Часть дипломной работы на тему Формирование ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Понятие ценностного отношения младших школьников к
семье в психолого-педагогической литературе
1.2 Условия формирования ценностного отношения к семье в
процессе изучения русского языка
2.1 Анализ программ и учебников по русскому языку
2.2 Диагностика уровня сформированности ценностного
отношения к семье
2.3 Работа по формированию ценностного отношения к семье в
процессе изучения русского языка
2.4 Анализ результатов опытного обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..70
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема формирования ценностного
отношения к семье в младшем школьном возрасте актуальна в современном обществе,
так как младший школьный возраст один из самых ответственных в плане развития
личности. Ученые говорят, что именно данный возраст является сензитивным
периодом для формирования познавательного отношения к миру, развитию учебной
деятельности, организованности и саморегуляции. И сейчас, как никогда, в
воспитании личности приоритетной задачей становится формирование человека,
«уважающего и принимающего ценности семьи и общества».
Так
же формирование ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы как
самостоятельное направление не выделяется. Тем самым наблюдается рост
деградации внутрисемейных отношений, обеднение семейных ценностей и в обществе
говорят о необходимости изменить сложившуюся ситуацию.
Ю.П
Азаров в работе «Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и
творчестве» обратил внимание, что существенное влияние на формирование личности
ребенка оказывают уклад семейной жизни, стили семейного воспитания, традиции и
условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту
среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-ценностные
качества [1, с. 210].
Несомненно,
родительский институт воспитания является главнейшим в развитии ребёнка, но
рамках общественного воспитания огромную роль в жизни ребёнка на этапе
начального звена обучения играет школа и, конечно же, учитель. Педагог, являясь
одним из элементов воспитания должен способствовать усвоению детьми моральных
норм, нравственных ориентиров, а так же формировать ценностное отношение к
семье в рамках этих категорий.
Большую
роль в формировании ценностного отношения к семье и его социализации играет
изучение русского языка. Через изучение русского языка ребёнок осваивает
культуру, духовные и эстетические идеалы прошлых поколений, их нравственный и
познавательный опыт.
Проанализировав
статью Л.О. Володиной «Развитие ценностей семейного воспитания как
научно-педагогическая категория», выявили, что более успешное усвоение детьми
нравственных категорий происходит при применении следующих форм и методов:
изучение литературы (сказки, рассказы, стихи про семью), углубление в историю
своей семьи, поиск традиций семьи и т.п. Так же одной из форм при работе по
формированию ценностного отношения к семье у младших школьников является
проведения классных часов на тему семьи [14, с. 132].
Немало
важно отметить тот факт, что формирование ценностного отношения к семье у
младших школьников будет более эффективным, если педагог сможет организовать
работу с родителями. Так же крайне необходимо создание программы, включающей
диагностику начального уровня отношения детей к семье, самих мероприятий,
способствующих формированию ценностного отношения, с приведением результатов.
Изучением
проблемы формировании ценностного отношения к семье занимались такие известные
ученые как С. П. Акутина [3], О.В.
Бородина [8], В.А. Василенко [9], Л.О. Володина [14], О.С. Пермовская [36],
Л.Ю. Савинова [39], Н.Е. Щуркова [46], И.В.Федосова [43]. Тем не менее в
педагогике проблема формирования ценностного отношения к семье остается
недостаточно разработанной.
Таким
образом, актуальность проблемы формирования ценностного отношения к семье
обусловлена современными социальными условиями, социальным заказом общества,
недостаточной разработанностью в теории сущности процесса формирования
нравственных ориентиров младших школьников.
Заключение:
В ходе анализа
научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто
содержание и структура формирования ценностного отношения к семье у младших
школьников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности
путём приобщения младших школьников к базовым общечеловеческим ценностям,
духовным и семейным традициям на основе развития способности к
социально-ориентированной деятельности.
Пришли
к выводу, что формирование ценностного отношения к семье у младших школьников –
это процесс воспитания отношения к семье, как к наивысшей ценности путем
приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным
традициям на основе развития способности к социально ориентированной
деятельности.
Ценность семьи является
центральным ядром, объединяющим гуманистические ценности человека. В семье
человек всегда формировался физически, психологически, интеллектуально,
удовлетворял многие свои потребности. В семье начинают развиваться
нравственные, духовные начала, открываются для человека источники его будущего
счастья или несчастья, развивается личность ребёнка. Следует отметить, что
именно в семье воспитываются ценности духовно-нравственной сферы личности.
Ценностное
отношение к семье можно представить в виде интегрального свойства личности,
включающего в себя понимание, эмоции, мотивы, убеждения, деятельность. Со
временем ребёнок начинает понимать сопричастность к семье и роду, осознает
важность любви и взаимоуважения, активно участвует в жизни своей семьи,
проявляет ответственность в семейных отношениях. Поэтому ориентация на
ценностное отношение к семье, ее нравственных устоев, ответственность перед ней
является важной составляющей в нравственном развитии личности младшего
школьника.
