Часть дипломной работы на тему Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Понятия
"эстетическое воспитание" в психолого-педагогической литературе. 5
1.2 Особенности
декоративно-прикладного искусства. 10
1.3 Роль
декоративно-прикладного искусства в воспитании. 14
1.4 Формы и методы
эстетического воспитания. 18
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛАХ ПО ВЫШИВКЕ КРЕСТОМ.. 25
2.1 Разработка
содержания учебного материала по вышивке крестом. 25
2.2 Разработка
дидактического материала по вышивке крестом. 27
2.3 Разработка
технологической карты урока по теме «вышивка крестом». 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методические
материалы к уроку. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лист самооценки
учащегося на уроке. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В Учебное пособие. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Образец
дидактического материала 65
Введение:
Актуальность
темы. На современной стадии развития
каждой страны важной остается проблема сбережения и приумножения культурного
наследия народа. Достопримечательностями этнической культуры, носителями
обычаев предыдущих поколений считаются произведения декоративно-прикладного
искусства. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление
культуры. Представление это довольно широкое, оно включает многочисленные
разновидности народного промысла, такие как зодчество, музыка, танцы, фольклор,
бытовое искусство. Это искусство можно назвать и глубоким, потому что оно живет
вместе с народом, уходя корнями в далекое прошлое, и в то же время развивается
в наши дни. Без этой сферы невозможно представить себе жизнь человека, ведь
каждая вещь, будь то одежда, посуда, мебель, бытовые предметы, занимают
определенное место не только в организованной человеком среде
жизнедеятельности, но в первую очередь в ее духовном мире. Декоративно-прикладное
искусство оказывает большое влияние на различные индивидуальные качества детей
— эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые. Рассматривая
произведения декоративно-прикладного искусства, ребёнок получает удовольствие
от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов,
волнуется из-за уважения к народному мастеру, у него возникает стремление
самому научиться создавать прекрасное. Широкое включение всех его видов в
образовательный процесс оказывает положительное влияние на детей, предоставляет
им возможность узнавать действительность с разных сторон, порождает позитивный
эмоциональный отклик, приумножает позитивное отношение к художественной
деятельности. Вовремя обучения педагог учит детей понимать и ценить искусство,
чувствовать красоту. Одновременно следует направить ребенка, дать ему «пищу для
размышления». Здесь искусство приходит на помощь, а создание красоты требует
много труда, значительного напряжения умственных ресурсов.
Жизнь
человека преображается, если он чувствует красоту природы, окружающего мира.
Это вызывает интерес к жизни, расширяет возможности мышления, памяти, побуждает
к любознательности. Что, в свою очередь, приводит к уникальным, необычным
решениям, созданиям шедевров. Безусловно, не каждый ребёнок станет выдающимся
художником, дизайнером, скульптором, но помочь раскрыть индивидуальные
способности – задача педагога. Значительно в этом помогает
декоративно-прикладное искусство, открывая безграничные возможности для
всестороннего гармоничного развития личности.
Проблема исследования состоит в том, как приобщить
школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве,
как воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого
современного человека.
Объект исследования– процесс эстетического воспитания школьников.
Предмет исследования– использование средств народного
декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников 5-9
классов.
Цель–разработать содержание и средства
эстетического воспитания в методических материалах по вышивке крестом.
Задачи:
1.
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2.
Изучить виды и роль народного декоративно-прикладного искусства, как средства
эстетического воспитания.
3. Разработать содержание учебного
материала по вышивке крестом
4.
Разработать дидактический материал по вышивке крестом
5.
Разработать технологическую карту занятия
Методы
исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по
теме исследования, научных исследований в области эстетического воспитания
школьников средствами декоративно-прикладного искусства; изучение и обобщение
передового педагогического опыта использования народного
декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе; изучение
процесса создания художественных произведений различных народных традиционных
промыслов непосредственно на практике; изучение продуктов деятельности
учащихся; сравнение, анализ.
Заключение:
Вышивание —
распространенный вид декоративно – прикладного искусства.
Издревле вышивка украшала одежду
человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески,
салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои
эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и
дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем
не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами,
кошельками.
Фрагмент текста работы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 1.1. Понятия "эстетическое воспитание" в
психолого-педагогической литературе В
начале XXI века проблема эстетического воспитания рассматривается многими
исследователями по-новому: резко обостряется ее гуманистическая направленность
в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры. Эта проблема
изучалась и изучается разнопланово учеными философами, педагогами, психологами,
искусствоведами. В наше время проблема эстетического воспитания, развития
личности, формирования ее эстетической культуры — одна из важнейших задач,
стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Джола, Д.
Кабалевский, Н. Киященко, Б. Лихачев, А. Макаренко, Б. Неменский, В.
Сухомлинский, М. Таборидзе, В. Шацкая, А. Щербо и другие. В частности,
философско-эстетические проблемы рассматриваются в работах Ю. Борева, И.
Гончарова, М. Киященко, В. Ядова. Психологические основы эстетического
воспитания находим в трудах Б. Ананьева, Л. Божович, Л. Выготского, И. Кона, Б.
Теплова. Различные аспекты педагогического направления исследованы в трудах
педагогов. Так вопросы теории и методики эстетического воспитания подрастающего
поколения исследованы в трудах Л. Коваль, В. Передерий, Ю. Фохт-Бабушкина, Г.
Шевченко, А. Щербо.
Вопрос
творчества и познавательной активности детей в эстетическом воспитании
исследованы в работах Ф. Говорун, Б. Коротяева, В. Левина, В.Моляко, Ю.
Петрова, П. Пидкасистого, Я. Пономарева, В. Романец, В. Цапок. Согласно
нормативным документам, регламентирующим организацию учебно-воспитательного
процесса в общеобразовательных учебных заведениях, видим, что вопросу
эстетического воспитания уделяется определенное внимание. И одно из важных мест
в эстетическом воспитании, которое охватывает все стороны жизни детей и
подростков, является воспитание средствами искусства на основе ряда концепций
российских ученых (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачева, В.С. Кузина, Т.С.
Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на
развитие этого процесса в последние годы.
Целостный
процесс воспитания предусматривает художественно-эстетическую образованность и
воспитанность личности. Воспитывая в молодежи эстетические взгляды, вкусы,
основанные на народной эстетике и на лучших достижениях цивилизации,
национальное воспитание предполагает выработку умений самостоятельно
приумножать культурно-художественное достояние народа, чувствовать и
воспроизводить прекрасное в повседневной жизни, предусматривает формирование
навыков хорошего поведения, доброжелательного отношения к людям. Исследуя
значение понятия «эстетическое воспитание», мы пришли к выводу, что существуют
различные подходы к определению этого понятия. Авторы пособия «Эстетика» считают,
что эстетическое воспитание имеет исторический характер, поскольку подход к
оценке сущности эстетического воспитания и его задач был разным в каждый
конкретный период человеческого развития [1]. Понятие эстетического воспитания,
эстетических чувств зародились в глубокой древности. Сущность эстетического
воспитания, его задачи, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля
до наших дней.
В кратком словаре по эстетике понятие «эстетическое
воспитание» раскрывается как целенаправленная система действенного формирования
человека, способного воспринимать, оценивать, осознавать эстетическое в жизни,
природе и искусстве, жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» по
законам красоты[21]. На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои
представления об эстетическом: прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое,
героическое и обыденное, трагическое и комическое, тесно переплетаются с