Государственное и муниципальное управление Кафедра организации огневой и физической подготовки Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Эволюция профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы развития профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 10

Параграф 1.1. Специальная профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел в исторической ретроспективе 10

Параграф 1.2 Социально–правовые предпосылки эволюции профессиональной подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 26

Глава 2. Тенденции развития и направления совершенствования специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 44

Параграф 2.1. Особенности эволюции специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД на современном этапе 44

Параграф 2.2 Направления совершенствования специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 60

Заключение 74

Список использованной литературы 79

Приложение 1. Анкета 87

  

Введение:

 

Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников правами по применению различных мер принуждения.

Актуальность работы обусловлена прежде всего необходимостью изучения вопроса профессиональной подготовки сотрудников в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Определение факторов, влияющих на подготовленность сотрудников к выполнению служебных обязанностей играет решающее значение в поиске эффективных путей совершенствования их деятельности.

По итогам 2020 г. число случаев применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия составило 148091 случаев, к концу 2021 г. увеличилось до 181558 случаев, что составляет прирост на 22,6%.

Следовательно, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия увеличивается с каждым годом, что свидетельствует о важности данного института. Не смотря на увеличение применения физической силы и оружия, нельзя однозначно говорить о достаточной подготовленности сотрудников.

Процесс подготовки представляет собой совокупность:

 Правовой;

 Физической;

 Специальной;

 Огневой;

 Психологической подготовки.

Следовательно, актуальность работы основывается на том, что изучение эволюции профессиональной подготовки кадров как базисного основания эффективной правоохранительной деятельности, позволяет найти пути решения правовых и организационных проблем, возникающих при организации профессиональной подготовки кадров.

Объём и сложность стоящих перед МВД России задач требуют кардинальной оптимизации организационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел.

В её задачи входит не только реализация профессиональных программ подготовки кадров различного уровня и направленности в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование у сотрудников органов внутренних дел высоких морально-нравственных качеств, от которых во многом зависит профессиональная социализация сотрудников, осознание ими государственного и общественного предназначения профессиональной деятельности.

Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить её, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на её совершенствование.

Объектом исследования магистерской диссертации выступают общественные отношения в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Предмет исследования – тенденции, лежащие в основе эволюции профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Целью диссертационного исследования является разработка направлений совершенствования специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

 исследовать специальную профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел в исторической ретроспективе;

 изучить социально-правовые предпосылки эволюции профессиональной подготовки.

 определить особенности эволюции программ и методик специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе;

 раскрыть направления совершенствования программ и методик специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

При написании диссертационного исследования использовались эмпирические методы, к которым можно отнести:

 изучение разнообразных источников информации;

 анализ полученных сведений;

 наблюдение;

 опрос.

Среди теоретических методов следует отметить:

 анализ;

 синтез

 классификацию;

 аналогию;

 абстрагирование.

Обратим внимание на степень изученности проблемы.

Поднимали вопросы актуальных проблем подготовки сотрудников такие авторы, как:

А.В. Борисов в работе «Актуальные проблемы истории органов внутренних дел» и Н.В. Демченко, П.А. Волков, О.В. Панфилова в работе «Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

На изучение исторических аспектов данного вопроса обращали внимание М.В. Величко и А. И. Тесленко в труде «История и современное состояние профессионального психологического отбора в ОВД МВД России», а также Г.В. Горбатенко в работе «Предпосылки возникновения системы высшего профессионального образования МВД СССР».

Также нельзя не отметить вопрос изучения порядка подготовки сотрудников, который освещается в работе А. С. Колесникова «Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе».

Новизна исследования обусловлена новой трактовкой периодизации развития профессиональной подготовки сотрудников полиции, а также разработкой актуальных способов совершенствования профессиональной подготовки сотрудников на современном этапе.

Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что сделанные в ходе работы выводы благоприятно отразятся на порядке подготовки сотрудников к выполнению служебных обязанностей, а представленный анализ исторического развития данной сферы позволяет определить основные тенденции профессиональной подготовки и факторы, влияющие на нее.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных результатов в процессе подготовки сотрудников в образовательных организациях по всем перечисленным выше направлениям.