Были
выделены педагогические условия для формирования ценностного отношения к семье,
а именно применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование
ценностного отношения к семье; вовлечение в совместную деятельность, отвечающую
интересам и потребностям школьников; развитие новых социально значимых знаний и
отношений способствуют формированию ценностного отношения к семье у младших
школьников.
Анализ программ и
учебников УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» показал, что данные программы обладают
достаточным потенциалом для осуществления работы по формированию ценностного
отношения младших школьников к семье. Реализация работы учителя зависит от
выбора форм, методов, приемов и средств обучения, а также от уровня
профессионального мастерства педагога.
Для подтверждения
гипотезы о создании более успешного развития ценностного отношения к семье была
организована экспериментальная работа. Были выделены компоненты
сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников:
когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческо-деятельностный.
Полученные
результаты по составляющим компонентам в экспериментальном и контрольном
классах на констатирующем этапе свидетельствуют о низком уровне
сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников. Низкий и
средний уровни сформированности ценностного отношения к семье выявлен у 24
учащихся экспериментальной группы, что составило 96% и 23 учащихся контрольной
группы, что составило 92%. Подтвердилась необходимость развития ценностного
отношения к семье у младших школьников.
На
формирующем этапе был разработан комплекс упражнений, позволяющий повысить
эффективность педагогической работы по формированию ценностного отношения к
семье детей младшего школьного возраста.
После
проведения работы по формированию ценностного отношения к семье у младших
школьников на уроках русского языка была проведена повторная диагностика. Обобщив
полученные результаты, видим, что количество учащихся с высоким уровнем
сформированности ценностного отношения к семье в экспериментальной группе
увеличилось на 44% и составило 48% человек. Средний уровень увеличился на 4% и
на контрольном этапе составил 36% детей. Количество учащихся с низким уровнем
сформированности ценностного отношения к семье уменьшилось на 48% и составил
16% учащихся. В контрольной группе таких качественных изменений не произошло.
Можно
сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений на уроках русского языка,
направленный на формирование ценностного отношения к семье у младших
школьников, даёт результаты. В экспериментальной группе показатели диагностик
повышаются, в то время как в контрольном классе существенных изменений
зафиксировано не было.
Фрагмент текста работы:
1.1
Понятие ценностного отношения младших школьников к семье в
психолого-педагогической литературе
Младший
школьный возраст связан с важнейшим событием в жизни ребенка – поступлением в
школу. Ребенок осваивает новую социальную роль школьника и ведущей
деятельностью становится учение. Привычный уклад жизни ребенка меняется,
появляются новые обязанности, перестраивается вся система взаимоотношений
ребенка с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте дети характеризуются
повышенной восприимчивостью, доверчивостью к получаемым знаниям, поэтому данный
период является благоприятным для формирования у школьников нравственных
ориентиров. Для успешного выполнения такой важной задачи учителю необходимо
знать характерные особенности психического развития детей в этом возрасте [6, с.
142].
В
познавательной сфере ребенка происходят значительные изменения. Основное
интеллектуальное новообразование возраста – произвольность и осознанность всех
психических процессов, их внутреннее опосредование, которое происходит
благодаря усвоению системы научных понятий. Происходит переход от
наглядно-образного мышления к словесно-логическому, рассуждающему. Чтобы
овладеть основами наук, ребенок должен научиться овладевать понятиями этих
наук. На основе овладения новым содержанием, на каждом этапе усвоения понятия у
школьника появляются и новые мыслительные процессы, новый подход к явлениям,
это в дальнейшем дает возможность овладения еще более сложным понятием, что
приводит к формированию черт развернутого логического мышления [17, с. 111].
Благодаря формированию понятий на основе
обобщения существенных признаков в ходе обучения формируется систематизация
понятий. Каждое сформировавшееся у школьника понятие занимает определенное место
в системе других, посредством связи с ними определенными отношениями,
выраженными в реальной действительности. В процессе обучения, на уроках
русского языка происходит дифференциация таких понятий, как слово,
словосочетание, предложение, текст и др. Процесс дифференциации является
фундаментом для усвоения ребенком системы знаний русского языка. Дальнейшее
развитие мышления школьника невозможно без усвоения первичной системы понятий,
в которой четко разделены и соотнесены друг с другом более общие и более
частные понятия. Изменения в области памяти, которая приобретает ярко
выраженный произвольный характер, связаны в первую очередь с осознанием
ребенком особой мнемической задачи, которую он отделяет от всякой другой [6, с.
168].
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Понятие ценностного отношения младших школьников к семье в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия формирования ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка 22
1.3 Современные подходы к формированию ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 31
2.1 Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте темы 31
2.2 Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к семье у младшего школьника 34
2.3 Работа по формированию ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка 46
2.4 Анализ результатов опытного обучения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..70
Введение:
Актуальность исследования. Проблема формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте актуальна в современном обществе, так как младший школьный возраст один из самых ответственных в плане развития личности. Ученые говорят, что именно данный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, развитию учебной деятельности, организованности и саморегуляции. И сейчас, как никогда, в воспитании личности приоритетной задачей становится формирование человека, «уважающего и принимающего ценности семьи и общества».
Так же формирование ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы как самостоятельное направление не выделяется. Тем самым наблюдается рост деградации внутрисемейных отношений, обеднение семейных ценностей и в обществе говорят о необходимости изменить сложившуюся ситуацию.
Современный педагог Ю.П Азаров в работе «Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве» обратил внимание, что существенное влияние на формирование личности ребенка оказывают уклад семейной жизни, стили семейного воспитания, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-ценностные качества [1, с. 210].
Несомненно, родительский институт воспитания является главнейшим в развитии ребёнка, но рамках общественного воспитания огромную роль в жизни ребёнка на этапе начального звена обучения играет школа и, конечно же, учитель. Педагог, являясь одним из элементов воспитания должен способствовать усвоению детьми моральных норм, нравственных ориентиров, а так же формировать ценностное отношение к семье в рамках этих категорий.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье и его социализации играет изучение русского языка. Через изучение русского языка ребёнок осваивает культуру, духовные и эстетические идеалы прошлых поколений, их нравственный и познавательный опыт.
Проанализировав статью Л.О. Володиной «Развитие ценностей семейного воспитания как научно-педагогическая категория», выявили, что более успешное усвоение детьми нравственных категорий происходит при применении следующих форм и методов: изучение литературы (сказки, рассказы, стихи про семью), углубление в историю своей семьи, поиск традиций семьи и т.п. Так же одной из форм при работе по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников является проведения классных часов на тему семьи [14, с. 132].
Немало важно отметить тот факт, что формирование ценностного отношения к семье у младших школьников будет более эффективным, если педагог сможет организовать работу с родителями. Так же крайне необходимо создание программы, включающей диагностику начального уровня отношения детей к семье, самих мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения, с приведением результатов.
Изучением проблемы формировании ценностного отношения к семье занимались такие известные ученые как С. П. Акутина [3], О.В. Бородина [8], В.А. Василенко [9], Л.О. Володина [14], О.С. Пермовская [36], Л.Ю. Савинова [39], Н.Е. Щуркова [46], И.В.Федосова [43]. Тем не менее в педагогике проблема формирования ценностного отношения к семье остается недостаточно разработанной.
Таким образом, актуальность проблемы формирования ценностного отношения к семье обусловлена современными социальными условиями, социальным заказом общества, недостаточной разработанностью в теории сущности процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников.
Анализ научных исследований и образовательной практики выявили наличие противоречий:
— между социальной и научной актуальностью проблемы формирования ценностного отношения к семье как социально значимой ценности и недостаточной ориентацией учителей на формирование этого личностного новообразования;
— между требованиями общества к формированию у младших школьников ценностного отношения к семье и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
Проблема исследования: каковы условия работы по формированию ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы на уроках русского языка?
Цель исследования: определить условия успешной работы по формированию ценностного отношения к семье у младшего школьника в процессе изучения русского языка.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к семье у младшего школьника в процессе изучения русского языка.
Предмет исследования: условия формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе изучения русского языка.
Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что процесс формирования ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка будет более успешным, если будут соблюдены следующие условия:
— использовать различные фольклорные жанры (сказки, былины, колыбельные песни, пословицы, поговорки, игры, загадки, скороговорки);
— использовать упражнений по анализу репродукций картин русских художников;
— выполнение заданий по составлению генеалогического дерева;
— использовать инсценировки, творческие домашние задания.
В соответствии с обозначенной проблемой, выдвинутыми целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить основные понятия работы: ценностное отношение, ценностное отношение к семье.
2. Определить условия формирования ценностного отношения младших школьников к семье в процессе изучения русского языка.
3. Определить потенциал уроков русского языка для формирования ценностного отношения к семье в процессе изучения русского языка.
4. Провести анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте темы.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного отношения к семье.
6. Разработать задания для формирования ценностного отношения младших школьников к семье в процессе изучения русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, обобщение и систематизация полученных данных.
Теоретическую основу исследования составляют: теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова); теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях ( Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский); теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов); исследования, раскрывающие сущностное понятие «ценностное отношение к семье» (О.С. Пермовская, Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования можно применить при подготовке организации учебного процесса учителями начальных классов, педагогами методистами дополнительного образования, при повышении курсов квалификации учителей.
База исследования: МБУ «Школа №41», учащиеся 4 «А» класса (экспериментальная группа) и 4 «Б» класса (контрольная группа), общей численностью 50 человек.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования ценностного отношения к семье у младших школьников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения младших школьников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности.
