Часть дипломной работы на тему Этно-конфессиональные особенности Бангладеш и их отражение в СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БАНГЛАДЕШ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 7
1.1. Предпосылки возникновения нового государства Бангладеш: истоки бенгальского национализма 7
1.2. Этно-конфессиональная ситуация в Бангладеш 18
Список литертуры 22
Введение:
Актуальность темы. Народная Республика Бангладеш была образована в результате выхода из состава Пакистана его восточной части. История этой страны, населяющих ее народов, сложившиеся этнокультурные традиции представляют собой особую специфику, значительно отличающую Бангладеш от других стран Юго-Восточной Азии. Важным аспектом, определяющим самобытность и отличительные особенности государства, является особый этно-конфессиональный компонент, сформировавшийся именно в условиях исторического развития бенгальской нации и государства Бангладеш.
Актуальность выбранной темы связана также с тем, что значительным проявлением современной жизни является усиление социальных конфликтов, зачастую окрашенных в конфессиональные и этнические краски. Религия и этнос — важнейшие компоненты социальных отношений. Такие процессы в последние десятилетия захватили огромные территории, получили развитие в разных странах и континентах. При этом, в каждом отдельно взятом регионе, эти процессы, приобрели особые очертания, характерные признаки и масштабы, связанные, во многом, с исторически сложившейся спецификой народов, населяющих тот или иной регион, страну.
История Бангладеш связана с рядом этно-конфессиональных конфликтов, обусловленных не только внутренними специфическими причинами, но также этническими и религиозными проблемами, характерными для всего Индийского субконтинента. При этом, в Бангладеш эти процессы имеют свою специфику.
Анализ, таким образом, причин, тенденций развития этно-конфессиональной специфики в социокультурном аспекте, поиск вариантов их решения являются актуальными проблемами как в теоретическом, так и в практическом аспектах, определяют научную и практическую значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях и в практике преподавания истории и истории журналистики Бангладеш. Теоретические выводы исследования также могут получить конкретное практическое применение в процессе принятия решений по политическому урегулированию этно-конфессиональных проблем в Бангладеш, для прогнозирования и поисков путей решения этно-конфессиональных конфликтов в других странах.
Целью работы является изучение этно-конфессиональных особенностей Бангладеш и их отражения в СМИ.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить исторический аспект и предпосылки возникновения Бангладеш, проанализировать истоки бенгальского национализма;
рассмотреть этно-конфессиональную ситуацию в стране;
проанализировать влияние этнических и религиозных факторов на развитие современного политического процесса в республике;
осветить роль этно-религиозного фактора во внутренней политике государства;
раскрыть специфику национальной культуры Бангладеш;
изучить социально-экономические проблемы современной Бангладеш и их зависимость от этно-конфессиональной специфики государства.
Степень изученности темы. Тема этно-конфессиональных особенностей Бангладеш практически не получила освещения в отечественной литературе.
Термины «религиозный фактор» и «этнический фактор» в последние десятилетия все чаще употребляются в общественных науках, теоретические исследования проводятся в контексте целого ряда гуманитарных наук. Влиянию этнического как доминантного в этно-конфессиональном взаимодействии уделял большое значение Л.Н. Гумилев , а влиянию религиозного как доминантного на процесс этногенеза — Б.Г. Гафуров . Исключительное значение религии в формировании и укреплении этнической общности еще в начале ХХ века подчеркивал французский Э. Дюркгейм . В изучении этноса, национальной идентичности внесли ученые Ю.В. Бромлей, Энтони Смит, Г. Кон, В.А. Тишков .
Теоретические аспекты этно-конфессиональных процессов, определяющих социокультурные процессы в мировой истории, рассматривались в современных исследователей — Ю.В. Бромлея, Р.Г. Подольного, Н.В. Кокшарова, М.О. Мнацаканяна, М.К. Кудрявцева , других ученых, рассматривающих данный вопрос в рамках проблемы становления национального самосознания. Проблема «бангладешского» и «бенгальского» национализма находит свое отражение в работах С.М. Хака .
Бенгальский этнос, отмечает специалист по этно-конфессиональным конфликтам, может быть рассмотрен в двух плоскостях: как этнос представителей Древней Бенгалии, разделенный в силу различных исторических причин между Индией и Бангладеш, и этно-социальное образование в Восточной Бенгалии, затем — Бангладеш. Сложность рассмотрения этого этноса, отмечает автор диссертации, заключается в том, что размежевание по религиозному принципу в ходе различных политических катаклизмов оказывало влияние на самосознание народа .
Эмпирическая база исследования. Сбор эмпирического материала осуществлялся в период с 2017 по 2019 годы в Народной Республике Бангладеш и Российской Федерации, в том числе в ходе социологического исследования (анкетирования) были задействованы респонденты других стран. В основу эмпирического исследования вошли материалы средств массовой информации. Источниками послужили статьи из бангладешских, российских и западных изданий, а так же информационных агентств.
Среди них: популярная газета на языке бенгали «Протом Ало» (ProthomAlo) , «Дейли Стар» (DailyStar) — ежедневная англоязычная газета , ежедневная газета «Дакка Трибьюн» (DhakaTribune) на английском языке , российские СМИ (РИА Новости , Регнум (Regnum) «Би-би-си» (BBC), а также западные СМИ («Би-би-си Ньюс» (BBCNews) – британский общественный информационный телеканал, «Си-Эн-Эн (CNN) – США).
Автор в своем исследовании также опирается на результаты личных наблюдений, материалы, полученные в ходе проведения социологического исследования и бесед с экспертами (интервью). Так, в 2019 году было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса с целью выявления мнения респондентов, касающиеся проблематики диссертации. В своем исследовании автор опирается на конституцию Народной Республики Бангладеш, научные статьи по политической проблематике современного состояния Бангладеш.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование проводилось на основе историко-сравнительного, структурно-функционального анализа социокультурной реальности Бангладеш. На базе ретроспективного изучения истории формирования этно-конфессионального пространства страны сформулированы основные специфические особенности социокультурного феномена народа Бангладеш, причинно-следственные связи в истории народа, характеристики основных тенденций развития социальных противоречий, изучены перспективы разрешения этно-конфессиональных конфликтов в Бангладеш.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной науке отсутствуют работы, специально посвященные изучению этно-конфессионального фактора в истории Бангладеш. На основе привлечения источников и научной литературы в работе предпринята попытка комплексного исследования этно-конфессионального фактора в формировании и развитии народа Бангладеш, выделены причинно-следственные связи.
Объект исследования — межэтнические и межконфессиональные отношения в современной общественной жизни Бангладеш.
Предмет исследования — этно-религиозные особенности и противоречия в Бангладеш и отражение современной действительности в СМИ.
Хронологические рамки исследования. Диссертация, в целом, посвящена современным проблемам Бангладеш, соответственно, основная хронология относится к 200-м годам. Однако в целях понимания истоков современных процессов исследование выходит за установленные хронологические рамки и захватывает период образования республики, а также весь XX век, включаются также более ранние события из жизни бенгальского народа, начиная с IV века до н.э.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выделенных по хронологическому и проблемному принципам, заключения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БАНГЛАДЕШ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Предпосылки возникновения нового государства Бангладеш: истоки бенгальского национализма
В 1947 году районы Британской Индии, населенные в основном мусульманами, были выделены в особый доминион под наименованием Пакистан, который географически состоял из двух частей, не соединенных между собой анклавов. Между двумя частями Пакистана находилась территория Индии. Основной считалась западная часть Пакистана, с центром в долине Инда, которая быстрыми темпами превращалась в центр нового государства (собственно современная территория Пакистана). Восточная часть была населена в основном бенгальцами, и воспринималась как сравнительно отсталая периферия . Тогда же произошло разделение Бенгалии на две части, чего, собственно добивался бенгальский народ несколько десятилетий.
Название «Бангладеш» означает «земля бенгальцев». Бенгальцы — один из самых многочисленных народов мира. На бенгальском языке, относящемся к индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи, говорит не менее 250 млн. человек. Историческая область Бенгалия издавна условно разделялась на Восточную и Западную Бенгалию. Сложилось так, что в Восточной Бенгалии в качестве основной конфессии утвердился ислам, в западной части Бенгалии преимущественно исповедовали индуизм. Ислам стал зарождаться в Бенгалии примерно с XV века. Следует отметить, что процесс исламизации части бенгальского населения сильно отличался от исламизации народов, населявших северо-запад Индостана, той территории, где позже образовался, собственно, Пакистан. В отличие от последнего, в Бенгалии процент арабов, персов, тюрок был малочислен. Если арабо-персо-тюркский компонент в этнокультурном и историческом развиии Пакистана просматривается определенно, то Бенгалия всегда являлась сугубо «индийским» регионом. В ислам вступали представители низших каст бенгальцев, стремившиеся к избавлению от дискриминации кастовому принципу, а также под влиянием арабских торговцев городские слои . Принципы, провозглашаемые исламом, о всеобщей любви, равноправии и братстве между людьми выгодно отличали его от столпов индуизма.
Формирование индуистских традиций среди бенгальцев в IV — V веках до н.э. также происходило совершенно особенным, отличным от остального полуострова образом. Так, известно, что существовали значительные противоречия между брахманами-бенгальцами и брахманами-небенгальцами, прежде всего, на бытовом уровне. Связи индуистов Бенгалии с центром правления индуизма затруднялись ввиду отдаленности. Правители империи Гупта относительно либерально относились к соблюдению традиций индуизма в Бенгалии, где в результате сформировалась так называемая «упрощенная религия», предполагающая нестрогое соблюдение религиозных принципов . Нужно сказать, что это в дальнейшем явилось благодатной основой для быстрого распространения ислама в Бенгалии. Даже те, кто не поменял свою религию на новую, благосклонно воспринимали добрые традиции ислама.
Особенное развитие мусульманских и индуистских религиозных традиций среди бенгальцев способствовало взаимовлиянию этих культур. В Бенгалии даже в XVI веке оформилось своеобразное религиозное течение – «вайшнобизм» (основатель Шри Чайтання), упрощенно его называют результатом совмещения культурных традиций ислама и индуизма .
Возникали секты и религиозные направления синкретического толка, характеризующиеся определенным присутствием исламских традиций. Например, сикхизм, превратившийся в самостоятельную религию. Сосуществование мусульман и индуистов способствовало сохранению элементов общей культуры.
Появившийся позже в Бенгалии ислам, таким образом, не столько потеснил сложившуюся традицию индуизма, но скорее обогатил ее, несколько видоизменил. В то же время индуист оказывал значительное влияние на развитие ислама в регионе. Известно, что в сельских местностях индуисты, принявшие мусульманство, продолжали соблюдать индуистские традиции. Потомки обращенных в ислам индуистов сохраняли характерные для индуистской религии традиции, почитать местные деревенские божества. Особенно значительным влияние индуизма на последователей ислама было в поликонфессиональных районах.
На процесс мирного сосуществования двух религий значительно повлияли мусульманские правители Бенгалии, соблюдавшие исламские принципы равенства и веротерпимости, утверждавшие беспрецедентные правила поведения в обществе, влияя на кастовые традиции индуизма. С развитием индуизма бенгальский язык был смещен санскритом, более считавшимся элитным языком, которым владели в совершенстве лишь образованные брахманы. Бенгальский язык оставался языком общения простого народа. Мусульманские правители способствовали развитию и распространению бенгальского языка .
Особенностью такого этно-конфессионального развития бенгальского народа стало формирование в его среде, таким образом, совершенно особенного индуистского и исламского культа, что в последующем значительно повлияло на некоторое обособление бенгальского этно-конфессионального компонента и сформировало его особый бенгальский национализм.