Нормативная основа исследования включает в себя: международные нормативные акты; Конституцию Российской Федерации; административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации, предусматривающие основания и порядок применения мер административного принуждения; ведомственные нормативные акты, регламентирующие правоприменительную деятельность в данной сфере.

Эмпирическая основа исследования включает в себя судебную практику и статистические данные о ситуациях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и результаты анкетирования, а также история развития профессиональной подготовки сотрудников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработана периодизация профессиональной подготовки сотрудников полиции:

 Полиция в Древней Руси;

 Полиция в эпоху Империи;

 Милиция в эпоху СССР;

 Постсоветская Милиция;

 Полиция после реформы 2011 года.

2. Определены факторы, влияющие на профессиональную подготовку сотрудников.

 Разработанность законодательных и иных НПА.

 Требования руководящих документов ОВД, предъявляемые к организации профессиональной подготовки

 Характеристика личного состава подразделения ОВД.

 Состояние уровня профессиональной подготовленности личного состава.

 Криминогенная обстановка.

 Общественное мнение.

3. Определены основные проблемы, с помощью анализа проведенного опроса:

 Нецелесообразность действующих нормативных и регламентирующих мер, поскольку они не могут в полной мере обеспечивать безопасность сотрудника при исполнении служебных обязанностей.

 Принятые нормативы использования ПМ карабинов калибра 18.5 для остановки транспортных средств путем их повреждения не отвечают реальным условиям.

 Упущения в системе профподготовки сотрудников органов внутренних дел, в частности в приказе № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в Органах внутренних дел Российской Федерации».

 Неэффективная огневая подготовка сотрудников полиции.

4. Определены основные направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников.

 Предложена система нового НПА.

 Предлагаются принципы разрабатываемого НПА: обеспечение безопасности сотрудника органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей и принцип недопущения внутреннего дублирования в предлагаемом правовом акте.

 Разработка и внедрение регламента действий сотрудника, с четко прописанными последовательными командами в отношении задерживаемого и действиями сотрудника, в случае их невыполнения.

 Внесение в огневую подготовку компонента обучения ведения огневого контакта в составе пары (группы сотрудников), основной единицы, предназначенной для несения службы, а также создание условий проведения стрельб, наиболее приближенных к реальным ситуациям на практике.

Круг основных вопрос исследования представляет собой изучение в первой главе условий и факторов, которые определяют эволюцию профессиональной подготовки. А во второй – с позиции выявленных особенностей, знаний, анализ современного состояние и проработка направления совершенствования.

Структура работы предопределяется целью и задачами исследования, включает содержание, введение, две главы с параграфами, заключение, библиографический список.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате написания магистерской диссертации можно сделать следующие выводы.

Подводя итог исследованию специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в исторической ретроспективе, можно сделать вывод о следующих тенденциях развития профподготовки в России.

Определим основные особенности каждого.

1) Первый этап. Полиция в Древней Руси;

Особенности профподготовки силового блока данного периода:

 специальная подготовка кадров не осуществлялась;

 к числу предъявляемых требований можно отнести морально-нравственное воспитание и физические качества.

2) Второй этап. Полиция в эпоху Империи;

Особенности профподготовки силового блока данного периода:

 специальная подготовка кадров не осуществлялась;

 к числу предъявляемых требований можно отнести: честность, что отражает моральный облик полиции, грамотность, которая значительно сужает число кандидатов до дворян и боярских детей.

3) Третий этап. Милиция в эпоху СССР;

Особенности профподготовки силового блока данного периода:

 появились первые школы полиции;

 были созданы специальные курсы для подготовки начальников сыскных подразделений;

 появились журналы;

 создаются приемно-испытательные комиссии для отбора кадров в милицию, которые предназначались для того, чтобы проэкзаменовать кандидатов и определить их профессиональную пригодность для службы в милиции;

 создаются институты;

 создаются курсы НКВД;

 создаются школы милиции;

 создаются курсы по переподготовке.

