроках иностранного языка 13

1.3. «Концепт благородного мужа» в аспекте китайской культуры 21

Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитание нравственности или воспитание нравов. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное в духовном отношении к людям.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:

— во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

— во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

На уроках китайского языка применение «концепт благородного мужа» для формирования духовно-нравственного воспитания играет важную роль потому, что в китайской культуре центральное место в конфуцианстве занимает понятие «благородного мужа» (цзюнь-цзы) – образец нравственного человека, утверждающего нормы нравственного воспитания на уроках иностранного языка, общественного концепт, призванные управлять государством во главе с Сыном Неба. Благородный человек обладает «пятью добродетелями» 五德 wŭdé, «удэ»: 仁 rén, «жэнь» («гуманность», «человеколюбие»), 礼 lĭ, «ли» («ритуал», «благопристойность», «этикет»), 义 yì, «и» («справедливость», «долг», «ответственность», «принцип»), 智 zhì, «чжи» («мудрость»), 信 xìn, «синь» («верность»). Также выделяется категория 孝 «сяо» («сыновья почтительность»), в которой акцентируется внимание на важности исполнения сыновнего долга.

Объект исследования – образ «концепт благородного мужа» на уроках китайского языка.

Предметом исследования является категория «благородного мужа» в системе конфуцианства

Цель исследования: на основе анализа концепта «благородный муж» в структуре этнопсихологических представлений китайцев проанализировать формирование духовно-нравственного потенциала на уроках китайского языка.

Задачи:

— охарактеризовать духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности

— рассмотреть формы, методы и приемы нравственного воспитания на уроках иностранного языка

— дать характеристику образу «концепт благородного мужа» в аспекте китайской культуры

— проанализировать интерпретацию концепта «концепт благородного мужа» в языковом сознании китайцев на уроках иностранного языка в России

— провести методическую разработку урока китайского языка на основании фразеологического выражения концепта «концепт благородный муж»

— изучить результативность урока китайского языка на основании фразеологического выражения концепта «концепт благородный муж»

Методологическую основу исследования составил гуманитарный подход, центром которого является положение о ценностной основе духовно-нравственного воспитания (И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова), о ценностях как регуляторах духовной деятельности человека (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, А.В. Кирьякова), о культурологических аспектах духовно-нравственного воспитания и диалоге культур как универсальном воспитательном средстве (М.М. Бахтин. В.С. Библер, Е.В. Бондаревская).

Теоретическую основу исследования составили:

— на философском уровне: выводы о феноменах духовности и нравственности, представленные в трудах русских и китайских мыслителей И. Алфеева, Л.П. Буевой, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, позволившие уточнить сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания студентов; положения о ценностных основах культуры и о музыке как особом способе постижения мира, позволившие выявить и охарактеризовать философско-мировоззренческий уровень знаний о духовно-нравственном воспитании студентов в системе музыкального образования (С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.Б. Борев, М.А. Верб, Г.А. Гвоздевская, А.Ф. Лосев, Э.А. Саракаева, Л.Н. Столович, Ван Хунцзянь, Ван Чаовэнь, Гун Вэньцзя, Ли Лупин, Ло Тяньцюань, Лян Цзинмэй, Ма Айнунь);

— на общенаучном уровне: положения системного подхода о структурированности педагогических феноменов и об особенностях педагогических систем (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский), позволившие исследовать процесс духовно-нравственного воспитания на уроках китайского языка в России как целостное развивающееся явление; выводы Е.В. Яковлева о структуре педагогических концепций, ставшие основой обоснования концептуальных положений духовно-нравственного воспитания в системе образования;

— на конкретно-научном уровне: научно-педагогические и научно-психологические представления о духовно-нравственном воспитании как ценностно-смысловом феномене (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Беляева, Б.С. Братусь, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Н.Д. Никандров, Т.Г. Русакова, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков, О.Л. Янушкявичене); положения о восхождении к культуре как важном направлении духовно-нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова) и как части строительства «духовной цивилизации» в Китае (Сунь Цзиньлинь, Цуй Сянлин); выводы о гуманизации (В.Г. Рындак, В.В. Сериков) и гуманитаризации (Ю.В. Сенько) как основных тенденциях развития современного образования; научные представления об образовании как о среде, обладающей большими воспитательными возможностями (В.М. Аллахвердов, И.В. Арановская, Б.В. Асафьев, А.Г. Гройсман, Д.Б. Кабалевский, С.М. Каргапольцев, Е.Р. Сизова, Г.Г. Тенюкова, Ван Сяохун, Ван Хуайцзянь, Ван Юань, Пэн Ин, Се Сяолань, Сунь Лэй, Фань Иньли, Ци Ланьминь); выводы об особенностях сравнительно-педагогических (Н.Е. Воробьёв, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Цзюй Чжаочунь, Яо Вэй) исследований, позволившие выявить общее и особенное в духовно-нравственном воспитании на уроках китайского языка в России.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена следующим: материалы исследования могут быть использованы в системе многоуровневого образования для разработки научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам теории и практики организации духовно-нравственного воспитания с учётом социокультурных особенностей; при разработке специальных и элективных курсов, специальных семинаров в рамках подготовки вокалистов, программ конференций по вопросам духовно-нравственного воспитания на уроках китайского языка в России.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка в системах образования Китая и России

1.1. Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности

Понятие «нравственное воспитание» пронизывает всю жизнь и деятельность человека. Педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее основной признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» [48, c. 31].

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [7, c. 67].

Нравственное воспитание может быть эффективным только как целостный процесс педагогической организации всей жизни старших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация нравственного воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнёрства;

— индивидуально-личностного развития;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

О нравственном примере учителя говорил выдающийся немецкий педагог А. Дистервег, он считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, ученикам, коллегам – всё это имеет большое значение для нравственного воспитания обучающихся. Воспитательные программы не будут эффективными, если педагог не представляет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения [35, c. 67].

В условиях современности необходимо осуществлять социально-педагогическое партнерство – без него субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное воспитание нравственных качеств обучающихся. Однако, чтобы решить эту задачу необходимо выстраивать тесные партнёрские отношения со всеми субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально-педагогического партнёрства осуществляется при согласовании социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и других субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.

Нравственное воспитание, особенно – воспитание нравственных качеств, обучающихся должны интегрироваться в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Воспитание нравственных качеств превращается в воспитательную задачу, чтобы ее решить обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин.

Базовые ценности нельзя вложить в содержание отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они включены во все содержание образования, уклад школьной жизни, деятельность школьника.

Система базовых национальных ценностей создаёт единую смысловую основу пространства нравственного воспитания личности. В этом пространстве нет барьеров между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью [26, c. 87].

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем взрослого сообщества. Полноценное нравственное воспитание заключается не в информировании обучающегося о ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Нравственное воспитание будет актуальным для обучающегося, если оно соединяется с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая выражается в ценных для общества свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности говорит глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию и сопереживанию, мучениям совести, страданию и состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, способности давать им самостоятельную оценку.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы