Часть дипломной работы на тему Факторы формирования гендерной и личностной идентичности подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Личностная и гендерная идентичность подростков: определение, факторы формирования, проблематика 6
1.2 Возрастные особенности и проблемы развития идентичности современных подростков 11
Введение:
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что проблема идентичности занимает важное место в современных исследованиях. Проблема самоидентичности возникла в психологии на этапе ее перехода от идеалов классической рациональности к идеалам неоклассицизма и с тех пор прочно заняла свое место среди центральных проблем теории и практики.
Понятие «идентичность» подразумевает идентичность, подобие, сходство. Известно, что идентификация человека зависит от различных аспектов жизни, при анализе которого выделяются два основных подхода.
Первый — выбрать и определить факторы, которые являются значимыми для идентификации человека с точки зрения общества; они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Второй подход включает факторы, которые значительны с точки зрения самого человека. Для человека, находящегося в процессе идентификации, важно понять его окружение, включая родителей, друзей, сверстников, государство. То есть органическое единство человека и окружающих его людей в основном определяет положительную личность человека.
Некоторые из причин формирования личности человека включают в себя желание индивидуума идентифицировать себя с другими людьми или группой людей, а также его индивидуальное стремление к самоидентичности, функционально направленное на его разделение, отличающееся от других людей. В большинстве случаев идентификация — это эмоционально-когнитивный процесс идентификации личности с другими людьми, сообществом, объектом.
Процесс идентификации человека переводит требования внешней среды, стоящей за пределами личности, в приемлемую для человека форму, которую он начинает испытывать как свои собственные свойства. Являясь одним из механизмов социализации, идентификация позволяет человеку присоединиться к жизни, культуре общества таким образом, что при выборе норм и правил поведения он принимает сознательное решение и находит удовлетворение, чувствует свою безопасность, действуя в рамках требований общества. Такое самоопределение человека является многоуровневым творческим процессом.
В настоящее время происходит изменение типа гендерных ценностей в обществе с патриархальных на эгалитарные. Неустойчивость норм, ценностей и образцов в переходный период приводит к кризису гендерной идентичности в сензитивные периоды развития личности. Семья и школа являются основными агентами, определяющими условия становления и развития гендерной идентичности.
За последние несколько лет наблюдается рост исследований, раскрывающих особенности развития гендерной идентичности в различных возрастах. Под гендерной идентичностью понимается аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и феминности как независимых измерений. Исследователи подчеркивают, что существуют сензитивные периоды развития гендерной идентичности. Одним из таких периодов является подростковый возраст.
Дискуссии о закономерностях и факторах становления гендерной идентичности в подростковом возрасте актуальны в современных исследованиях. По результатам анализа публикаций одного из ведущих научных зарубежных журналов по гендерной психологии «Sex Roles», исследования подростков занимают ведущее положение, при этом их количество постоянно растет.
Объектом исследования является личностная и гендерная идентичность.
Предмет исследования — факторы формирования личностной и профессиональной идентичности подростков.
Гипотеза: Тип семьи влияет на представления о гендерной идентичности у подростков, а именно степень соответствия личности стереотипам маскулинности – феминности, степень выраженности маскулинных и феминных характеристик в структуре личности, типы гендерных установок касающиеся распределения ролей в семье.
Цель исследования: выявление доминирующих факторов формирования личностной и гендерной идентичности в подростковый период.
Фрагмент текста работы:
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Личностная и гендерная идентичность подростков: определение, факторы формирования, проблематика
Научные работы по исследованию идентичности на данный момент можно отнести к наиболее стремительно развивающейся области социальной психологии.
Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся в мире человека. С процессуальной точки зрения, идентичность представляет собой самоопределение личности в соотнесении себя с определенной социальной группой. С результативной точки зрения, идентичность представляет собой часть «Я-концепции» личности, которая формируется из принадлежности к социальной группе.
По мнению Бендас Т. В., гердер — это «социальный пол, который определяет поведение личности в социуме, а также то, как воспринимается это поведение» [2]. Данное поведение является полоролевым, определяющим отношения с обществом: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожими и т. д.
Ученые определяют понятие «гендер» следующим образом:
Гендер не является естественно заданным, а имеет источник в культуре и отражает социальные представления, касающиеся различий полов, их назначения и роли в социуме.
Гендер — совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе развития, которые регулирующит жизнь социума.
Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические особенности личности, предписываемые социумом мужчинам и женщинам, на основании их половых различий.
Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы и предписания.
Гендер — это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика ежедневной жизни, действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием личности себя как представителя своего пола).
В отличие от пола, гендер не просто обозначает некие предписанные в обществе нормы, а постоянно воспроизводится в практиках, то есть проявляется в повседневном поведении, которое всегда согласуется с представлениями о том, что правильно, характерно, нормально для того или иного пола.
Гендер не однороден, изменчив и культурно зависим от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах и социальных классах.
Гендер является типом идеологических взаимоотношений традиционного (патриархального) общества, где за основу берутся взаимоотношения власти. Смысл таких взаимоотношений — гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины).
Базовым отличием гендера от пола является, то, что гендерная роль обусловлена большим количеством фактов, социального и психологического происхождения. В то время как половая роль, базируется исключительно на анатомо-физиологических обоснованиях. Гендер оказывает влияние на все аспекты жизни человека:
‒ восприятие информации;
‒ выбор системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития;
‒ предпочитаемую одежду, стиль поведения, хобби;
‒ образование, профессиональную ориентацию, работу.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разные социальные роли, в том числе гендерные роли, представляющие собой набор специфических половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Между представителями разных гендерных групп возникают гендерные отношения равенства и неравенства.
Гендерное равенство есть условия, при которых мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для реализации своих прав и потенциала в полной мере. Люди обоего пола принимают равное участие в делах общества, имеют равные возможности и представительства во всех сферах общественной жизни. Предполагает партнерские отношения, устранение дисбаланса в общественной и частной жизни.