4) Четвертый этап. Постсоветская Милиция;

Особенности профподготовки силового блока данного периода:

 отсутствие требований к сотрудникам;

 нехватка кадров;

 рост преступности и коррупции.

5) Пятый этап. 5. Полиция после реформы 2011 года.

Создаются четкие требования к сотруднику при устройстве на службу, которые находят свое отражение в нормативных реформах 2011 года.

Выявлены социально-правовые предпосылки эволюции профессиональной подготовки сотрудников:

 недостаточность программно-методического обеспечения в организации профессиональной подготовки сотрудников;

 недооценка и не системность организации методической подготовки инструкторов по профподготовке сотрудников;

 низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных продуктов в систему профессиональной подготовки сотрудников;

 отсутствие достаточного изучения дидактических материалов;

 степень подготовки сотрудников и требуемые навыки для эффективной работы сильно отличаются в сфере использования новых технологий;

 отсутствие должного внимания к подготовке лиц, ответственных за обучение навыков у сотрудников.

Определены факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Они были выведены на основе проведенных статистических исследований, а также на изучении исторических этапов.

 Разработанность законодательных и иных НПА.

 Требования руководящих документов ОВД, предъявляемые к организации профессиональной подготовки

 Характеристика личного состава подразделения ОВД.

 Состояние уровня профессиональной подготовленности личного состава.

 Криминогенная обстановка.

 Общественное мнение.

Изучив особенности эволюции специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе, сделаны вывод о том, что действующая система регламентирована рядом Наставлений, закрепляющих организацию профессиональной подготовки, физической и огневой подготовки.

На наш взгляд данное положение дел является сдерживающим фактором в развитии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел поскольку большое число нормативно-правовых актов, другими словами, «нагромождение» может затруднять процесс обучения и организации подготовки сотрудников.

Проведено социологическое исследование в форме анкетирования сотрудников полиции, с целью определения особенностей эволюции профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе.

По итогам исследования получены следующие результаты:

1. Сотрудникам полиции приходится достаточно часто применять специальные средства при выполнении служебных обязанностей.

2. Достаточно большое число сотрудников считают, что у сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей могут возникнуть ситуации, когда применение физической силы необходимо, но не регламентировано действующим законодательством.

3. Среди сотрудников полиции есть потребность в совершенствовании сложившейся системы профессиональной подготовки, о чем свидетельствуют данные: 42% респондентов считают недостаточным то число занятий, которое они посещают.

4. Низкая эффективность занятий по профессиональной подготовке свидетельствуют ответы 29% опрашиваемых сотрудников полиции.

5. Среди проблем, возникающих при применении сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, по мнению сотрудников полиции, можно выделить недоработки в действующем законодательстве РФ.

Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о том, что действующая организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел требует развития.

Действующие проблемы в нормативно-правовом регулировании применения сотрудниками ОВД ФС, СС и ОО: наличие большого числа бланкетных и отсылочных норм, затрудняющих целостное восприятие предмета, целей и способов правового регулирования, а также нормативные излишества.

В рамках данной магистерской диссертации, с целью развития профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, предлагается разработка единого нормативно-правового акта, который будет объединять в себя применение физической силы, специальных средств огнестрельного оружия в едином интегрированном направлении.

Предложена система цели и задач разрабатываемого НПА. Отмечается системный и лаконичный характер цели и задач в области физической подготовки, применения специальных средств и огнестрельного оружия.

Предлагается ряд принципов для разрабатываемого НПА: обеспечение безопасности сотрудника органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей и принцип недопущения внутреннего дублирования в предлагаемом НПА. Как это можно встретить в действующих редакциях.

Вместе с тем, в рамках совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД в ситуациях, сопряженных с применением ФС, СС и ОО предлагается ряд поправок в действующем законодательстве.