Пришли к выводу, что формирование ценностного отношения к семье у младших школьников – это процесс воспитания отношения к семье, как к наивысшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
Ценность семьи является центральным ядром, объединяющим гуманистические ценности человека. В семье человек всегда формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности. В семье начинают развиваться нравственные, духовные начала, открываются для человека источники его будущего счастья или несчастья, развивается личность ребёнка. Следует отметить, что именно в семье воспитываются ценности духовно-нравственной сферы личности.
Ценностное отношение к семье можно представить в виде интегрального свойства личности, включающего в себя понимание, эмоции, мотивы, убеждения, деятельность. Со временем ребёнок начинает понимать сопричастность к семье и роду, осознает важность любви и взаимоуважения, активно участвует в жизни своей семьи, проявляет ответственность в семейных отношениях. Поэтому ориентация на ценностное отношение к семье, ее нравственных устоев, ответственность перед ней является важной составляющей в нравственном развитии личности младшего школьника.
Анализ программ и учебников УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» показал, что данные программы обладают достаточным потенциалом для осуществления работы по формированию ценностного отношения младших школьников к семье. Реализация работы учителя зависит от выбора форм, методов, приемов и средств обучения, а также от уровня профессионального мастерства педагога.
С целью формирования ценностного отношения младших школьников к семье в процессе изучения русского языка в современной школе была организована экспериментальная работа. Были выделены компоненты сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников: когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческо-деятельностный.
Полученные результаты по составляющим компонентам в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе свидетельствуют о низком уровне сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников. Низкий и средний уровни сформированности ценностного отношения к семье выявлен у 24 учащихся экспериментальной группы, что составило 96% и 23 учащихся контрольной группы, что составило 92%. Подтвердилась необходимость развития ценностного отношения к семье у младших школьников.
На формирующем этапе был разработан комплекс упражнений, позволяющий повысить эффективность педагогической работы в процессе обучения русского языка по формированию ценностного отношения к семье детей младшего школьного возраста.
После проведения работы по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников на уроках русского языка была проведена повторная диагностика. Обобщив полученные результаты, видим, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье в экспериментальной группе увеличилось на 44% и составило 48% человек. Средний уровень увеличился на 4% и на контрольном этапе составил 36% детей. Количество учащихся с низким уровнем сформированности ценностного отношения к семье уменьшилось на 48% и составил 16% учащихся. В контрольной группе таких качественных изменений не произошло.
Можно сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений на уроках русского языка, направленный на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников, даёт результаты. В экспериментальной группе показатели диагностик повышаются, в то время как в контрольном классе существенных изменений зафиксировано не было.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие ценностного отношения младших школьников к семье в психолого-педагогической литературе
Младший школьный возраст связан с важнейшим событием в жизни ребенка – поступлением в школу. Ребенок осваивает новую социальную роль школьника и ведущей деятельностью становится учение. Привычный уклад жизни ребенка меняется, появляются новые обязанности, перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью, доверчивостью к получаемым знаниям, поэтому данный период является благоприятным для формирования у школьников нравственных ориентиров. Для успешного выполнения такой важной задачи учителю необходимо знать характерные особенности психического развития детей в этом возрасте [6, с. 142].
В познавательной сфере ребенка происходят значительные изменения. Основное интеллектуальное новообразование возраста – произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, рассуждающему. Чтобы овладеть основами наук, ребенок должен научиться овладевать понятиями этих наук. На основе овладения новым содержанием, на каждом этапе усвоения понятия у школьника появляются и новые мыслительные процессы, новый подход к явлениям, это в дальнейшем дает возможность овладения еще более сложным понятием, что приводит к формированию черт развернутого логического мышления [17, с. 111].
Благодаря формированию понятий на основе обобщения существенных признаков в ходе обучения формируется систематизация понятий. Каждое сформировавшееся у школьника понятие занимает определенное место в системе других, посредством связи с ними определенными отношениями, выраженными в реальной действительности. В процессе обучения, на уроках русского языка происходит дифференциация таких понятий, как слово, словосочетание, предложение, текст и др. Процесс дифференциации является фундаментом для усвоения ребенком системы знаний русского языка. Дальнейшее развитие мышления школьника невозможно без усвоения первичной системы понятий, в которой четко разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия. Изменения в области памяти, которая приобретает ярко выраженный произвольный характер, связаны в первую очередь с осознанием ребенком особой мнемической задачи, которую он отделяет от всякой другой [6, с. 168].
Дети младшего школьного возраста ещё не могут в полной мере использовать свою память. Им трудно направить процессы запоминания и воспроизведения на школьный материал. У них также плохо развит самоконтроль, который нужен при заучивании. Они еще не могут проверить себя сами. Заучивая материал, они используют прием многократного повторения, при этом часто не вникая в смысл того, что учат. Если стихотворение возможно выучить путем многократного повторения, то материал, например, по истории таким образом выучить довольно сложно. Задача учителя – обучить школьников приемам и способам рационального запоминания, среди которых – деление текста на смысловые части, составление плана, сопоставление и соотнесение [29, c. 133].