1. При остановке транспортного средства путем его повреждения использование карабинов калибра 18.5, находящиеся на вооружении полиции, со стальной пулей Л2, которая уверенно повреждает узлы и агрегаты в моторном отсеке (данный вид оружия должен находиться в каждой патрульной машине ДПС).

2. Разработка и внедрение регламента действий сотрудника, с четко прописанными последовательными командами в отношении задерживаемого и действиями сотрудника, в случае их невыполнения.

3. Внесение в огневую подготовку компонента обучения ведения огневого контакта в составе пары (группы сотрудников), основной единицы, предназначенной для несения службы, а также создание условий проведения стрельб, наиболее приближенных к реальным ситуациям на практике.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы развития профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

Параграф 1.1. Специальная профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел в исторической ретроспективе

Под эволюцией профессиональной подготовки принято понимать развитие систематического процесса формирования у работников теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.

Эволюция профессиональной подготовки представляет собой процесс развития методов подготовки сотрудников в условиях изменяющейся реальности.

Методика специальной профессиональной подготовки представляет собой совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах .

В становлении и развитии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел нами были выделены несколько основных периодов:

1. Полиция в Древней Руси;

2. Полиция в эпоху Империи;

3. Милиция в эпоху СССР;

4. Постсоветская Милиция;

5. Полиция после реформы 2011 года.

Перейдем к наиболее подробному изучению приведенных исторических этапов развития профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних.

1) Первый этап: Полиция в Древней Руси

Становление государственности напрямую связано с появлением потребности в обеспечении общественного порядка. Общественный порядок в государстве обеспечивался путем организации специализированного аппарата.

Становление государственности в России начинается с VI–VIII вв., когда происходит объединение восточных славян, и в последующем — становление Древнерусского государства – (IX–XII вв.).

В данный период обеспечение общественного порядка возлагалось на все государственные органы и должностные лица. Функции полицейских исполняли княжеские дружины .

В Древнерусском государстве в качестве первого письменного свода законов выступает «Русская Правда». «Русская Правда» появилась в 1016 г. при князе Ярославе Мудром. Данный кодекс предусматривал права дружинников. М.В. Величко и А.И. Тесленко упоминают, что моральное воспитание дружинной молоди подразумевало чтение назидательных рассказов из Библии. Подобные истории представляли собой своеобразный свод моральных правил, являлись пособием к практическому действию.

Можно сделать вывод о том, что в период становления Древнерусского государства большое значение в подготовке дружинников уделялось морально-нравственному воспитанию, а также физическим качествам поступающих на службу.

В дальнейшем свод законов «Русская правда» пополнялся новыми нормами. Особое внимание привлекает упоминание в «Русской Правде» мечников и вирников, которые должны были взыскивать штрафы с осужденных в качестве исполнения приговоров суда.

С течением времени в Древнерусском государстве функции полицейских выполняли наместники, волостели, посадники, доводчики, приставы, дворские и воинские формирования.

Розыск преступников осуществляли сами потерпевшие, что стало предпосылкой распространения «кровной мести». С.М. Соловьев в своих трудах отмечает: «при таком состоянии общества полицейские обязанности обыкновенно поручаются отдельным округам, которые и отвечают за всякий беспорядок в них случившийся…».

Распространение «Кровной мести» послужило предпосылкой в развитии отдельных органов, которые бы обеспечивали охрану общественного порядка.

В 1649 г. принимается Соборное Уложение, в котором содержатся нормы административно-полицейского права. Далее, в 1649 г. был издан Наказ «О градском благочинии», ставший первым нормативным документом, посвященным исключительно полицейским задачам государства.

Данной эпохе характерно возложение полицейских функций на различные государственные учреждения, а также подразделения армии. Такая ситуация обусловлена тем, что в России на тот момент довольно частым явлением были бунты и восстания в связи со складывающейся социально-экономической обстановкой в стране, которые необходимо было нейтрализовать силами стрельцов и ополчения.

Можно выделить следующие особенности профессиональной подготовки силового блока данного периода:

 специальная подготовка кадров не осуществлялась;

 к числу предъявляемых требований можно отнести морально-нравственное воспитание и физические качества;

 требовалось наличие физической силы.