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Восприятие младшего школьника становится гораздо более управляемым. Ученик на уроке не должен рассматривать то, что интересно ему, он должен слушать только то, что говорит учитель. Это значит: ребенок должен научиться управлять своим восприятием, подчинять его конкретной задаче. Еще одна особенность восприятия детей этого возраста – слабая дифференцированность. Она проявляется в том, что ребенок воспринимает только отдельные, наиболее яркие и выделяющиеся свойства предмета, без учета остальных его свойств [17, с. 94].
Большое значение для процесса восприятия имеет собственное отношение ребенка к воспринимаемому. Воспринимаемый объект может быть интересен или не интересен для ребенка. Безусловно, интересный объект будет восприниматься более активно, а неинтересный ребенок может даже не заметить. В младшем школьном возрасте происходит развитие внимания. Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности этой психической функции. Наиболее традиционной проблемой для учителя в начальной школе является рассеянное, неустойчивое и кратковременное внимание обучающихся. У младших школьников доминирует непроизвольный тип внимания. Для них нехарактерно волевыми усилиями регулировать свое внимание и подчинять его определенным задачам. Внимание детей привлекает все яркое, новое и интересное. В связи с этим они могут упустить главное в учебном материале и обратить внимание на частные и несущественные, но интересные им моменты. Объем внимания первоклассников сравнительно мал. Одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя они не могут [17, с. 201].
В процессе школьного обучения объем внимания у детей расширяется. Увеличивается не только количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Внимание младших школьников характеризуется малой устойчивостью. Им трудно длительно сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, они легко отвлекаются. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут.
Для младших школьников характерна высокая потребность в общении, которая определяет процесс развития речи. К началу школьного обучения происходит интенсивное увеличение словарного запаса ребенка. Младший школьник узнает большое количество новых слов, новые значения известных ему слов и словосочетаний, множество новых грамматических форм и конструкций, узнает уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях. В процессе развития ребенка эгоцентрическая речь (речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность) все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая осуществляется в процессе размышления, планирования действий. Внутренняя речь помогает детям словесно выражать процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания [6, с. 171].
Вместе с тем младшие школьники не перестают использовать эгоцентрическую речь. На уроках дети часто проговаривают вслух свои действия. В младшем школьном возрасте интенсивно развивается и внешняя речь: устная и письменная. При поступлении в школу ребенок уже практически владеет грамматическим строем речи. Ребенок способен изменять слова, связывать их в предложения, но делает это не осознанно, эта способность является естественным его свойством. Только в процессе изучения языка, слово становится для ребенка предметом целенаправленного познания. При усвоении грамматического строя речи большое значение имеет овладение письменной речью. Перед ребенком возникает новая задача: предать в письменной форме то, что раньше он видел, читал или слышал. Для того чтобы научиться правильно писать и читать, необходим хорошо развитый фонематический слух (способность воспринимать и различать все фонемы). Большинство первоклассников обладают развитым фонематическим слухом. Дети способны различать звуки в словах, могут соотнести звук с его графическим выражением, понимают смысл услышанных слов [29, c. 107].
На уроках русского языка ребенок сталкивается со звуковым анализом слова. Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и осознанию звукового состава языка. Важным фактором развития внешней речи является речевая среда, окружающая ребенка. Интенсивное развитие внешней речи происходит при восприятии ребенком правильных образцов речи, наблюдении над различным языковым материалом, а также в процессе создания собственных речевых высказываний с использованием различных средств языка. В начальных классах дети познают литературную языковую норму. Школьники учатся отличать литературный язык от просторечия, жаргонов и диалектов. Происходит формирование начальных представлений о стилях литературного языка (художественном, научном, разговорном). При развитии речи младших школьников обучение направлено на формирование конкретных характеристик речи, которые являются критериями оценки устных и письменных высказываний детей (содержательность, логика, точность, разнообразие речевых средств, ясность, выразительность, правильность). Развитию речи детей наиболее способствуют упражнения в связной речи (устный рассказ, пересказ, сочинение и др.), так как они обеспечивают развитие всех видов речевых умений [6, с. 114].
Среди психических новообразований детей младшего школьного возраста следует отметить возникновение рефлексии. Это способность ребенка посмотреть на себя чужими глазами, со стороны, умение анализировать свои действия, мысли, переживания. В связи с этим особенно важно наличие в окружении ребенка эталона нравственного поведения. Это обеспечит ребенку возможность соотносить свои поступки, мысли, переживания с эталоном и при необходимости вести работу над собой. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит интенсивное интеллектуальное развитие. Главными новообразованиями возраста являются осознание и произвольность всех психических процессов.
Происходит формирование личности ребенка, его характера, закладывается мировоззрение. Психологические особенности младшего школьника выступают благоприятной предпосылкой для осуществления целенаправленной работы по формированию духовно-нравственных ориентиров ребенка, которые в будущем станут фундаментом его нравственного поведения.
Нравственное становление человека начинается с его рождения. Свое первое нравственное воспитание ребенок получает в семье. Здесь закладывается его первый эмоциональный и чувственный опыт. Важнейшими факторами будут являться отношения между родителями, семейный уклад, распределение ролей в семье, отношение родителей к ребенку и др. В семье у детей формируются первичные нравственные представления и чувства, закладываются навыки нравственного поведения. Именно в зависимости оттого, что вложат родители в душу ребенка, будет зависеть его нравственный уровень в будущей жизни. Недостатки развития и воспитания этого периода жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитый в детстве опыт ребенка отличается высокой психологической устойчивостью.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания семья представляется одной из базовых ценностей нашей страны, семья располагается в ряду основных национальных ценностей [27]. В программе воспитания и социализации учащихся начального звена семья является важнейшим ценностным ориентиром. Семья как социальный институт является связующим звеном между ребёнком и обществом. Совместная культура родителей, значимые ориентиры семьи, умение и желание передать их потомкам являются основой духовно-нравственного воспитания ребенка.
Динамику ценностей семьи изучали Л.И. Маленкова [31], И.С. Кон [26]. Обобщили и углубили представления о ценностях семьи В.Н. Дружинин [22], С.Г. Вершловский [11]. По мнению ученых, семья выступает как ценностная часть общества, а человек как часть семьи сам ориентируется на ценности этого мира. Человек имеет свою ориентацию на установки, убеждения, предпочтения, которые находят отражение в его поведении. В жизненном ориентире человек избирательно относится к ценностям материального и духовного мира.
Философы категорию «ценности» понимают как социальный объект окружающего мира, имеющий для человека утвердительную или отрицательную важность. Ориентиром деятельности для человека в предметной или социальной сфере является его ценность. То есть ценность – это проявление отношения к людям, действительности, окружающему миру.
Н.А. Бердяев в работе «Философия свободного духа» рассуждает: «Духовные ценности стоят выше социальной жизни и её ценностей, а каждая культура отличается от другой, набором ценностей, обуславливающей поведение её представителей». Ценностями высшего порядка он называет развитие человека, качество жизни, та как жизнь сама по себе самоценна и самодельна. [4, с. 84].
В.А. Караковский в работе «Школа воспитания» выделил восемь общечеловеческих ценностей: «Это земля, как общий человеческий дом; родина, где человек рождается и растет; семья, где прививается уважительное отношение ко всему сущему; труд, как основа человеческого бытия; знания как нравственная ценность; культура, как накопленные материальные и духовные богатства; мир, как покой и согласие, как важнейшее условие существования земли и человечества; и человек как безусловная ценность» [28, с. 180].
Ценности позволяют сформулировать принципы и правила, которыми необходимо пользоваться, взаимодействуя с другими людьми. Ценности классифицируются по разным основаниям: положительные и отрицательные, объективные и субъективные, материальные и духовные, общечеловеческие и индивидуально- личностные. Все ценности связаны с оценкой. Оценка есть средство осознания ценности природного и социального мира, осознание человеком индивидуально-личностной значимости. Каждая сфера человеческой деятельности обладает ценностными измерениями. В иерархии ценностей, ценности внутренней жизни значительнее социальной, и в их порядке семья как ценность обретает значимое, приоритетное место.
В современных исследованиях ученые одним из важнейших критериев выделяют ценность семьи. А детей и семью рассматривают как самостоятельную ценность. Л.И. Савинов в работе «Семьеведение» говорит: «В семье воспроизводятся общечеловеческие идеалы справедливости, добра, зла, милосердия. То есть семья объединяет общечеловеческие ценности в одно целое. Духовность и культура являются близкими понятиями, охватывающими все сферы человеческого бытия. Формирование их связано с базовой культурой формирования личности, которая закладывается прежде всего в семье» [28, с. 172].
Именно семья, прежде всего, старается создать обстановку мира и согласия. Ценность семьи является центральным ядром, объединяющим гуманистические ценности человека. В семье человек всегда формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности. В семье начинают развиваться нравственные, духовные начала, открываются для человека источники его будущего счастья или несчастья, развивается личность ребёнка. В семье он учиться любить, верить, заботиться о близких, выстраивать взаимоотношения с людьми, миром, с самим собой. Семья создаёт обеспечение психического и эмоционального спокойствия детей и взрослых. Семья оказывается хранителем обычаев своего рода и народности в целом. А также основывает свои личные традиции.
Семейные традиции – это передаваемые от поколения к поколению нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды. Семейные традиции являются механизмом передачи законов внутрисемейного взаимодействия последующим поколениям: умение распределять роли во всех сферах семейной жизни, принятие культуры общения и умение преодолеть возникающие проблемы. Семья как неотъемлемая доля коллективной системы объединена с иными её составляющими. Социальное окружение оказывает влияние на семью, вырабатывая её определённый тип. Семья же в свою очередь воздействует на остальные социальные институты, процессы и общество.
Как считает Ю.В. Василькова в работе «Методика и опыт работы социального педагога»: «Семья вводит ребёнка в общество, и именно в обществе человек становится личностью, где закладываются основы человеческих отношений, первая социализация личности. В семье человек приобретает первоначальную пробу социального взаимодействия, постигает первые нормы и ценности, овладевает первыми социальными ролями. На протяжении какого-то периода семья оказывается единственным местом получения подобного опыта. Затем в жизни человека появляются такие социальные институты как детский сад, школа, улица» [10, с. 70].
Однако семья остаётся одним из важнейших, а иногда и единственным фактором социализации личности. Семье отдаётся главенствующая роль в становлении направленности поведения ребёнка. Именно в ней в процессе взаимоотношений между супругами, детьми, родственниками закладываются основные нормы и правила, нравственность ценностные ориентации, формируется самосознание, особенности личности ребёнка [10, с. 75].
Ценность семьи проявляется через личностное отношение к ней, предоставляя каждому индивидуальный выбор её ценностей, что говорит о возможности выбора семейных приоритетов как социальных норм семейной жизни. О.И. Волжина в статье «Аксиологическая концепция семьи» считает: «Ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с её социальной значимостью» [13, с. 31].
Институт семьи и существует ради трансляции и реализации тех ценностей и семейного уклада, который имеется внутри семьи. Л.И. Савинов в работе «Семьеведение» называет их «родовыми ценностями и относит к ним: любовь, как наивысшую ценность между мужчиной и женщиной; рождение детей – как ценность, при достижении которой проявляются духовные ценности; ценностные ориентации, дающие возможность членам семьи погрузиться в мир человечности. Это находит своё отражение в ролевом поведении членов семьи» [40, с. 112].
Т.А. Куликова в работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» определяет: «Семья как малая социальная группа. Её члены связаны родственными или брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [29, с. 178].
С.М. Вишнякова в работе «Профессиональное образование» утверждает: «Семья — это незначительная социальная группа, которая образована на брачном союзе или кровном родстве, объединена общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» [12, с. 213]. В словаре С.И. Ожегова, категория «семья» рассматривается как группа проживающих вместе родственников [36, с. 421]. В.И. Даль в словаре сообщает, что само слово «семья» древнерусского происхождения, обозначает «челядь», «домочадцы» [19, с. 320].
Трактовку понятия «семья» дает российский педагог Б.М. Бим-Бад в работе «Модернизация института семьи», который подчеркивает: «Семья — это образованная на брачном союзе или кровном родстве группа вместе живущих людей, связанная ответственностью и взаимопомощью» [5, с. 130].
С.П. Акутина в статье «Методы поддержки воспитательной семейной системы», рассматривая категорию духовно-нравственных ценностей, выделяет главную категорию добра, как проявление наивысшей ценности человека. Формирование духовно-нравственной сферы выступает как наивысший смысл жизни человека, которые регулируют его поведение и включают в себя не только ценности семьи, но национальные и общественные ценности [3, с. 18].
Следует отметить, что именно в семье воспитываются ценности духовно-нравственной сферы личности. В широком смысле семейные ценности понимаются как наиболее значимый идеал, конечная цель которого заключена в воспитании и развитии человека. А также способность их достижения с позиции социокультурной среды, реализуемая через передачу ценностей и культуры от старшего поколения к младшему. С другой стороны, семейные ценности рассматриваются как этические и нравственные требования, вырабатываемые и демонстрируемые в семейных отношениях, семейных традициях и обычаях.
С.П. Акутина выделяет виды семейных духовно-нравственных ценностей:
— безусловные ценности (проявление любови, доброты, уважения, истинной веры, надежды, культуры);
— видовые духовно нравственные ценности (природные богатства страны, работа);
— общественно государственные ценности (Отечество, совершенство, воля);
— культурно национальные кровные ценности семьи (родственные связи, предки, семейный уклад, традиции) [3, с. 19-20].
Ценностное отношение к семье можно представить в виде интегрального свойства личности, включающего в себя понимание, эмоции, мотивы, убеждения, деятельность. Со временем ребёнок начинает понимать сопричастность к семье и роду, осознает важность любви и взаимоуважения, активно участвует в жизни своей семьи, проявляет ответственность в семейных отношениях. Поэтому ориентация на ценностное отношение к семье, ее нравственных устоев, ответственность перед ней является важной составляющей в нравственном развитии личности младшего школьника.
В.А. Ядов в работе «Стратегия социологического исследования» считает, что ценностное отношение к семье имеет следующую структуру:
— ребёнок воспринимает семейные традиции как элементарную установку к семейным традиционным ценностям;
— осознание ценностных отношений через эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;
— семейные традиции воспринимаются как ценности культуры;
— сочетание интересов и потребностей с ценностными ориентациями способствует регулированию поведения [51, с. 203].
Как считает В.А. Василенко в работе «Ценности и ценностные отношения», процесс усвоения семейных ценностей у младших школьников проходит три фазы:
— ребенок эмоционально воспринимает всё, что происходит в его семье;
— начинает осознавать личную сопричастность к миру своей семьи;
— ценностное отношение к семье соотносит с другими ценностями на уровне личной значимости [9, с. 28].
Знакомясь с семейными традициями и поддерживая их, младший школьник понимает ценности семье, бережно относится к ней, гордится ею. В ценностных отношениях к семье лежит глубинный личностный смысл. Категория «отношение» в педагогике главный объект внимания педагога. В психологии «отношение» рассматривается как структурная единица личности.
Н.Е. Щуркова в работе «Восхождение к нравственности» считает: «Отношение как новообразование развивающейся личности не формируется сразу, а складывается постепенно, в ходе физического и духовно развития» [50, с. 174]. Ценностное отношение автор рассматривает как практическую связь человека с предметом или объектом, обладает знаниями об этом объекте и проявляет умение воспринимать, оценивать и использовать в своей жизнедеятельности.
И.В. Федосова в статье «Проблема ценностных ориентаций в научной литературе» выделяет внутренние и внешние условия образования ценностных отношений. К внешним условиям относится среда, социум, культура, в которых нашли своё отражение ценности. Внутренние условия – это интересы, потребности, свойства личности – складываются в процессе развития человека. Внешние механизмы всегда преломляются через внутренние. Внутренние механизмы связаны с рефлексией личности [46, с. 81].
В исследовании О.С. Пермовской «Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье», ценностное отношение к семье, рассматривается как «некое интегративное личностное образование. Это образование понимает семью как совокупность нравственных законов и понимание ценностей семьи, как исток нравственности человека и общества в целом. Под ценностным отношением к семье подразумевается формирование личностных качеств»[38, с. 150]. Среди личных качеств автор выделяет чувство долга, любви, уважения, ответственность за членов семьи, уважение к старшим, взаимопомощь.
Л.О. Володина в работе «Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси» под ценностным отношением к семье понимает «результат деятельного усвоения ценностей культуры, сопряженный с потребностно-мотивационной сферой семьи» [14, с. 113].
Таким образом, ценностное отношение – это отражение жизненного опыта, совокупность внутренних переживаний личности, тип поведения и деятельности. Это сознание личности, в котором преломляются представления и убеждения.
Среди важнейших ценностей семьи П.Е. Кильдюшова в статье «Воспитательный потенциал социального проектирования в формировании у младших школьников ценностного отношения к семье» отмечает: «Любовь, как основное качество семейных отношений; порядочность, как честность и доверие между членами семьи; главенство, как понимание своей роли в семье; уважение, как основа брака и семьи; здоровый образ жизни; семейные традиции» [25, с. 24-25].
По мнению Л.О. Володиной, одним из компонентов системы ценностей было понятие «православный». Автор выделяет «заглавные» духовно нравственные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа [14, с. 118]. В своей работе К.Д. Ушинский «Моя система воспитания. О нравственности» замечал: «Основная цель воспитания – духовное становление человека. Достигнуть этого становления не возможно без опоры на культурные и исторические традиции страны, на особенности национального характера народа» [44, с. 326].
Под формированием ценностного отношения И.В. Федосова в своей статье понимает – «организованный процесс, в ходе которого происходит присвоения ценностей субъектом. Содержание этих ценностей усваивается личностью, а затем структурировано встраиваются в механизмы управления ребенком своим мышлением, чувствами, действиями» [46, с. 81]. Правильный выбор необходимых методов, форм и средств организации присвоения учащимися общечеловеческих ценностей делает процесс более эффективным.
О.С. Пермовская считает: «Формирование ценностного отношения к семье – это целенаправленный процесс воспитания. Во время которого происходит формирование и развитие ценностей культуры семьи и быта. А также формирование культуры семейных взаимоотношений, развитие здорового образа жизни в обществе. В процессе воспитания происходит осмысление личностью семейных ценностей, на основании общечеловеческих идеалов формируется образ семьянина» [38, с. 92].
В формировании ценностного отношения к семье П.Е. Кильдюшова в своей статье выделяет два аспекта: содержательный и процессуальный. Содержательный компонент включает в себя знания о ценностях семьи, нормах поведения, готовность их использовать. В процессуальном аспекте реализуются этапы освоения нравственных ценностей. То есть от познания до реализации нравственных норм и ценностей в поведении [25, с. 26].
Таким образом, формирование ценностного отношения к семье у младших школьников – это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.