2) Второй этап: Полиция в эпоху Империи

Данный этап был выделен отдельно, так как именно правление Петра I следует считать одним из решающих в формировании полиции. Император реформировал множество сфер общества, а также особенность его правления определяется внедрением зарубежных принципов, следовательно, институт охраны общественного порядка также был значительно оптимизирован.

С приходом к власти реформатора Петра I значительно улучшается социально – экономическое, административно – политическое, культурное развитие страны, в том числе создается отдельный механизм охраны общественного порядка – полиция.

Следующий этап становления полиции приходится на 1766 г., когда издается «Наказ Главной полиции». Происходит реорганизация полиции на городские и сельские органы.

С.В. Ефимкин в своих трудах приводит требования к кандидатам на полицейскую службу в соответствии с «Наказом Главной полиции»: «должны быть освобождены от всякого недостатка, чтобы могли избежать того, что может повредить чистоте их совести».

Оценивая вышеприведенные требования, можно сделать вывод о том, что с середины 16 века до начала Отечественной войны в России сформировались такие требования к лицам, исполняющим полицейские функции, как:

– честность, что отражает моральный облик полиции;

– грамотность, которая значительно сужает число кандидатов до дворян и боярских детей.

Во время Отечественной войны 1812 г. и послевоенный период значительно ухудшается качественный кадровый состав полицейских, поскольку в полицию отправляют проштрафившихся на службе солдат.

Процитируем Л.В. Карнаушенко : «Министерству внутренних дел правительство в качестве исполнительных чинов для городской полиции дает одно отребье армии».

Можно заключить, что в данный период к сотрудникам полиции не предъявлялось серьезных профессиональных требований, специальная подготовка кадров не осуществлялась.

С развитием общественных отношений и ростом уровня грамотности населения актуализировалась проблема отсутствия наиболее эффективной системы профессиональной подготовки кадрового состава полиции. М.А. Мазур в своих трудах отмечает, что государством начинают предприниматься меры по организации в полиции общей и специальной профессиональной подготовки.

В дальнейшем проблемы подготовки сотрудников органов внутренних дел выдвигались в конце 50 – х годов XIX века в период подготовки реформ. Заявления руководства МВД о необходимости совершенствования системы органов внутренних дел, а также развития профессиональной подготовки сотрудников .

Далее предполагались реформы 1861 года, однако исторические источники свидетельствуют о том, что этого не случилось. Обозначенная реформа не реализовалась в силу того, что нормативное регулирование было далеко от реальной жизни общества.

Далее, 6 августа 1864 г. вышел Указ Александра II об упразднении штаба Отдельного корпуса внутренней стражи. Данное событие произошло из-за ряда предпосылок, которые следует отметить:

 необходимость внесения изменения в нормативное регулирование жизни общества;

 тревожность на Кавказе;

 отсутствие возможности уменьшения числа войск;

 нехватка денежных средств.

Это все привело к тому, что данные недостатки нужно было компенсировать за счет внутренних сил.

В 1864 г. была принята судебная реформа, которая укрепила правовую систему России, в том числе деятельность государственных органов и ведомств. Эта реформа положила начало расширению квалификационных требований к сотрудникам полиции.

Изначально был сформированы требования к сотрудникам, которые были обоснованы тем, что для того, чтобы устроиться на работу необходимо было предоставить отзывы с прошлых мест работы. Также нельзя не отметить тот факт, что были предусмотрены повышенные выплаты за стаж. В 1876 г. была введена медаль ««За безупречную службу в полиции».

Совокупность вышеуказанных явлений позволяет нам сделать вывод о том, что исследуемый период в значительной мере увеличивает качественный состав сотрудников полиции за счет ужесточения требований к отбору кадров.

В 60—е годы XIX в. стали формироваться специальные подразделения, занимающиеся приемом кандидатов на службу. Так, например, в Санкт-Петербурге была образована школа полиции для подготовки городских и околоточных надзирателей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы